Интегрированный урок по химии и информатике «Изучение свойств водорода с использованием таблиц, формул, графических объектов в тек-стовом редакторе»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснянская основная школа
Урюпинского муниципального района
Волгоградской области» 

Интегрированный урок
по химии и информатике
«Изучение свойств водорода с использованием таблиц, формул, графических объектов в текстовом редакторе»
(8 класс)
Урок подготовили и провели
учитель химии МКОУ Краснянской ОШ
Калабанова Надежда Александровна
и учитель информатики МКОУ Краснянской ОШ
Кузьмина Ольга Васильевна
х. Красный, 2016 г.
Тема урока: Изучение свойств водорода с использованием таблиц, формул, графических объектов в текстовом редакторе.
Цель: создание условий для  изучения  физических и химических свойств водорода с применением таблиц, формул, графических объектов в текстовом редакторе.
Задачи:
- ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами водорода;
- ознакомить учащихся с применением водорода;
- формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
- совершенствовать умения учеников анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами вещества;
- формировать умение вставлять в документ графические объекты (объекты WordArt, фигур); форматировать фигуры и объекты; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
- способствовать развитию культуры речи;
- развивать умение применять полученные знания в конкретной ситуации;
- повысить мотивацию учащихся на учение.
Тип урока: комбинированный.
Интеграция: химия – информатика.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями, ноутбуки (по одному на парту).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: словестные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, практические, частично-поисковые, исследовательские, самостоятельной работы.
Время проведения: 2 часа.
Ход урока.
Организационный этап (мотивация учащихся к познавательной деятельности).
Учитель информатики:
Доброе утро ребята, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на нашем уроке.
Мы очень рады
Войти в приветливый ваш класс!
И для нас уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.
Учитель химии:
Послушайте притчу о Карандаше:
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Учитель информатики:
Слайд 1.
А вот пять советов для вас. Они помогут вам:
Каждый из вас может добиться в жизни успеха, но для этого позвольте дать вам знания, которые пригодятся в жизни!
Вам предстоит преодолевать трудности, но, как известно, их преодоление дарит бесценный опыт!
Все в ваших руках, все вам под силу!
Самое ценное – это вы сами!
Не смотря ни на что, вы должны добиваться поставленной цели!
Сегодня вы присутствуете на необычном уроке - интегрированном уроке химии и информатики. Урок будут вести 2 учителя. Учитель химии Калабанова Надежда Александровна
Учитель химии: и учитель информатики Кузьмина Ольга Васильевна.
Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала по химии).
Учитель химии:

С этим веществом вы уже встречались -
Он космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Он любитель кислорода,
Вместе с ним дает он воду.
О каком веществе идет речь?
( О водороде)
На прошлом уроке у нас с вами произошла первая встреча с водородом. И, прежде чем, продолжить работу над этой темой, давайте вспомним ранее изученный материал.  
Из предложенных веществ составьте уравнения химических реакций, в результате которых можно получить водород?
Вещества записаны на карточке: HCL, Cu, Na, H₂O.
Задание для слабых: стр. 77 в учебнике, упр. №6.
2. Ребята, вспомните, что еще вам известно о водороде. (Работа по карточкам).
Суждения о водороде Согласен
Не согласен
Не знаю
1. У него всегда валентность – 1. 2. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой. 3. Его можно собрать, только держа пробирку дном вверх 4. Водород горит с образованием воды. 5. Водород с кислородом – взрывоопасен. 6. При взаимодействии водорода с азотом образуется аммиак 7. При взаимодействии водорода с серой образуется сероводород 8. Водород реагирует с активными металлами с образованием гидридов - нелетучих соединений. 9. Водород – самый распространенный элемент в космосе. 10. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Ребята, на все ли вопросы вы смогли ответить?

Определение темы урока, постановка целей и задач урока.
Учитель химии:
Вы видите, что на некоторые вопросы вы не смогли ответить и это правильно. Потому что вам не хватает знаний. Сегодня, изучив новый материал, вы сможете ответить на все вопросы, которые остались без ответа.
Прослушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Водород не растворяется в воде.
Мы можем прибор перестроить
И вновь водород получить,
Собрав его под водою,
И свойства его подтвердить.
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (свойства водорода).
Попробуйте сформулировать тему урока.
Ученик: «Свойства водорода».
Учитель химии:
Хорошо. Но это ещё не всё.
Учитель информатики: Так как наш урок сегодня необычный, не только по химии, но и по информатике, то мы будем применять знания о возможностях текстового редактора для изучения свойств водорода по химии.
Слайд 2.
И тема нашего урока звучит так: «Изучение свойств водорода с использованием таблиц, формул, графических объектов в текстовом редакторе».
Учитель химии:
Какие задачи мы поставим на уроке? (ответы учащихся, уточнение задач учителем).
Слайд 3.
Задачи урока:
1.Изучить физические и химические свойства водорода.
2.Уметь писать уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства водорода.
3.Познакомиться с применением водорода.
4. Научиться вставлять графические объекты в текстовый документ и форматировать их.
Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала по информатике) - продолжение.
Учитель информатики: А для того, чтобы использовать ваши умения работать в текстовом редакторе с таблицами, формулами для изучения свойств водорода по химии вспомните (учащиеся демонстрирует на компьютере – через проектор, как работать с таблицей, отвечая на наводящие вопросы учителя):
Как вставить таблицу в текстовый документ?
Как вносить в таблицу текстовую информацию?
Можно ли текст расположить вертикально? Как это сделать?
Как добавить столбцы (строки) в таблицу?
Как удалить столбцы (строки) из таблицы?
Как объединить ячейки в таблице?
Как изменить размер ячеек?
Как сделать границы в таблице?
Как закрасить ячейку (столбец, строку)?
Можно ли вставить в таблицу рисунок, фото?
Для чего применяют «Ластик» в таблице?
Можно ли перемещать таблицу? Как это сделать?
Учитель информатики: В научном тексте часто используют надстрочные и подстрочные знаки, или, по-другому их называют верхние и нижние индексы. Например, в математике это может быть число в степени, где степень будет являться верхним индексом. В химии в формуле молекулы кислорода О2, 2-ка будет являться нижним индексом. К вам вопрос.
Как в текст вставить верхние и нижние индексы? Приведите свой пример (учащийся демонстрирует вставку верхнего и нижнего символов; приводит свой пример, записывая его на компьютере – демонстрация всем через проектор).
Учитель информатики: В математике, физике, химии вы используете формулы. Формулы могут содержать дроби, корни, функции.
Давайте вспомним:
Как вставить формулу в текстовый документ?
Запишите данную формулу в текстовый документ (учащийся демонстрирует вставку формулы в текстовый документ – демонстрация через проектор).

Сегодня эти знания, умения и навыки пригодятся вам для изучения свойств водорода.
Изучение и закрепление нового материала (по химии).
Учитель химии:
На компьютере в текстовом редакторе вы уже можете оформлять полученную информацию в виде таблицы. Поэтому, все уравнения химических реакций, о которых будет идти речь, вы будете записывать в таблицу, работая на компьютере. После урока ваши таблицы будут распечатаны, вы вклеите их в тетрадь.
Пояснение по таблице, что должно в ней быть…..
Таблицу вы должны составить самостоятельно, но в ней обязательно должны быть вещества, вступающие в реакцию и продукты реакции.
Учащиеся составляют таблицу.
Исходные вещества
Продукты реакции
H₂ + CL₂ = 2HCL
H₂ + S = H₂S
H₂ + 3N₂ = 2NH₃
H₂ + 2K = 2KH
H₂ + CuO = Cu +H₂O
Учитель химии:
Назовите получившиеся продукты реакции.
Какое химическое свойство водорода зашифровано в этих строчках?
Я любитель кислорода
Вместе с ним даю я воду.
(Горение водорода).
Внимание на экран.
Видеоопыт: « Горение водорода».
http://alhimikov.net/video/neorganika/menu.htmlЗапишите уравнение реакции в таблицу.
Водород без примеси горит спокойно, но смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода – взрывоопасна. Поэтому, прежде чем поджигать водород, необходимо проверить его на чистоту.
Внимание на экран.
Видеоопыт: «Взрыв гремучего газа».
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23511/?interface=themcolПосмотрите еще один видеоопыт.
Видеоопыт: «Взаимодействие водорода с хлором».
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23533/?interface=themcolЗапишите уравнение реакции, назовите признаки данной реакции.
Используя материал учебника на стр.75-76, запишите уравнения реакций взаимодействия водорода с азотом, серой, щелочными металлами.
Сделайте вывод: с какими веществами вступает в реакцию водород?
Изучение нового материала (по информатике).
Учитель информатики: Иногда информацию в текстовом документе можно представить не только в виде таблицы или формулы, но и использовать вставку в документ графических объектов. Сегодня мы научимся это делать (объяснение учителя - с демонстрацией примеров через проектор).
Вставка в документ объектов WordArt (декоративного текста):
стили WordArt;
изменение текста;
изменения шрифта (размера, начертания);
изменения размера объекта;
изменение фигуры по траектории движения;
добавление объёма;
изменение интервала;
поворот фигуры.
Вставка фигуры:
Пример 1 (круг + квадрат).
- изменение размера фигуры;
- способы заливки (цвет заливки, рисунок, градиентная заливка, текстура, узор);
- изменение контура (толщины и типа линий);
- изменение фигуры с сохранением форматирования;
- добавление объёма;
- добавление эффектов тени;
- перемещение фигуры на задний или передний план;
- добавление текста;
- копирование фигуры.
Пример 2 (линия, стрелки).
- изменение размера линии;
- изменение цвета линии, толщины линии;
- копирование объекта.
Маркеры изменения формата фигур (на примере дуги, облака).
Данные умения пригодятся вам сегодня для изучения свойств водорода.
Изучение нового материала (по химии) - продолжение.
Учитель химии:
Мы продолжаем изучать химические свойства водорода.
Посмотрите видеоопыт.
Видеоопыт «Взаимодействие водорода с оксидом меди».
http://alhimikov.net/video/neorganika/menu.htmlЗарисуйте химическое свойство водорода: «Взаимодействие водорода с оксидом меди», используя графические объекты.
H2O
CuO

H2
CuO


+ +
Молодцы, справились со сложной задачей, изучая химические свойства водорода.
Продолжим изучать уникальные свойства водорода.
Видеоопыт: «Наполнение мыльных пузырей».
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23511/?interface=themcolИз-за того, что он самый легкий газ, им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли.
Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.
Ученик: Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород - это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
Работа с учебником.
Изучите информацию на стр. 76 § 27, составьте схему применения водорода, работая с компьютером.

Первичная проверка знаний.
Выполните задание на стр. 77, упр. 9 а.
Закрепление знаний и умений (по химии и информатике).
Учитель информатики: Сегодня на уроке вы познакомились со свойствами водорода, научились включать в текст объекты WordArt, фигуры. И мы предлагаем вам ответить на вопросы теста. Работает каждый самостоятельно.
Слайд 4.
“Тест” (индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой)
Работайте самостоятельно. Выберите один правильный ответ:
1. Водород является продуктом взаимодействия:
1) Cu + HCl; 2) Zn + HCl; 3) Cu + H2O; 4) S + NaOH
2. Водород не реагирует с:
1) N2; 2) S; 3) O2; 4) HCl
3. Водород реагирует с:
1) Н2О; 2) SO3; 3) Cl2; 4) Au
Учитель химии: А теперь посмотрите на слайд и проверьте свои ответы.
Слайд 5. (Самопроверка, ответы на слайдах).
Исправьте ошибки. Посчитайте баллы. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Много ли допустили ошибок? (учащиеся по - очереди делают краткий анализ своих ошибок).
Учитель информатики: Сегодня вы научились включать в текст объекты WordArt, фигуры.
Давайте ещё раз повторим, как это сделать. Ответьте на вопросы:
Фронтальный опрос.
Слайд 6-7.
Как вставить в документ декоративный текст?
Как выбрать стиль WordArt?
Как изменить текст?
Как изменить шрифт (размер, начертание)?
Как изменить размеры объекта?
Как изменить объект по траектории движения?
Как добавить объём?
Как изменить интервал?
Как повернуть объект?
Как вставить в документ фигуру?
Как изменить размер фигуры?
Какие способы заливки фигур существуют?
Можно ли изменить фигуру, сохранив её форматирование?
Можно ли фигуру поместить спереди или сзади?
Как добавить текст на графический объект?
Как скопировать фигуру?
Как используют жёлтые маркеры на фигуре?
Что можно делать с фигурой, используя зелёный маркер?
Домашнее задание.
Учитель информатики:
Молодцы. Вы неплохо поработали.
А сейчас я хочу вам показать, интересные картинки. Посмотрите на них внимательно (демонстрация слайдов с картинками).
Слайд № 8-20.
Как вы думаете, как они были созданы? (в текстовом редакторе, с применением графических объектов).
Их создали в текстовом редакторе ваши сверстники, используя для их изображения графические объекты – фигуры.
И вам на дом творческое задание: попробовать построить картинку, (можно изобразить сказочного героя), используя графические объекты текстового редактора.
Учитель химии:
Д/з по химии §27, выполнить задание на карточке.
Карточка
1. Составьте уравнения реакций взаимодействия водорода со следующими веществами: F₂, Ca, Al₂O₃, оксидом ртути (II), оксидом вольфрама (VI). Назовите продукты реакции, укажите тип реакций.
2. Вычислите массу воды, которую можно получить при сжигании 8 г водорода?
3.* Осуществите превращения по схеме:
H₂O ---------- H₂------H₂S-------------SO₂ (по желанию).
Рефлексия
Учитель химии:
Притча.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как на каторге?
(Поднимают красные кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают зеленые кружочки.)
Учитель информатики:
Ну, а так как мы с вами научились вставлять графические объекты в документы, то я попрошу вас
Слайд №21
нарисовать смайлика если легко справился со всеми заданиями, нарисуй улыбающийся смайлик

если ты считаешь, что тебе ещё нужно поработать над этой темой, то нарисуй такой смайлик (без эмоций),
если ты ничему не научился, урок тебе не понравился, нарисуй грустного смайлика

Вот и подошёл к концу наш урок. Нам было приятно с вами работать. Мы надеемся, что знания и умения, которые вы приобрели сегодня, вам пригодятся в дальнейшем.
Слайд №22
Спасибо за урок.
Литература:
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 8. М: Просвещение, 2014.
Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 8 класс. М: Бином; Лаборатория знаний, 2013.
Сайты интернета:
http://www.bessonova.msk.ru/pritchi/pritchi_o_smysle_jizni_15.htmhttp://www.proshkolu.ru/user/zubkova1954/blog/447087/http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/03/03/zagadki-po-khimiihttp://www.myshared.ru/slide/593787/