Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»


ГКОУ РО Цимлянская школа-интернат
основного общего образования
г. Цимлянска Ростовской области
Открытый классный час на тему:
«Символы России. Конституция
Российской Федерации»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Дата проведения: 1.09.2013 г.
Участники: учащиеся 5кл, воспитатели, завуч по ВР
Подготовила и провела: Ничкова Л. В. – кл рук 5 «А» класса
Согласовано: Кочергина Л. А. – директор шк-инт Прокопьева О. В. – зам директора по ВР
2013 год
Классный час адресован воспитанникам среднего звена общеобразовательной школы-интерната.
Цель: осознание воспитанниками значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Задачи:
Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.
Расширить представления воспитанников о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России.
Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика»,  «держава»,  «скипетр».
Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Развить познавательную активность воспитанников.
Работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы.
Оборудование:
Проектор, экран.
Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президента РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
Текст Конституции Российской Федерации.
Форма проведения: общение.
Место проведения: классная аудитория.
Продолжительность:45 минут.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Постановка цели классного часа.
Учитель. Вступительное слово  (Приложение 1)
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2, Слайд 1)
Вы поделились  на две команды.
Мы беседуем по нашей  теме и по ходу вы отвечаете на мои  вопросы, команде  за  правильные ответы –  баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации  (Приложение 2, Слайд 2).
– Как называется  страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)II. Символы Российской Федерации
Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. 
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
– Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (Приложение 2, Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент.
– Назовите имена президентов РФ  (Приложение 2, Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.
Штандарт (флаг) президента Российской Федерации  (Приложение 2, Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации. (Приложение 2, Слайд 6)
– На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты. 
– Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).
Вопросы командам:
– Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)
Конституция (от лат. constitutio – устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?
Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Блиц-опрос.
– Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)
– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
– Что значат слова: обязанность человека? 
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 л)
– Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2, Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.) 
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
Герб (Приложение 2, Слайд 9) Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел. С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах). Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. Рассмотрим герб РФ.  Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
– Что мы знаем о создании гербов?
1 воспитанник: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.
2 воспитанник: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.  Попробуем прочесть герб РФ.
3 воспитанник: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? (Приложение 2, Слайд 10)
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и  крестились.  Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком  Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.
4 воспитанник. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. 
Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. 
– Что  символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)
Командное мини-соревнование:  
называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.).  Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.
Флаг РФ  (Приложение 2, Слайд 11)
Дата принятия: 08.12.2000
– Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
6 воспитанник. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.
7 воспитанник. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
8 воспитанник. Нам есть чем гордиться и есть что беречь,
–  И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!
А. Ахматова
Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.
– Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)
9 воспитанник: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.– Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?
Задание: назвать государства, которые  используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с  большее кол-вом, получает дополнительный балл.
– Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.
Гимн РФ (Приложение 2, Слайд 12)
10 воспитанник: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».
– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.) 
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Исполнение  гимна РФ  на слова С. Михалкова. (Приложение 2, слайд 13)
Дата принятия: 07.03.2001.
– Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину). 
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.
III. Итог классного часа
– О чем мы говорили?– Что нового сегодня узнали?– О каких символах государства вспомнили?– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?– Все ли равны перед основным законом РФ?– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Определение  победителей.