Обобщение опыта учителя английского языка МБОУ СОШ №1 г.Владимира Коняевой Ольги Валерьевны по теме «Аналитические умения учителя».

Обобщение опыта учителя английского языка
МБОУ СОШ №1 г.Владимира Коняевой Ольги Валерьевны
по теме «Аналитические умения учителя».


Аналитическая функция – это часть педагогической диагностики, психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.
При выборе средств и способов в решении поставленных задач в первую очередь ориентируюсь на ученика; стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития; на проектирование новых уровней его психического развития. При этом главной является идея развития активности и самостоятельности учащихся.
Во-вторых, ориентируюсь на выбор и применения методов организационных форм взаимодействия с учащимися; учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения; на поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке. Осуществлять это на практике мне помогает УМК под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. Анализируя контингент учащихся, занятость их родителей я остановилась на этом УМК, где интересные задания по всем видам речевой деятельности, материал постоянно повторяется, что позволяет усвоить его даже слабым учащимся. Главные принципы этого УМК- постепенное неспешное усвоение материала учащимися, одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся. В работе также использую дополнительный информационный вспомогательный материал. Стараюсь, чтобы содержание учебного материала сочеталось с имеющимися у ребенка знаниями и опытом, будило интерес, фантазию, возможность развит у него потребность в знаниях. Сейчас большой выбор ЦОР, дополнительной литературы. При подготовке к урокам использую различные тесты , страноведческий материал, часто применяю упражнения из «Пособия по грамматике» под редакцией Голицынского Ю. Но особенно часто пользуюсь сборником упражнений под редакцией Гацкевич М.А. В пособии дан лексический материал по темам, затем идет его отработка в упражнениях, диалогах. В сборнике есть таблицы по изучаемым грамматическим временам
Вышло уже несколько книг, где можно найти множество упражнений по нужной теме. При подборе дополнительного материала обращаю внимание на то, чтобы прослеживалась его связь с жизнью. Использую в работе газетные статьи, статьи из журналов, проспекты музеев, гостиниц; программы концертных залов.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую игровые ситуации, соревнования, стихи. Для подготовки к урокам часто беру стишки из книги «Happy English», где собраны стихи и песни по различным темам (местоимения, артикль, времена, к различным праздникам) Например, дети лучше запоминают формы глагола to be с помощью стихотворения:
I am Yura. Am I Yura?
You are Shura. Are you Shura?
He is Sasha. Is he Sasha?
She is Masha. Is she Masha?
Даю детям задания придумывать различные рифмовки и песенки. Такие задания вызывают эмоциональный подъём, настраивают на максимальную концентрацию внимание. Так например, в конце декабря я провожу рождественские уроки. В начальной школе цель такого урока- заинтересовать учащихся в изучении английского языка как средства знакомства с традициями англоязычных стран. Так как на начальном этапе у ребят ещё сильны мотивы любознательности, постоянного ожидания нового, необычного, стараюсь заинтересовать их на уроке.

Источниками педагогического анализа являются:
- данные контроля;
- анализ контрольных, административных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации;
- материалы анкет учащихся, родителей.
Анализ контроля предполагает:
- знание фактического материала;
- умения применять их на практике;
- умения самостоятельно добывать знания;
- типичные пробелы в знаниях и навыках учащихся.
К учебно-интеллектуальным умениям относятся:
- умение читать в заданном темпе, осознанно, выразительно;
- обобщать, делать резюме, выделять главное;
- синтезировать материал.
Учебно-информационные умения это умения
- пользоваться словарями, средствами массовой информации, компьютером;
- составлять план, тезисы, реферат.
Учебно-коммуникативные умения формируются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом. Это
- умения слушать;
- умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, аргументировать, участвовать в дискуссии;
- задавать уточняющие вопросы.
Изучение и учет мотивационной сферы школьника важнейшее условие контроля. Анализируя деятельность учащихся провожу диагностику. Первоначально отмечаю как учащиеся справились с работой, затем составляю графики, которые показывают качество знаний, уровень обученности учащихся. Также отслеживаю результаты итоговых контрольных работ. Анализ учебной деятельности сравнить усвоение материала, проследить улучшение или ухудшение, выделить с какими видами деятельности учащиеся справляются лучше.
Провожу диагностику по отдельным видам деятельности. Например, в 3 классе в мае проводим контроль техники чтения, а затем в начале 4 класса. Составляю графики, расписываю ошибки и затем, анализируя результат я делаю выводы как и над чем мне следует работать.
Проводя диагностику, большое внимание уделяю и анкетированию учеников, их самооценки по разным видам деятельности ( чтение, письмо, аудирование, устная речь). Обычно анкетирование провожу в конце 3-й или в начале 4-й четверти; анализируя результат планирую свою деятельность по повторению.
Аналитические умения связаны анализом уроков. Анализ урока (как написано в методической литературе)- это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания, и поэтому очень сложно втиснуть в рамки универсальной, годной на все случаи жизни схемы. Существует несколько аспектов анализа урока.
Педагогический аспект анализа урока иностранного языка рассматривается через следующие позиции:
-педагогическое общение;
-учет ценностно-ориентационной сферы и возрастных особенностей учащихся ;
-социально-психологический аспект;
-основные дидактические принципы;
-обучающие, развивающие и воспитывающие цели, и их отражение в действиях учителя;
-целесообразность выбранной формы урока;
-этапы урока;
-организация урока.
Психологический аспект урока иностранного языка предусматривает следующие компоненты:
-мотивированность речевой деятельности;
-условия активизации речемыслительной деятельности;
-эмоциональный климат урока;
-приемы активизации психологических функций урока;
-развитие психологических механизмов мышления в процессе использования речемыслительных задач.
Методический аспект урока предъявляет следующие требования:
-определенность, четкость и реальность главной дидактической цели урока;
-грамотная психолого-дидактическая основа изучения содержания учебного материала;
-научно-оправданный подбор форм работы и методических приемов;
-целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы.

Схема структурного анализа урока.

Тема, цели, тип урока.
Основные этапы урока.

Введение в урок.
1.Рационально ли был осуществлен этап введения учащихся в урок? Имел ли он мобилизующее начало?
2.Внимание учащихся было привлечено через:
-условия, способствующие этой задаче;
-средства, которыми пользовался учитель, чтобы сосредоточить внимание учащихся на начавшейся работе в классе.

Проверка домашнего задания.
1.Сколько времени затрачено на проверку домашнего задания?
2.Каков характер домашнего задания?
3.Грамотно ли сформированы вопросы? Стимулируют они мыслительную деятельность учащихся или ориентированы только на простое воспроизведение?
4.Рационально ли организована проверка домашнего задания?

Изучение нового материала.
1.Какие образовательные и воспитательные задачи были поставлены при изучении нового материала?
2.Сколько времени было потрачено на изучение нового материала?
3.Какие источники знаний использовали при изучении нового материала?
4.Научность доступность изложения, коммуникативная направленность материала.
5.Какие методы были использованы, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса.
6.Какие условия были созданы в целях повышения активности учащихся, их инициативы, самостоятельности?

Закрепление.
1.Сколько времени заняло закрепление?
2.Стимулировало ли оно активную познавательную деятельность учащихся, повышало ли эффективность обучения и воспитания?
3.Как учитель проверил усвоение учащимися понятий? Какие были организованы упражнения для закрепления воспринятого материала? Способствовали ли они формированию умений по теме урока?

Контроль.
1.Характер проверки знаний учащихся учителем.
2.Виды проверки.
3.Объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Домашнее задание.
1.Как учащиеся восприняли домашнее задание.
2.Является ли домашнее задание рациональным.

Итог урока.
1.Решены ли на уроке поставленные цели?
2.Соответствует методика подведения итогов урока типу урока?

В конце второй четверти 25 декабря обычно провожу в различных параллелях Рождественские уроки. Тему «Праздники» мы начинаем проходить еще в начальной школе. Сначала знакомимся с лексикой, учим песни, стихи оформляем рождественские календари, открытки готовим свои наглядные пособия по теме. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания; даже обычные задания (пересказы, монологические высказывания, диалоги) они любят красочно оформить. Задачи таких уроков:
-обеспечить усвоение новых знаний;
-познакомить с традициями Англии на примере праздника Рождества;
-расширить по сравнению с базовым уровнем учащихся познания о традициях и обычаях, существующих в англо-язычных странах;
-формировать умения составлять выступление;
-помочь учащимся развивать навыки общения ;
-воспитание таких черт характера как активность, любознательность;
-развивать инициативность и фантазию;
-развивать способности к коллективной деятельности;
-активизировать учебную деятельность учащихся.
На уроке стараюсь применить технику коллажа, которая содействует в обучении страноведения. Коллаж- это средство зрительной наглядности, это универсальное средство методико-педагогического образовательного воздействия на ученика. Использование этого приема помогает создать на уроке атмосферу творчества, развитию способностей аналитического мышления, вызывает образное видение действительности, таким образом содействуя повышению эффективности обучения иностранным языкам в целом. В 9-м классе мы повторяем тему «Праздники». Проанализировав языковой материал и учебный багаж , который был освоен учащимися раньше предлагается задание, объединенной темой «Праздники». Основным содержанием урока является обсуждение, защита проектных работ. Такая работа формирует у учащихся умение самостоятельно мыслить, активизировать речемыслительную деятельность.
Таким образом, педагогический анализ даёт возможность установить слабые места, просчеты в процессе преподавания и пробелы в знаниях учащихся, позволяет вскрыть сущность того или иного явления, выявить его связи и зависимости. Через педагогический анализ можно постоянно вести изучение процессов обучения и воспитания, их результативности и эффективности, выявлять возможности их совершенствования.









15