Творческо-информационный проект по литературе «Моя планета детства» по мотивам сказки-притчи А. Экзюпери «Маленький принц» (6 кл.)


«Моя планета детства» -
(Творческо-информационный проект «Создание книги иллюстраций «Моя планета детства»
по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери
«Маленький принц»)
Участники проекта: учащиеся 6 класса
Автор проекта: учитель русского языка и литературы – Бердник С.В. (МОУ «Миасская СОШ №1»).
Предметная область: литература
Типология проекта:
- групповой (по количеству участников);
- творческий, информационный (по доминирующей деятельности);
- краткосрочный (по продолжительности)

п/п Содержательный блок паспорта проекта Описание блока
1. Аннотация проекта Данный проект посвящен созданию иллюстрированной книги «Моя планета детства» по мотивам сказки-притчи Экзюпери «Маленький принц». Проект является заключительным этапом блока уроков по изучению творчества Антуана де Сент Экзюпери, философской сказки «Маленький принц» в 6 классе.
В ходе предыдущих уроков ученики вместе с Маленьким принцем путешествуют по планетам в поисках ответа на главный вопрос, поставленный автором: «Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой?»
Ответ автор предлагает искать в самом человеке: « В каждом из нас скрываются тайники, нужно только уметь их раскрыть».
Именно поэтому ребятам предлагается выполнить следующее задание: создать свою собственную книгу иллюстраций к произведению Экзюпери «Маленький принц». К иллюстрациям необходимо подобрать соответствующую цитату из текста, либо придумать свою.
Таким образом ребятам дается возможность попробовать себя в роли главного героя сказки. Маленький принц здесь выступает своего рода идеальным хозяином своей планеты, олицетворяющим высокий уровень развития нравственной культуры, является тем примером для подражания, который так необходим школьникам.
В процессе путешествия по планетам вместе с героями сказки, учащиеся проходят различные этапы, выстраивают свою определенную систему ценностей, учатся жить по правилам и законам Маленького принца.
В результате, в конце путешествия, каждый из учеников обретает свою планету, свой смысл окружающих вещей и понимания мира.
Учитель предлагает ребятам заключительной иллюстрацией в книге нарисовать свою планету детства, свой маленький детский мирок, изобразив именно то, что является для ребят самым значимым на данном этапе жизни. Планета детства учеников может быть схожей с планетой Маленького принца, а может и, наоборот, быть полной противоположностью. Этим и интересен авторский замысел юных художников-иллюстраторов.
Цель проекта Вызвать интерес к творчеству Антуана де Сент Экзюпери, его произведению «Маленький принц»
Задачи проекта Формировать и развивать личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД;
Учить
- самостоятельно добывать информацию, использовать различные источники информации, выбирать из потока информации самое необходимое;
-определять проблему, цель проекта, прогнозировать конечный продукт;
- планировать деятельность, контролировать процесс деятельности, оценивать результат деятельности, сравнивать полученный результат с запланированным;
3. Развивать творческие способности учащихся, их эстетический вкус;
4. Способствовать общению детей, формированию командного духа, сплоченности коллектива
Продукт проекта Презентация книги иллюстраций по произведению А. Экзюпери «Маленький принц». Книга оформляется на альбомных листах. Ребятам ставится задача сделать ее яркой, красочной и познавательной. К каждой иллюстрации ученик подбирает цитату из текста сказки. В конце книги ребята оформляют иллюстрацию своей Планеты детства.
Механизм реализации проекта Этапы реализации проекта:
Ценностно-ориентированный.
На данном этапе важно заинтересовать учащихся, мотивировать их на участие в проекте.
На одном из уроков по произведению Экзюпери «Маленький принц» учитель демонстрирует ребятам различные слайды с иллюстрациями к книге. Их очень много и везде Маленький принц и другие герои сказки изображены по-разному. Ребята находят сходства и различия в образах, рассуждают почему художники так или иначе изображают мир героев сказки. Отмечают общее для всех рисунков – открытость, беззащитность образа Маленького принца. Ребята сопоставляют текст сказки с изображениями, рассуждают и ищут взаимосвязь, которую художник не всегда изображает открыто. Иллюстрацией, которая вызвала наибольший интерес ребят и большое количество вопросов стало изображение маленького принца и его розы, которую он укрывает от ветра. Ребята задали проблемный вопрос: «Почему именно розу Маленький принц накрывает колпаком, бережет от ветра и непогоды?» Учитель поясняет школьникам, что Маленький принц отправляется в путь, чтобы научиться любить. В начале путешествия он еще не понимает, что его роза была особенной, отличающейся от миллиона других роз. В конце путешествия Лис открывает ему главный секрет мироздания – «Мы в ответе за тех, кого приручили» и Маленький принц возвращается на свою планету, к своей розе научившись любить и нести ответственность за дружбу и привязанность.
После небольшой дискуссии на эту тему в рамках урока учитель предлагает ученикам более глубоко задуматься над иллюстрациями к книге Экзюпери и создать свою книгу иллюстраций по сказке «Маленький принц», дополнив ее цитатами текста и изображениями своей Планеты детства, схожей или различной с планетой Маленького принца.
Конструктивный.
Творческая группа намечает план работы над проектом, определяет цели, задачи и продукт творческой работы. Ученики выделяют основные составляющие своей деятельности:
а) Поиск информации, связанной со сказкой-притчей А. Экзюпери «Маленький принц» (статьи, воспоминания современников, иллюстрации к произведению, видеофрагменты);
б) Создание книги иллюстраций. Ребятам предложено два вида работы: индивидуальная и групповая (на выбор). Ученики самостоятельно подбирают материал для создания своей книги (бумага, карандаши фломастеры, краски, гуашь и т.д.)
в) Подготовка к презентации своей книги (автор-иллюстратор демонстрирует свое произведение классу, комментирует выбор тех или иных иллюстраций, выбранных цитат из книги. Рассказывает о своей работе над книгой. В конце учащиеся рассказывают и показывают иллюстрацию своей Планеты детства).
3. Оценочно-рефлексивный
На данном этапе работы над проектом происходит оценивание имеющихся результатов деятельности, причем оценивает как учитель, так и сами учащиеся-участники проекта. Для проведения рефлексии учитель может предложить учащимся ответить на несколько вопросов, которые помогут ребенку проанализировать его вклад в общее дело оценить результат работы, плюсы и минусы работы над проектом и др.
Примерные вопросы для проведения рефлексии:
Какие функции ты выполняешь как участник проекта?
Что тебе особенно понравилось делать во время работы над проектом, а что вызвало затруднение?
Чему ты научился за время работы над проектом?
Где и как ты сможешь применять полученный опыт?
Оцени свой вклад в общее дело по 5 шкале (результативность работы, активность, общение с другими участниками проекта)
4 Презентативный этап
Данный этап является заключительным в работе над проектом. К презентации книги ребята готовятся, заранее продумывая форму ее возможного проведения. Так как данный проект творческий, форма продукта совпадает с презентацией.
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Компьютер с выходом в Интернет;
Проектор;
Колонки для воспроизведения аудио и видеофайлов.
Календарный план реализации проекта Планируемое время на реализацию проекта – 1 учебная неделя (2 урока литературы). На 1 уроке ребята получают задание, определяют цели, задачи, продукт проекта, механизм его реализации. На 2 уроке проходит защита проекта – презентация авторской книги иллюстраций по сказке-притчи А. Экзюпери «Маленький принц».
Ожидаемые результаты Участие в данном проекте позволит учащимся приобрести новые знания, опыт самостоятельной деятельности, принятия решений, организации собственной деятельности, работы в группе. Школьники, работая с различными источниками информации (книги, интернет-ресурсы), смогут более глубоко познакомиться с творчеством А. Экзюпери, страницами его книг и биографии.
Все участники проекта смогут приобрести опыт публичного выступления.
Данный проект позволяет привлечь и других участников образовательного процесса (учителей-предметников (изо, музыка, МХК), работников библиотеки, которые смогут помочь ребятам в поиске информации, а учителю литературы в оценивании результатов работы над проектом.
В работе над проектом могут принять участие родители учащихся, что, без сомнения, будет способствовать развитию партнерских отношений между школой и родителями, положительно скажется на имидже школы.
Участие в творческом информационном проекте «Моя планета детства» позволит поддержать интерес к изучению литературы, будет мотивировать школьников на самостоятельную, а также на совместную продуктивную деятельность, позволит обучать ребят в процессе деятельности, что соответствует принципам системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного стандарта основного общего образования.