20-летие Конституции Российской Федерации, мероприятие для начальной малокомплектной школы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Казимировская средняя общеобразовательная школа

«20-летие Конституции Российской
Федерации»

мероприятие для 1-4 классов


Подготовила и провела учитель начальных классов: Н.В.Прудникова
2 сентября 2013 года




Государственные символы Российской Федерации.
Цели:
- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;
- способствовать формированию общероссийской идентичности;
- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.
Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, презентация «Государственные символы РФ».
На уроке используются изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб РФ.
В ходе урока используются пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

У Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
- На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
-Даша нам приготовила стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
-Мы живём с вами в стране, которая называется Российская Федерация или Россия. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.
- В нашей стране 12 декабря будет отмечаться День конституции,
20 -летие её принятия.
(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
-Какие права и свободы вы помните?
(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
-Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Это закреплено в статье 70 Конституции РФ.
-Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики начальных классов и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

ФЛАГ.
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегу меня. Я России часть и знак - Бело-сине-красный.

Учащиеся отвечают хором: флаг!


Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Предлагается детям сравнить изображения флагов России,
Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная),
Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная),
Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя).
Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.


При знакомстве младших школьников с гербом предлагается детям описать Государственный герб России.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.


У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.

2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

Учитель.
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Упал снаряд, и совершилось чудо: На опаленной порохом стене Возник в дыму неведомо откуда Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,  Упала штукатурка поздних лет, -  И он возник торжественно и дерзко, Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика, Простер десницу грозную свою. И острая карающая пика Пронзила ядовитую змею.



-Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

Учитель: герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.
Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".
Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.



Учащиеся знакомятся с гимном России.
С учениками прослушивается Государственный гимн Российской Федерации.




1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, мелодия, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.

Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.


Игра «Символика России».
1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)
2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)
3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)
4.Как иначе называется флаг? (Знамя)
5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)
6.Жезл – символ власти – это (Скипетр)
7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)
8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)
9.Столица нашей Родины. (Москва)
10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)
11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного).

Практическое закрепление.

Предлагаю вам поиграть. Разделитесь на группы по рядам.
Изобразите флаг из подручных материалов.
Изобразите герб из подручных материалов

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.

- Что можете уже сейчас сделать вы, ученики младших классов, для своей родины?
 Итоговые вопросы:
"Как называется наша страна?",
«Какие народы живут в России?",
"Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?",
"Что такое Конституция?",
"Какие права и обязанности есть у граждан России?",
"Какие символы имеет наша страна?",
"Как вы считаете, зачем стране нужна символика?".
Показ презентации «Государственные символы».

Берегите Россию! Нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце,  Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию!  Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно в ней жить. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой, Берегите Россию! Нет России другой.

Итог.
Символы государства это и история нашей страны, и ее сегодняшний день.




Рисунок 115