Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей Солнечный город

«Утверждаю»
Директор МБОУ Сосновская СШ№1 _________А.В.Андриенко

Филиал МБОУ Сосновская СШ №1 «Рожковская ОШ»



ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнечный город»





2016 г.


Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период
как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала,
совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры,
вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем
и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная
деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая
жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет
организовывать отдых, было очень комфортно. Это время игр, развлечений, свободы в
выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных
сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения
детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы
организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее
поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься
саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе филиала МБОУ Сосновская СШ№1 «Рожковская ОШ».
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные
направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы пришкольного лагеря - представление возможностей для раскрытия
творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала
детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа
ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой
одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены
закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся
участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и
эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую
культуру.
Сроки реализации программы: с 1 июня по 21июня (14 дней) 2016 года
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения,
культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Концептуальный подход
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности
ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное
общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность,
может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и
культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной
деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем
ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость
собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах
других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места
агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в
оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим
питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом
осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в
здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере направлена на вовлечение детей в
мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:

·
·Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной
целью);

·
·Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

·
·Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);

·
·Проект
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

·
·Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях
предотвращения или устранения негативных психологических факторов,
ухудшающих их психическое здоровье;

·
·Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных
взаимоотношений.

Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с
использованием традиционных методов: беседа, наблюдение, поручение, конкурсы
рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии; метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;

Механизм реализации
Подготовительный этап (май):
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;
Обучение и аттестация воспитателей;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы «Солнечный город»;
Формирование органов самоуправления;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
Реализация основной идеи смены.
Вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности.
Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:
- нравственно-эстетическое;
- здоровьесберегающее;
- экологическое;
- гражданско-патриотическое.
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов работы лагеря;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
 Содержание деятельности
Лагерная  смена проводится  в рамках игры. В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра –  «Помоги солнцу собрать лучи».  Каждый лучик  –  символ дня лагеря: день сказки,   день здоровья,  день Земли,  день зеленого огонька,  и т.д.
Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Когда отмечаются достижения  детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя разного цвета: синий-организатор, вдохновитель, зеленый-активный участник, желтый-исполнитель.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на лучике солнца. Красный цвет – классный день! Оранжевый    – очень хороший день! Зеленый  –  день как день.
Кадровое обеспечение программы:
1. Начальник лагеря Трифонова Н.А.
2. Воспитатели Ветрова Т.А., Крутова Н.А.
3. Обслуживающий персонал Лобанова Т.И., Воробьева В.И.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей
работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и
финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства,
обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все
направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность
ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации
жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация
участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и
здоровье каждого ребенка.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за
соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и
здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и
других мероприятиях.
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до13 лет различных
социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-составляются планы работы воспитателей на день;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены
(входная диагностика, экран настроения и т.д.);
-оказывается методическая и консультативная помощь воспитателям;
Обязанности командира отряда:
- доводить до отряда всю информацию, полученную от воспитателей;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;

Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



НАШИ ЗАКОНЫ:

Закон “ноль-ноль”(закон точности)
Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
Закон земли (охрана природы).
Закон поднятой руки (внимание,
прошу слова).
Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
Закон доброго отношения.
Закон здорового образа жизни.
Закон свободы слова.
Закон уважения личности челове-ка, чужого труда, чужого мнения.




НАША ПЕСНЯ:
ПЕСЕНКА О ЛЕТЕ
Вот оно какое, наше лето, Лето яркой зеленью одето, Лето жарким солнышком согрето, Дышит лето ветерком.
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!
На зеленой солнечной опушке Прыгают зеленые лягушки, И танцуют бабочки-подружки, Расцветает все кругом.
Мы в дороге с песенкой о лете, Самой лучшей песенкой на свете, Мы в лесу ежа, быть может, встретим, Хорошо, что дождь прошел.
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.
Мы покрыты бронзовым загаром, Ягоды в лесу горят пожаром. Лето это жаркое недаром, Лето - это хорошо!
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!




Режим дня
8.45 - 9.00      Приход дежурных воспитателей, встреча детей, линейка (построение). 
На линейку быстро стройся!
9.00 - 9.15        Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!
9.15 – 9.40      Завтрак
Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
9.40 – 12.00    Отрядные, лагерные дела (работа по плану), работа кружков и секций
Лучше лагеря нет места на свете ?
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только  бездельники час этот маются,
все ребята в кружках занимаются.
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
12.00 - 13.00     Игры на свежем воздухе.
Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных.
13.00 -13.30  Обед. Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало, и вот
Бодро отряд наш к столовой идёт

13.30 - 14.00          Свободный час
14.00- Операция «Нас здесь не было»(подведение итогов, отправка детей домой)
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!" Завтра снова мы придем!
 
 







Содержание программы

Дата
Мероприятие

1.
1 июня
Линейка.
Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности.
Праздник «День защиты детей»

2.
2 июня
Линейка. Зарядка.
Диагностика
Проект «Семья и Отечество в моей жизни»
Спортивный час.

3.
3 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
Экскурсия в школьную библиотеку «Удивительные экологические сказки».
Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.
Настольные игры.
Линейка.

4.
6 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
Пушкинский день России
«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта»
а) викторина по произведениям Пушкина;
б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;
Линейка.

5.
7 июня
Линейка. Зарядка.
Веселые старты.
Открытие лагерной смены (театр. представление)
Экскурсия «Зелёная аптека».
Легенды о лекарственных травах.
Линейка.

6.
8 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
Игра «Через книгу - к добру и свету».
Мероприятие в ДК «Молодое поколение выбирает». Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки».
Линейка.

7.
9 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивная эстафета.
Беседа фельдшера о здоровье «Профилактические прививки - «За» или «Против»? и «Чем опасны клещи»
Беседа о здоровом образе жизни, выпуск санитарного листа.
Линейка.

8.
10 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.
Оформление выставки, конкурс чтецов. Праздник «Зеленого огонька» ПДД. Сэлфи - польза или вред?
Линейка.

9.
14 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
Торжественная линейка «Русь, Россия Родина моя».
Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя».
Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России». Акция «Подарок» (в доме милосердия)
Линейка.

10.
15 июня
Линейка. Зарядка.
Спортивный час.
Экскурсия по сбору природного материала для поделок.
Работа «творческой мастерской».
Диагностический тест «Я в круге»
Линейка.

11.
16 июня
Линейка. Зарядка.
Проект «Золотая хохлома: от истоков до сегодняшнего дня». (знакомство, конкурс рисунков)
Подвижные игры. Беседа «Качество продуктов, которые мы потребляем».
Линейка.

12.
17 июня
Линейка. Зарядка.
Веселые старты.
Фотоконкурс «От улыбки станет мир светлей». Экскурсия в пожчасть села Рожок.
Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето».
Линейка.

13.
20 июня
Линейка. Зарядка.
Линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Памятная дата 22 июня 1941 года».
Поход к обелиску. Акция «Мы за чистоту!» Возложение цветов.
Просмотр видеофильма «Первые четыре часа войны».
Акция «Ветеран живет рядом»
Линейка.

14.
21 июня
Линейка. Зарядка.
Праздничная программа «День именинника».
Диагностика - анкета «Как мы жили»
Праздничное закрытие лагеря в ДК.
Подведение итогов работы лагеря.



Учебно-методическое оснащение программы
1. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
2. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
3. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей
и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
4. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.









































ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

Сосновский дом- интернат

Школьная
библиотека



Школьный музей, компьютерный класс


Сельская больница

д/сад

ДК с. Рожок

Пожарная часть

Сельская
библиотека



«Солнечный город»



Рисунок 3Рисунок 6