Рабочая программа по русскому языку ( УМК Гармония, 4 класс)



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_____________________________________________________________


Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ______________

«_____»__________________20___г.
_________________(____________)

Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.

_______________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на _____________ учебный год
Класс: 4

Количество часов за год: 170 (134/36 резерв); в неделю: 5
Плановых контрольных работ:
тестов - 15
диктантов - 5
изложений - 7
сочинений - 3
Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».
Программа разработана учителем начальных классов: Тимофеевой Натальей Сергеевной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность обучающихся;
- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
- обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижение курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД




1.


2.



3.


4-5.














6.
















7.


















8.




9.


10.

11.

12.























13-15.



16-17.



18.




















19.


20.




















Знаем – повторим,
не знаем – узнаем
(20 ч.: 17/3 р.)
Начинаем повторять («Перечитаем письмо»)

Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу»)

Систематизация основных орфографических правил

Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?»)













Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)














Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»)















Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора
(«Как ты умеешь анализировать слова?)

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

Состав слова и его значение

Разграничение слов по частям речи.

Повторение изученного о формах глагола






















Упражнение
в выполнении различных грамматических действий

Орфографические умения как правильные орфографические действия

Тренировочно-проверочные работы
Контрольная работа по результатам повторения. Диктант















Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

Изложение: обучение пересказу от другого лица

Написание воспоминаний «Летние встречи»






1


1



1


2














1
















1


















1




1


1

1

1
























3



2



1




















1


1


Смена видов деятельности, физ. минутка.










Единая коллекция ЦОР
































Единая коллекция ЦОР

















Презентация







Единая коллекция ЦОР
















































































– Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении русского языка уже пройден. (Л.)
–Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах (Р.)
– Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового и речевого материала, его подведение под понятия; систематизировать сведения, понимать проводимые аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. (К.)
– Осознание языка как средства выражения своих мыслей и чувств. (Л.)
– Понимать речевую задачу, планировать действия для её решения и выполнять их. (Р.)
– Понимать читаемое, осознавать и применять полученную информацию. (П-1.)
– Проводить аналогию, высказывать предположения, анализировать, делать выводы. (П-2.)
– Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. (К.)

– Осознание языка как средства общения. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Выполнять действия в речевой и умственной форме, контролировать процесс и результат своих действий. (Р.)
– Понимать информацию, представленную в модельном виде, анализировать её. (П-1.)
– Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, аргументировать их; систематизировать сведения. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других. (К.)

– Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Планировать свои действия для решения практических задач, действовать по плану, контролировать действия и их результат, оценивать достижения, трудности. (Р.)
– Владеть общими способами действия для решения различных лингвистических задач. (П-1.)
-Выполнять действия анализа, сравнения, синтеза, классификации, систематизации и обобщения; проводить наблюдения, делать выводы. (П-2.) -Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать особенности использования средств языка в речи. Сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность в отношениях, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.(К.)







– Становление сознательного отношения к использованию языка, социального и учебно-познавательного мотивов его изучения. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, по её решению. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения. Оценивать свои действия и их результат; осознавать свои затруднения, стремиться к их преодолению. (Р.)
– Находить в материалах учебника новую информацию; использовать известные и новые сведения для решения практических задач. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач. (П-1.) Анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы, подводить факты языка под понятия. (П-2.)
– Сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения, слушать и учитывать мнения других. (К.)


– Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, представление о его богатых возможностях, осознание себя его носителем; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы. Оценивать свои действия и их результат. (Р.)
– Читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы; использовать информацию для решения практических задач. (П-1.) Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и выводы. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Выражать свои мысли и чувства в письменной форме с учётом задач и ситуации общения; стремиться к точности и выразительности своей речи. (К.)





21.




22.


23.



24-25.




26.









27-28.







29-30.






31.



32-33.



34.








35.




36.


37.


38.



39.




























40.



41.



42.


Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)
(14 ч.: 10/4 р.)
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)

Продолжение знакомства со словосочетаниями

Составление словосочетаний и включение их в предложение


Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений


Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания? )

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»)

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»)

Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач

Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

Закрепление изученного




Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)
(5 ч.: 4/1 р.)

Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)

Правописание наречий


Продолжение освоения наречия как части речи

Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

























Повторение изученного и подготовка к контрольной работе («Проверяем себя»)

Совершенствование и самопроверка приобретённых умений

Контрольная работа
за 1-ю четверть












1




1


1



2




1










2






2






1



2



1








1




1


1


1



1




























1



1



1




Смена видов деятельности, физ. минутка.

























































Смена видов деятельности, физ. минутка.




























































Единая коллекция ЦОР












Презентация













Единая коллекция ЦОР

















Презентация












Единая коллекция ЦОР










Презентация






































– Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание его богатых возможностей. Готовность целенаправленно использовать средства языка при формулировании своих мыслей. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)
– Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию.
Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых и речевых задач. Пользоваться словарями учебника и другими справочными материалами. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Подводить факты языка под определённые понятия, конструировать их, классифицировать, группировать. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Соблюдать нормы литературного языка, в том числе, правила построения определённых словосочетаний. Делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома. (К.)



















– Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. (Л.)
– Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)
–Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать свои. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата. (К.)



– Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
– Фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке правильности выполнения учебных заданий, планировать определённые действия, в т. ч. умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)
– Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям. (П-2.)
– Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Высказывать собственное мнение, аргументировать его. (К.)




43.


44-45.
Пишем объявления
(3 ч.)

Знакомство с особенностями построения объявлений

Создание текстов-объявлений



1


2



Смена видов деятельности, физ. минутка.



Презентация
– Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. (Л.)
– Понимать стоящую задачу, планировать и осуществлять действия для её решения, контролировать процесс и результат (Р.)
– Владеть общим способом решения речевой задачи. (П-1.)
– Осуществлять анализ, синтез; действовать по аналогии. (П-2.)
– Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства. (К.)








1.








































2.






















3.



4.











5.














6.





7.


8.







9.

10-11.




12.






13-15.





16.



















17.


















18.



















19-20.




























21-22.












23-25.



26.









27.








28-30.















31-32.













II четверть (32 ч.: 26/6 р.)

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных
(32 ч.: 26/6 р.)

Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)






































Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)


















Формирование умения определять склонение имени существительного


Закрепление изученного











Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи
в предложении











Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Закрепление изученного


Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

Закрепление изученного

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Закрепление изученного






Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного
















Изложение «Так приходит зима»


















Этюд по картине
А. Пластова «Первый снег»


















Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)






















Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»)




Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

Закрепление изученного









Контрольная работа








Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)











Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем»)













1








































1






















1



1











1














1





1


1







1

2




1






3





1



















1


















1



















2




























2












3



1









1








3















2























Смена видов деятельности, физ. минутка.
























































Единая коллекция ЦОР







































Презентация





































Презентация

































Презентация

























































Презентация




















































































































































– Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Способность осознавать и оценивать границу собственных знаний, элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. (Л.)
– Ставить учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2.)
– Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. (К.)





– Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
Формулировать задачу урока, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности (Р.)
– Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2.)
– Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для партнёра, доказывать правильность своего решения. (К.)


















– Осознание недостатка знаний для решения практических задач, учебно-познавательный интерес к новому материалу. (Л.)
– Понимать и принимать учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Осуществлять поиск информации. Осознавать и использовать общий способ действия для решения конкретных задач. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения, объяснять, доказывать. (К.)
– Представление о богатых возможностях русского языка. Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи. (Л.)
– Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности. (Р.)
– Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. (П-1.) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать. (К.)

– Способность осознавать и оценивать полноту своих знаний, готовность их пополнять для решения жизненных задач. Познавательный интерес к предмету «Русский язык». (Л.)
– Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя и одноклассников, решать поставленную задачу, находить информацию в материалах учебника, пользоваться знакомыми лингвистическими словарями. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их. (П-2.)
– Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, строить несложные рассуждения, формулировать выводы, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. (К.)



– Представление о богатых возможностях русского языка, осознание его как средства общения, а себя – как его носителя. Укрепление интереса к изучению русского языка. (Л.)
– Понимать и решать речевую задачу. Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль. (Р.)
– Целенаправленно читать текст, понимать его содержание и особенности построения. Пользоваться инструкцией, выполнять указанные в ней действия. (П-1.) Анализировать текст, наблюдать за последовательностью изложения содержания, за выбором языковых средств; перестраивать, переформулировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Понимать содержание, его организацию выбранные автором языковые средства, передавать содержание в соответствии с задачей и условиями общения. (К.)



- Понимание, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека, желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Ставить и решать речевую задачу. Действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Анализировать средства языка, наблюдать за их использованием, конструировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
Участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других. Сотрудничать с одноклассниками. Создавать письменный текст определённого жанра (этюд) на основе картины. (К.)


– Элементы способности оценивать границу своих знаний, свои трудности и достижения, готовность использовать новые знания для решения практических задач. (Л.)
– Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и реализовывать их для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)
– Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённые сведения.
Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять ею имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими. (К.)

Осознание себя носителем русского языка. Понимание того, что правильная речь – показатель культуры человека. (Л.)
– Осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)
– Пользоваться приобретаемой информацией, словарями, справочниками. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Соблюдать нормы литературного языка в процессе устного и письменного общения. Делиться с другими приобретёнными сведениями.(К.)


– Становление коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Элементы сознательного отношения к своей речи (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Способность осознавать и оценивать собственные знания и умения. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)
– Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. (П-1.)
Анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других. (К.)



– Осознание себя носителем русского языка. Становление сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)
– Использовать приобретённые сведения в практических целях. Пользоваться словарями, справочными материалами учебниками. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, аргументировать, делать выводы. (П-2.)
– Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов.
Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. (К.)


– Осознание языка как средства устного и письменного общения, понимание значимости хорошего владения русским языком, сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану. Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. Замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность. Создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности. Делиться приобретёнными знаниями с другими. (К.)







1.







2.


3.





4.









5-6.


7.













8-9.




















10.


11.


12.









13-14.





III четверть (53 ч.: 40/13 р.)

Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.: 11/3 р.)
Повторение

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена»)

Продолжение повторения изученного

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

Секреты имён числительных

Изменение имён числительных по падежам








Сложные числительные и особенности их изменения

Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений








Учимся пользоваться личными местоимениями

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений















Повторение изученного о глаголе

Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание

Образование неопределённой формы

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать







Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»











1







1


1





1









2


1













2




















1


1


1









2











Смена видов деятельности, физ. минутка.






Презентация
















Единая коллекция ЦОР

























Единая коллекция ЦОР

























Презентация









Единая коллекция ЦОР










– Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, способности оценивать свои достижения и трудности, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и выполнять их; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои умения. (Р.)
– Целенаправленно слушать учителя, читать информацию в учебнике, выявлять нужные сведения, различать среди них известные и новые; понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмичной форме; находить в текстах требуемые языковые примеры; пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями; владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач. (П-1.)
Осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала; подводить факты языка под освоенные понятия, совместно с учителем проводить систематизацию, обобщение изученного. (П-2.)
–Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками. (К.)


– Осознание языка как средства общения, представление о богатых возможностях русского языка. (Л.)
– Планировать свои действия и действовать по плану: использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять проверку и оценивать результат своих действий. (Р.)
– Воспринимать (зрительно и на слух) информацию, понимать её и использовать. Пользоваться словарями учебника и другими средствами помощи. (П-1.)
Наблюдать, анализировать, конструировать сравнивать, делать выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в коллективном решении познавательных задач. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. (К.)




– Понимание значимости правильной и выразительной речи, элементы коммуникативного мотива изучения языка, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме; осуществлять самоконтроль. (Р.)
– Понимать информацию, представленную в табличной форме, находить в тексте языковые примеры, вносить их в таблицу. Пользоваться словарями, справочными материалами учебника. (П-1.) Выполнять действия анализа, сравнения, классификации, преобразования, синтеза; подводить факты языка под понятие; обобщать, систематизировать материал.(П-2.)
– Осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в совместной работе, в обмене мнениями. (К.)



– Проявление учебно-познавательного и социального мотивов изучения языка. (Л.)
– Планировать и осуществлять действия для решения практических задач, контролировать свои действия. (Р.)
– Находить заданные факты языка в текстах, характеризовать их; владеть общими способами решения практических задач, ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. Фиксировать результаты действий в таблице, работать со словарём. (П-1.) Анализировать, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками. (К.)


- Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, высказывать и обосновывать свои суждения. (П-2.)








15.




16.





17.






18.


19.





20.





21.







22.




23-24.





25.



26.



27.









28-30.







31.


32-33.



34.


Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
(20 ч.:15/5р.)

Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы»)



«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?»)

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме

Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»)

Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме





Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква»)

Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»)






Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»).





Подробное изложение: обучение деловому повествованию

Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений

Контрольная работа







1




1





1






1


1





1





1







1




2





1



1



1









3







1


2



1











Смена видов деятельности, физ. минутка.







Презентация




Единая коллекция ЦОР














Презентация




















Презентация


















Презентация





















– Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. (Л.)

– В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.
Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

– Целенаправленно слушать учителя, одноклассников. Читать информацию в учебнике, черпать из неё нужные сведения, применять их для решения учебно-практических задач. Понимать сведения, инструкции, представленные в схематичной, табличной форме, переводить их в словесную и использовать в практической работе. Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений).
Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их. Пользоваться словарями учебника.
Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка. (П-1.)
Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам; понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их; подводить факты языка под понятия. (П-2.)

– Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения, в том числе принимать во внимание ситуацию и характер общения, особенности партнёра (участников), решаемую задачу.
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.
Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное. (К.)





35.




















36.



37.



38.



39.



40.









41.


42.



43.





44-45.




46.

Новое о строении предложений (12 ч.: 9/3р.)

Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)















Однородные члены предложения

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»


Союзы и знаки препинания при однородных членах


Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

Использование в речи предложений с однородными членами






Предложения бывают сложными

Общее знакомство со сложными предложениями

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

Подведение итогов

Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

Контрольная работа за 3-ю четверть




1




















1



1



1



1



1










1


1



1





2




1





Смена видов деятельности, физ. минутка.




Презентация





















Презентация





























Презентация
– Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью. (Л.)

– Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. (Р.)

– Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. (П-1.)
Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. (П-2.)

– Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль. (К.)





47.


48.


49.


50.



51.


52.


53.

Учимся рассуждать
(7 ч.:5/2р.)

Знакомство с построением рассуждения

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

Обучение написанию объяснительной записки

Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)


Письменный пересказ текста-рассуждения

Конструирование текста-рассуждения

Создание текста-рассуждения




1


1


1


1



1


1


1

















Смена видов деятельности, физ. минутка.





– Осознание языка как средства общения, а себя как носителя языка. Становление коммуникативного мотива освоения русского языка, представление о его богатых возможностях. Желание умело пользоваться русским языком, понимание необходимости ясной, правильной речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать (под руководством учителя) свои действия по созданию высказывания, последовательно выполнять их.
Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)
– Читать информацию учебника, выявлять новые сведения и использовать их для решения практических задач. Понимать читаемые тексты, приводимые в них суждения и аргументы. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач; ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, строить несложные рассуждения, формулировать аргументы, выводы. (П-2)
– Участвовать в общей беседе; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать его; выслушивать другие мнения, стараться понимать их. Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать поддержку, проявлять взаимопомощь. Воспроизводить информацию, доносить её до других. Письменно выражать свои мысли с учётом темы, задач и ситуации общения. (К.)















1.


2.


3.


4.















5.



6.



7.























8.




9.


10.


11.


12-13.



14-15.


16.




17-18.



19-20.




21.

22.


23.




IV четверть (40 ч.: 32/8 р.)

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове»)
(23ч.: 20/3р.)



Слово и его значение
(7 ч.)

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

О словах, которые выходят из употребления

Объясняем происхождение некоторых слов

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов»)












Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём

Синонимы и антонимы; выбор точного слова


Подробное изложение: обучение словесному рисованию

















Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание
(16 ч.: 13/3р.)

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

Рассказываем истории некоторых выражений

Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

Чтобы писать грамотно, нужно (систематизация умений)

Совершенствование комплекса орфографических умений

Проверяем себя

Проверяем свои умения («Проверяем себя»)


Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты;
выполнение заданий на основе текста

Контрольный диктант

Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте)

Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»)














1


1


1


1















1



1



1























1




1


1


1


2



2


1




2



2




1

1


1
















Смена видов деятельности, физ. минутка.






















































Смена видов деятельности, физ. минутка.































































Презентация


















































Презентация










Презентация


































– Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском языке как языке своей страны. (Л.)
– Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. (Р.)
– Читать, находить нужные сведения, включать их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить факты языка под понятия. (П-2.)
– Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать во внимание другие мнения; проявлять доброжелательное отношение к собеседникам. Передавать другим приобретённую информацию. (К.)


– Осознание языка как средства общения. (Л.)
– Понимать учебную задачу, планировать свои действия и осуществлять намеченное; контролировать процесс и результат своих действий. (Р.)
– Читать, понимать читаемое, определять своё отношение. (П-1.) Проводить анализ, сравнение, классификацию, синтез; делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, соблюдая правила общения. Определять свою точку зрения и высказывать её, слушать другие мнения. Вступать в учебное сотрудничество с партнёром, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. (К.)



– Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Становление желания умело пользоваться русским языком, элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Принимать учебную задачу и сохранять её. Планировать свои действия и выполнять их в речевой или умственной форме. Контролировать и оценивать результат действий, вносить коррективы. (Р.)
– Выявлять новую информацию при чтении, представлять, воображать картину. Понимать учебные задания и выполнять их. Пользоваться словарями учебника. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, выбирать, классифицировать, группировать; наблюдать и оценивать. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, в общей беседе. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения, особенности использования языковых средств. Воспроизводить прочитанное, доносить до других, сохраняя особенности оригинала. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. (К.)



– Становление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)

– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать и выполнять различные учебные действия, контролировать процесс и результат. Оценивать свои достижения и трудности, стремиться к их преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

– Читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям. Находить нужную информацию в учебнике, в читаемых материалах, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач, учитывать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)

- Наблюдать, анализировать, сравнивать, разграничивать, выбирать, классифицировать, группировать, конструировать, обобщать, систематизировать; подводить под понятия, находить примеры; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения. (П-2.)

– Участвовать в общей беседе, в совместном поиске, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать другие мнения. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К.)








24.





25.




26.


27.


28.




29.





31-32.



33.

34.


35.



36.


37.





Размышляем, рассказываем, сочиняем
(14 ч.: 11/3р)

Наблюдения за способами связи предложений в тексте.

Обучение связи предложений в тексте

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

Подробное изложение: обучение построению рассказа

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение



Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

Написание сочинений-рассуждений

Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков

Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков

Ещё один рассказ
по серии картинок

Письмо учителю







1





1




1


1


1




1





2



1

1


1



1


1





Смена видов деятельности, физ. минутка.






Презентация


– Осознание языка как средства общения. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях; осознание себя носителем этого языка. Становление желания умело пользоваться русским языком в процессе общения. (Л.)

– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия и действовать по плану. Контролировать процесс и результат своей речевой деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, читать, адекватно воспринимать информацию, использовать её в практической деятельности. Владеть общими способами решения конкретных языковых и речевых задач, осознавать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)
Проводить наблюдения, небольшие рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение; делать умозаключения, выводы, подводить факты речи под понятия. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске. Понимать зависимость характера речи от задачи и ситуации общения, учитывать их при выражении своих мыслей и чувств. Высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Воспроизводить тексты, передавать нарисованные картины; создавать свои небольшие речевые произведения, доносить их до других, слушать собеседников, проявлять доброжелательное отношение. (К.)


– Появление желания умело пользоваться русским языком для выражения своих мыслей, чувств, впечатлений; становление сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Осознавать речевую задачу, планировать её решение и действовать по плану. (Р.)
– Читать и полноценно воспринимать прочитанное. Самостоятельно знакомиться с инструкцией, действовать на её основе. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в форму словесную. (П-1.)
Выполнять анализ, синтез, сравнение; устанавливать взаимосвязи, проводить рассуждения, делать выводы; воображать, фантазировать. (П-2.)
– Сотрудничать с учителем, одноклассниками, обмениваться мыслями, впечатлениями. Создавать свои небольшие речевые произведения, проявлять интерес к произведениям других, оказывать помощь, поддержку.






38.



39-40.

Перелистаем учебник
(3ч.: 1/2р)


Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды






1



2





Смена видов деятельности, физ. минутка.











- Осознание языка как средства общения, укрепление коммуникативного мотива освоения русского языка, понимание значимости хорошего владения им. (Л.)





Исходными документами для составления рабочей программы по русскому языку
являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
УМК «Гармония»: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «К тайнам нашего языка», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Рабочая тетрадь «К тайнам нашего языка», Т.В. Корешкова Тетрадь для самостоятельной работы «Потренируйся!», Т.В. Корешкова «Тестовые задания».


15