Рабочая программа по русскому языку ( УМК Гармония, 4 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_____________________________________________________________
Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ______________
«_____»__________________20___г.
_________________(____________)
Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на _____________ учебный год
Класс: 4
Количество часов за год: 170 (134/36 резерв); в неделю: 5
Плановых контрольных работ:
тестов - 15
диктантов - 5
изложений - 7
сочинений - 3
Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».
Программа разработана учителем начальных классов: Тимофеевой Натальей Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность обучающихся;
- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
- обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижение курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД
1.
2.
3.
4-5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13-15.
16-17.
18.
19.
20.
Знаем – повторим,
не знаем – узнаем
(20 ч.: 17/3 р.)
Начинаем повторять («Перечитаем письмо»)
Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу»)
Систематизация основных орфографических правил
Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?»)
Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)
Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»)
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора
(«Как ты умеешь анализировать слова?)
Звуки и буквы в слове: значение и строение слова
Состав слова и его значение
Разграничение слов по частям речи.
Повторение изученного о формах глагола
Упражнение
в выполнении различных грамматических действий
Орфографические умения как правильные орфографические действия
Тренировочно-проверочные работы
Контрольная работа по результатам повторения. Диктант
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе
Изложение: обучение пересказу от другого лица
Написание воспоминаний «Летние встречи»
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Единая коллекция ЦОР
– Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении русского языка уже пройден. (Л.)
–Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах (Р.)
– Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового и речевого материала, его подведение под понятия; систематизировать сведения, понимать проводимые аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. (К.)
– Осознание языка как средства выражения своих мыслей и чувств. (Л.)
– Понимать речевую задачу, планировать действия для её решения и выполнять их. (Р.)
– Понимать читаемое, осознавать и применять полученную информацию. (П-1.)
– Проводить аналогию, высказывать предположения, анализировать, делать выводы. (П-2.)
– Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. (К.)
– Осознание языка как средства общения. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Выполнять действия в речевой и умственной форме, контролировать процесс и результат своих действий. (Р.)
– Понимать информацию, представленную в модельном виде, анализировать её. (П-1.)
– Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, аргументировать их; систематизировать сведения. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других. (К.)
– Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Планировать свои действия для решения практических задач, действовать по плану, контролировать действия и их результат, оценивать достижения, трудности. (Р.)
– Владеть общими способами действия для решения различных лингвистических задач. (П-1.)
-Выполнять действия анализа, сравнения, синтеза, классификации, систематизации и обобщения; проводить наблюдения, делать выводы. (П-2.) -Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать особенности использования средств языка в речи. Сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность в отношениях, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.(К.)
– Становление сознательного отношения к использованию языка, социального и учебно-познавательного мотивов его изучения. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, по её решению. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения. Оценивать свои действия и их результат; осознавать свои затруднения, стремиться к их преодолению. (Р.)
– Находить в материалах учебника новую информацию; использовать известные и новые сведения для решения практических задач. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач. (П-1.) Анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы, подводить факты языка под понятия. (П-2.)
– Сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения, слушать и учитывать мнения других. (К.)
– Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, представление о его богатых возможностях, осознание себя его носителем; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы. Оценивать свои действия и их результат. (Р.)
– Читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы; использовать информацию для решения практических задач. (П-1.) Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и выводы. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Выражать свои мысли и чувства в письменной форме с учётом задач и ситуации общения; стремиться к точности и выразительности своей речи. (К.)
21.
22.
23.
24-25.
26.
27-28.
29-30.
31.
32-33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)
(14 ч.: 10/4 р.)
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)
Продолжение знакомства со словосочетаниями
Составление словосочетаний и включение их в предложение
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)
Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений
Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания? )
Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»)
Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»)
Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач
Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)
Закрепление изученного
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)
(5 ч.: 4/1 р.)
Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)
Правописание наречий
Продолжение освоения наречия как части речи
Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи
Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий
Повторение изученного и подготовка к контрольной работе («Проверяем себя»)
Совершенствование и самопроверка приобретённых умений
Контрольная работа
за 1-ю четверть
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Единая коллекция ЦОР
Презентация
– Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание его богатых возможностей. Готовность целенаправленно использовать средства языка при формулировании своих мыслей. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)
– Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию.
Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых и речевых задач. Пользоваться словарями учебника и другими справочными материалами. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Подводить факты языка под определённые понятия, конструировать их, классифицировать, группировать. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Соблюдать нормы литературного языка, в том числе, правила построения определённых словосочетаний. Делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома. (К.)
– Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. (Л.)
– Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)
–Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать свои. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата. (К.)
– Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
– Фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке правильности выполнения учебных заданий, планировать определённые действия, в т. ч. умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)
– Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям. (П-2.)
– Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Высказывать собственное мнение, аргументировать его. (К.)
43.
44-45.
Пишем объявления
(3 ч.)
Знакомство с особенностями построения объявлений
Создание текстов-объявлений
1
2
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
– Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. (Л.)
– Понимать стоящую задачу, планировать и осуществлять действия для её решения, контролировать процесс и результат (Р.)
– Владеть общим способом решения речевой задачи. (П-1.)
– Осуществлять анализ, синтез; действовать по аналогии. (П-2.)
– Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства. (К.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10-11.
12.
13-15.
16.
17.
18.
19-20.
21-22.
23-25.
26.
27.
28-30.
31-32.
II четверть (32 ч.: 26/6 р.)
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных
(32 ч.: 26/6 р.)
Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)
Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)
Формирование умения определять склонение имени существительного
Закрепление изученного
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи
в предложении
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Закрепление изученного
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)
Закрепление изученного
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе
Закрепление изученного
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)
Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного
Изложение «Так приходит зима»
Этюд по картине
А. Пластова «Первый снег»
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»)
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)
Закрепление изученного
Контрольная работа
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем»)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
1
1
2
2
3
1
1
3
2
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
– Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Способность осознавать и оценивать границу собственных знаний, элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. (Л.)
– Ставить учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2.)
– Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. (К.)
– Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
Формулировать задачу урока, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности (Р.)
– Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2.)
– Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для партнёра, доказывать правильность своего решения. (К.)
– Осознание недостатка знаний для решения практических задач, учебно-познавательный интерес к новому материалу. (Л.)
– Понимать и принимать учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Осуществлять поиск информации. Осознавать и использовать общий способ действия для решения конкретных задач. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения, объяснять, доказывать. (К.)
– Представление о богатых возможностях русского языка. Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи. (Л.)
– Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности. (Р.)
– Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. (П-1.) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать. (К.)
– Способность осознавать и оценивать полноту своих знаний, готовность их пополнять для решения жизненных задач. Познавательный интерес к предмету «Русский язык». (Л.)
– Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя и одноклассников, решать поставленную задачу, находить информацию в материалах учебника, пользоваться знакомыми лингвистическими словарями. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их. (П-2.)
– Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, строить несложные рассуждения, формулировать выводы, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. (К.)
– Представление о богатых возможностях русского языка, осознание его как средства общения, а себя – как его носителя. Укрепление интереса к изучению русского языка. (Л.)
– Понимать и решать речевую задачу. Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль. (Р.)
– Целенаправленно читать текст, понимать его содержание и особенности построения. Пользоваться инструкцией, выполнять указанные в ней действия. (П-1.) Анализировать текст, наблюдать за последовательностью изложения содержания, за выбором языковых средств; перестраивать, переформулировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Понимать содержание, его организацию выбранные автором языковые средства, передавать содержание в соответствии с задачей и условиями общения. (К.)
- Понимание, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека, желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Ставить и решать речевую задачу. Действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Анализировать средства языка, наблюдать за их использованием, конструировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
Участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других. Сотрудничать с одноклассниками. Создавать письменный текст определённого жанра (этюд) на основе картины. (К.)
– Элементы способности оценивать границу своих знаний, свои трудности и достижения, готовность использовать новые знания для решения практических задач. (Л.)
– Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и реализовывать их для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)
– Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённые сведения.
Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять ею имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими. (К.)
Осознание себя носителем русского языка. Понимание того, что правильная речь – показатель культуры человека. (Л.)
– Осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)
– Пользоваться приобретаемой информацией, словарями, справочниками. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Соблюдать нормы литературного языка в процессе устного и письменного общения. Делиться с другими приобретёнными сведениями.(К.)
– Становление коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Элементы сознательного отношения к своей речи (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Способность осознавать и оценивать собственные знания и умения. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)
– Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. (П-1.)
Анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других. (К.)
– Осознание себя носителем русского языка. Становление сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)
– Использовать приобретённые сведения в практических целях. Пользоваться словарями, справочными материалами учебниками. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, аргументировать, делать выводы. (П-2.)
– Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов.
Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. (К.)
– Осознание языка как средства устного и письменного общения, понимание значимости хорошего владения русским языком, сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану. Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий. (П-1.)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. Замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность. Создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности. Делиться приобретёнными знаниями с другими. (К.)
1.
2.
3.
4.
5-6.
7.
8-9.
10.
11.
12.
13-14.
III четверть (53 ч.: 40/13 р.)
Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.: 11/3 р.)
Повторение
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена»)
Продолжение повторения изученного
Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения
Секреты имён числительных
Изменение имён числительных по падежам
Сложные числительные и особенности их изменения
Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений
Учимся пользоваться личными местоимениями
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений
Повторение изученного о глаголе
Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание
Образование неопределённой формы
Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Единая коллекция ЦОР
– Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, способности оценивать свои достижения и трудности, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и выполнять их; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои умения. (Р.)
– Целенаправленно слушать учителя, читать информацию в учебнике, выявлять нужные сведения, различать среди них известные и новые; понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмичной форме; находить в текстах требуемые языковые примеры; пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями; владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач. (П-1.)
Осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала; подводить факты языка под освоенные понятия, совместно с учителем проводить систематизацию, обобщение изученного. (П-2.)
–Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками. (К.)
– Осознание языка как средства общения, представление о богатых возможностях русского языка. (Л.)
– Планировать свои действия и действовать по плану: использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять проверку и оценивать результат своих действий. (Р.)
– Воспринимать (зрительно и на слух) информацию, понимать её и использовать. Пользоваться словарями учебника и другими средствами помощи. (П-1.)
Наблюдать, анализировать, конструировать сравнивать, делать выводы, обобщения. (П-2.)
– Участвовать в коллективном решении познавательных задач. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. (К.)
– Понимание значимости правильной и выразительной речи, элементы коммуникативного мотива изучения языка, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме; осуществлять самоконтроль. (Р.)
– Понимать информацию, представленную в табличной форме, находить в тексте языковые примеры, вносить их в таблицу. Пользоваться словарями, справочными материалами учебника. (П-1.) Выполнять действия анализа, сравнения, классификации, преобразования, синтеза; подводить факты языка под понятие; обобщать, систематизировать материал.(П-2.)
– Осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в совместной работе, в обмене мнениями. (К.)
– Проявление учебно-познавательного и социального мотивов изучения языка. (Л.)
– Планировать и осуществлять действия для решения практических задач, контролировать свои действия. (Р.)
– Находить заданные факты языка в текстах, характеризовать их; владеть общими способами решения практических задач, ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. Фиксировать результаты действий в таблице, работать со словарём. (П-1.) Анализировать, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками. (К.)
- Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, высказывать и обосновывать свои суждения. (П-2.)
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23-24.
25.
26.
27.
28-30.
31.
32-33.
34.
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
(20 ч.:15/5р.)
Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы»)
«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?»)
Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме
Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям
Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)
Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»)
Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме
Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква»)
Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов
Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов
Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»)
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»).
Подробное изложение: обучение деловому повествованию
Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений
Контрольная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
2
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
Единая коллекция ЦОР
Презентация
Презентация
Презентация
– Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. (Л.)
– В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.
Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)
– Целенаправленно слушать учителя, одноклассников. Читать информацию в учебнике, черпать из неё нужные сведения, применять их для решения учебно-практических задач. Понимать сведения, инструкции, представленные в схематичной, табличной форме, переводить их в словесную и использовать в практической работе. Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений).
Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их. Пользоваться словарями учебника.
Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка. (П-1.)
Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам; понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их; подводить факты языка под понятия. (П-2.)
– Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения, в том числе принимать во внимание ситуацию и характер общения, особенности партнёра (участников), решаемую задачу.
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.
Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное. (К.)
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44-45.
46.
Новое о строении предложений (12 ч.: 9/3р.)
Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)
Однородные члены предложения
Знакомство с понятием «однородные члены предложения»
Союзы и знаки препинания при однородных членах
Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами
Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами
Использование в речи предложений с однородными членами
Предложения бывают сложными
Общее знакомство со сложными предложениями
Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами
Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»
Подведение итогов
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе
Контрольная работа за 3-ю четверть
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
Презентация
Презентация
– Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью. (Л.)
– Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. (Р.)
– Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. (П-1.)
Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль. (К.)
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Учимся рассуждать
(7 ч.:5/2р.)
Знакомство с построением рассуждения
Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления
Обучение написанию объяснительной записки
Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)
Письменный пересказ текста-рассуждения
Конструирование текста-рассуждения
Создание текста-рассуждения
1
1
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
– Осознание языка как средства общения, а себя как носителя языка. Становление коммуникативного мотива освоения русского языка, представление о его богатых возможностях. Желание умело пользоваться русским языком, понимание необходимости ясной, правильной речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать (под руководством учителя) свои действия по созданию высказывания, последовательно выполнять их.
Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)
– Читать информацию учебника, выявлять новые сведения и использовать их для решения практических задач. Понимать читаемые тексты, приводимые в них суждения и аргументы. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач; ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, строить несложные рассуждения, формулировать аргументы, выводы. (П-2)
– Участвовать в общей беседе; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать его; выслушивать другие мнения, стараться понимать их. Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать поддержку, проявлять взаимопомощь. Воспроизводить информацию, доносить её до других. Письменно выражать свои мысли с учётом темы, задач и ситуации общения. (К.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12-13.
14-15.
16.
17-18.
19-20.
21.
22.
23.
IV четверть (40 ч.: 32/8 р.)
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове»)
(23ч.: 20/3р.)
Слово и его значение
(7 ч.)
Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?
О словах, которые выходят из употребления
Объясняем происхождение некоторых слов
Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов»)
Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём
Синонимы и антонимы; выбор точного слова
Подробное изложение: обучение словесному рисованию
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание
(16 ч.: 13/3р.)
Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне
Рассказываем истории некоторых выражений
Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора
Чтобы писать грамотно, нужно (систематизация умений)
Совершенствование комплекса орфографических умений
Проверяем себя
Проверяем свои умения («Проверяем себя»)
Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты;
выполнение заданий на основе текста
Контрольный диктант
Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте)
Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
Презентация
Презентация
– Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском языке как языке своей страны. (Л.)
– Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. (Р.)
– Читать, находить нужные сведения, включать их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника. (П-1.)
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить факты языка под понятия. (П-2.)
– Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать во внимание другие мнения; проявлять доброжелательное отношение к собеседникам. Передавать другим приобретённую информацию. (К.)
– Осознание языка как средства общения. (Л.)
– Понимать учебную задачу, планировать свои действия и осуществлять намеченное; контролировать процесс и результат своих действий. (Р.)
– Читать, понимать читаемое, определять своё отношение. (П-1.) Проводить анализ, сравнение, классификацию, синтез; делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, соблюдая правила общения. Определять свою точку зрения и высказывать её, слушать другие мнения. Вступать в учебное сотрудничество с партнёром, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. (К.)
– Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Становление желания умело пользоваться русским языком, элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Принимать учебную задачу и сохранять её. Планировать свои действия и выполнять их в речевой или умственной форме. Контролировать и оценивать результат действий, вносить коррективы. (Р.)
– Выявлять новую информацию при чтении, представлять, воображать картину. Понимать учебные задания и выполнять их. Пользоваться словарями учебника. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, выбирать, классифицировать, группировать; наблюдать и оценивать. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, в общей беседе. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения, особенности использования языковых средств. Воспроизводить прочитанное, доносить до других, сохраняя особенности оригинала. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. (К.)
– Становление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать и выполнять различные учебные действия, контролировать процесс и результат. Оценивать свои достижения и трудности, стремиться к их преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)
– Читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям. Находить нужную информацию в учебнике, в читаемых материалах, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач, учитывать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)
- Наблюдать, анализировать, сравнивать, разграничивать, выбирать, классифицировать, группировать, конструировать, обобщать, систематизировать; подводить под понятия, находить примеры; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в совместном поиске, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать другие мнения. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К.)
24.
25.
26.
27.
28.
29.
31-32.
33.
34.
35.
36.
37.
Размышляем, рассказываем, сочиняем
(14 ч.: 11/3р)
Наблюдения за способами связи предложений в тексте.
Обучение связи предложений в тексте
Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения
Подробное изложение: обучение построению рассказа
Подробное изложение: обучение словесному рисованию
Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений
Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение
Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок
Написание сочинений-рассуждений
Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков
Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков
Ещё один рассказ
по серии картинок
Письмо учителю
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутка.
Презентация
– Осознание языка как средства общения. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях; осознание себя носителем этого языка. Становление желания умело пользоваться русским языком в процессе общения. (Л.)
– Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия и действовать по плану. Контролировать процесс и результат своей речевой деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.)
– Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, читать, адекватно воспринимать информацию, использовать её в практической деятельности. Владеть общими способами решения конкретных языковых и речевых задач, осознавать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)
Проводить наблюдения, небольшие рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение; делать умозаключения, выводы, подводить факты речи под понятия. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске. Понимать зависимость характера речи от задачи и ситуации общения, учитывать их при выражении своих мыслей и чувств. Высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Воспроизводить тексты, передавать нарисованные картины; создавать свои небольшие речевые произведения, доносить их до других, слушать собеседников, проявлять доброжелательное отношение. (К.)
– Появление желания умело пользоваться русским языком для выражения своих мыслей, чувств, впечатлений; становление сознательного отношения к своей речи. (Л.)
– Осознавать речевую задачу, планировать её решение и действовать по плану. (Р.)
– Читать и полноценно воспринимать прочитанное. Самостоятельно знакомиться с инструкцией, действовать на её основе. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в форму словесную. (П-1.)
Выполнять анализ, синтез, сравнение; устанавливать взаимосвязи, проводить рассуждения, делать выводы; воображать, фантазировать. (П-2.)
– Сотрудничать с учителем, одноклассниками, обмениваться мыслями, впечатлениями. Создавать свои небольшие речевые произведения, проявлять интерес к произведениям других, оказывать помощь, поддержку.
38.
39-40.
Перелистаем учебник
(3ч.: 1/2р)
Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка
Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды
1
2
Смена видов деятельности, физ. минутка.
- Осознание языка как средства общения, укрепление коммуникативного мотива освоения русского языка, понимание значимости хорошего владения им. (Л.)
Исходными документами для составления рабочей программы по русскому языку
являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
УМК «Гармония»: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «К тайнам нашего языка», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Рабочая тетрадь «К тайнам нашего языка», Т.В. Корешкова Тетрадь для самостоятельной работы «Потренируйся!», Т.В. Корешкова «Тестовые задания».
15