Модуль. Опрос общественного мнения. Подготовка к защите проектов (диаграммы). (5 класс)
Предмет: математика (Модуль «История школы в таблицах и диаграммах»).
Класс: 5 класс
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
УМК: Бунимович Е.А. и др. Академический школьный учебник СФЕРЫ. Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс. М.: «Просвещение», 2012.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, М.: Просвещение, 2013 г.
Технологическая карта урока
Тема
Модуль. Опрос общественного мнения. Подготовка к защите проектов (диаграммы).
Цели
Знакомиться с таким видом диаграмм, как круговые, столбчатые, линейные. Анализировать готовые диаграммы; сравнивать между собой представленные на диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или процесс. Формулировать вопросы, выполнять сбор информации, представлять ее в виде таблицы и столбчатой диаграммы. Подготовка к защите проектов.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
выяснить какие бывают таблицы и диаграммы; определить как с помощью таблиц и диаграмм рассказать о школе; собрать всевозможный материал для таблиц и диаграмм;
результаты исследований отобразить в диаграммах; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
УДД
личностные: формирование интереса к изучению математики; оценки результата собственной деятельности; границ собственного знания и «незнания».
регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять самопроверку и корректировку учебного задания, выполнять учебное действие в соответствии с планом
коммуникативные: комментировать учебное задание в рамках учебного диалога, адекватно использовать речевые средства для представления результата, формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.
познавательные:- анализ объектов с целью выделения существенных признаков; учиться находить информацию; фиксировать ее в диаграмме; проводить анализ и синтез объектов.
Планируемые результаты
Предметные: знакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных, круговых и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.
Личностные: проявлять интерес к изучению математики, оценивать результат собственной деятельности; уметь определять границы собственного знания и «незнания».
Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в различных предметных областях, уметь обрабатывать информацию; сформировать коммуникативную компетенцию учащихся в выборе способа решения заданий и задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Ожидаемые результаты обучения
Алгоритм построения диаграмм.
Основные понятия
Таблицы, диаграммы: столбчатая, круговая, линейная.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Компоненты УМК «Сферы. Математика. 5», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), презентация, на столах учеников лежат заготовленные комплекты ручек и карандашей для практической работы, карта успешности группы.
Организация пространства
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая ( класс разбит на группы по 6 человека) для практической работы.
Технологии
Критического мышления, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Мотивация обучающихся к учебной деятельности.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.
Включаются в деловой ритм урока. Выполняют самооценку готовности к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Все расселись по местам, никому не тесно,По секрету скажу вам: “Будет интересно!”Будем мы считать, писать и чертить,Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.Повторим материал, закрепим умения,Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Самоопределение,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Мотивация к изучению предмета.
2. Актуализация знаний, формулировка темы урока.
Контролирует ответы учащихся.
Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Предположительные ответы учащихся.
На доске таблица:
Имена
Время
Петя
7 с
Вася
5 с
Оля
3 с
-При помощи чего наглядно можно было изобразить условие задачи, позволяющее быстро оценить соотношения между данными.
Что перед вами? (Координатный угол, оси х и у, точки). Расшифруете тему урока, используя таблицу данных.
-Тема занятия «Диаграммы».
Что обозначает понятие «диаграмма»?
-Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.
У: с. 210-211 № 731, 732 (устно)
- Какие вопросы ещё можно задать?
- Где в окружающем мире встречаются диаграммы?
Уметь читать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм.
Поиск и выделение необходимой информации.
Учиться находить информацию в тексте учебника.
Учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Постановка учебной задачи.
Организует постановку проблемного вопроса, подводит учащихся к формулированию темы урока. Создаёт условия для формулирования задач урока.
Формулируют тему урока. Учащиеся высказывают предположения.
-Как называется наш модуль?
(«История школы в таблицах и диаграммах»).
-Что по завершению модуля мы должны получить?
- Как эту информацию сделать более наглядной?
Целеполагание,
постановка вопросов.
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель ведет проблемный диалог с учащимися.
Организует самостоятельную работу с самопроверкой.
Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на поиск информации.
Осуществляют самоконтроль и самопроверку своей работы.
- Важно уметь читать диаграммы (Слайд, администрация школы).
-Какая же история школы без знаменитых людей школы.
(1 группа – «Историки», сообщение о знаменитых учениках школы).
Статистических данных всегда очень много. Чтобы «не утонуть» в этом море цифр, их представляют в удобном для человека виде. Таблица – наиболее простая и употребительная форма такого представления.
Еще более удобным для человека способом представления информации является графический.
(2 группа- «Теоретики» , рассказ о видах диаграмм).
Тест.
Организатор в карте успешности группы зафиксируйте результаты учащихся.
Уметь читать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм.
Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов.
Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
6. Практическая часть «Построение диаграмм».
Осуществляет консультационно-координирующую функцию.
Работая в группах, дети строят линейные, столбчатые, круговые диаграммы. Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на овладение способом построения диаграмм.
3 группа- «Социологи». Кто такой социолог и чем он занимается?
Социолог – это, в первую очередь, специалист по информации, который должен её не только собрать, но и грамотно обработать.
Группа «Социологи» собрали информацию о школе, обработали её в виде таблиц. Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных. Однако они не дают наглядного представления. Поэтому сейчас мы должны помочь «социологам» эту информацию представить наглядно в виде диаграмм, которые во многом удобнее и нагляднее, чем таблицы.
- «Социологи» предоставьте собранную информацию.
-Сейчас вам необходимо построить диаграмму исследования. Эту работу вы будете выполнять в группах.
- Правило работы в группах?
- Каждая группа определит, какую диаграмму вы будете строить. Какая диаграмма для вашей информации подходит.
-Постройте диаграммы по полученным данным.
Использовать диаграммы для представления табличной информации. Умение выбирить диаграммы.
Способы построения линейных, круговых и столбчатых диаграмм.
Результаты исследований отображать в диаграммах.
Умение обрабатывать информацию; представлять информацию в виде схемы;
умение достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог. Учиться работать в группе, взаимодействовать с партнером для получения общего результата. Учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
6. Физминутка.
Организовывает проведение физ. минутки.
Выполняют физкультминутку.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три- в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
Умение снять усталость, переключиться на новый вид деятельности.
7. Защита построенных диаграмм.
Организовывает защиту работ.
Группы представят диаграммы, которые у них получились.
Учащиеся защищают выполненные
работы.
Организатор группы в ваших оценочных листах оценит работу каждого из вас.
Организатор заполняют карту успешности группы и строять диаграмму.
Читать, исследовать диаграммы.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
8. Проверка домашнего задания.
Учитель контролирует выполнение домашнего задания.
Представляют свои индивидуальные работы.
Учащиеся представляют свои задачи на построение диаграмм. Защищают свои исследования.
Результаты исследований отобразить в диаграммах.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
9.Рефлексия(синквейн):
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Оценивает работу учащихся на уроке.
Организовывает рефлексию, используя 13 LINK \l "синквейн"14синквейн15 по теме урока.
Дети оценивают свою работу. Выполняют задание по составлению сиквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза, показывающая отношение к теме (обычно из четырех слов).
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Умение полно и точно выражать свои мысли. Развитие понятийного и словарного багажа учащихся.
10. Самооценка
Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель урока и результаты ими полученные, фиксируют степень их соответствия.
Организаторы групп заполняют карту успешности членов группы, используя рейтинговую систему оценивания.
- Постарайтесь оценить свою работу и работу своей группы в нескольких словах. - Что удалось? Над чем еще нужно поработать?
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели?
Сегодня я узнал(а).Сегодня я научился .Мне хотелось бы в будущем научиться.
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха / неус-
пеха в учебной деятельности.
11. Домашнеее задание.
Предлагает домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник, просматривают его в соответствии с комментариями учителя.
Задание по выбору учащихся:
1). Придумайте задачу и изобразите ее при помощи круговой диаграммы на листе А4.
2). Написать синквейн к слову «диаграмма». Красочно оформить и иллюстрировать.
Работу можно выполнить в паре.
Умение выбрать задание. Планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий.
15