Статья Проектирование урока как новый вид методической продукции
МАКОВЛЕВОЙ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ
В данном МОУ работаю с ноября 1988 г., с августа 1997 г. назначена директором этой школы. В 2006 году подтвердила первую категорию как руководитель общеобразовательного учреждения.
Я считаю, что современный руководитель – это творческая личность, способная преодолеть стереотипы, находить нетрадиционные пути решения, стоящих перед школой задач, использовать инновационные управленческие технологии, поэтому управление школой – это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования.
Время, в которое мы живем, требует переосмысления того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, школа и дети, учительский труд.
В связи с модернизацией образования, компьтеризацией, внедрением новых технологий в образовательный процесс требуется квалифицированно управлять учебно-воспитательным процессом.
Определяя приоритеты управления ОУ, я исходила из понимания образовательного процесса как организованной деятельности педагогов, обучающихся, родителей по достижению оптимальных для каждого ученика результатов обучения, воспитания, развития. Управление определяю совокупностью внешних и внутренних факторов жизнедеятельности нашей школы.
Школа, которой я руковожу, является на селе единственным учебно-воспитательным центром.
Руководство школой для меня заключается в следующем: деятельность направлена на выполнение задач, вытекающих из социального заказа общества школе (на каждом этапе развития общества).
В настоящее время разработан и действует Устав школы, который соответствует содержанию статьи 13 Закона РФ «Об образовании» и локальные акты.
На основе анализа и диагностики педагогическим коллективом была разработана и принята программа развития МОУ до 2012г.
Цель работы школы:
усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования за счёт внедрения новых образовательных технологий; выпуск творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и умению адаптироваться к изменяющимся условиям социума через обязательный минимум образования;
обеспечение соответствия требованиям к реализации плана для детей с высокими интеллектуальными способностями: содержание повышенной сложности через индивидуальные занятия;
• установление отношений сотрудничества между руководителем школы, учителем и родителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне требований к обновляющейся школе.
Для достижения этих целей были созданы следующие условия:
1. Устранили перегруженность учебно-воспитательного процесса. Из учебного плата убраны предметы, которые не являются фундаментом для новых знаний, а оставлены те, которые необходимы для последующих стадий образования в дальнейшей и профессиональной деятельности.
Введены предметы по выбору учащихся: ДПИ, краеведение, художественная резьба, МХК, ЗОЖ, занимательная математика.
2. Создали материальную базу для занятий детей по интересам, выявленных в результате анкетирования.
3. Изменили методы обучения, повысили вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, опыт самоорганизации.
4. Создана группа кратковременного пребывания детей с пятилетнего возраста.
Планирование целей и задач ведется с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методический объединений учителей – предметников, учителей начальных классов и классных руководителей. Согласовывается содержание и формы контроля непосредственно с учителем с учетом его соображений об имеющихся трудностях в работе и нерешённых проблемах в педагогической практике.
За последние 5 лет получило развитие гласности как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе (еженедельные планерки).Процесс управления строится на демократической основе, т.е. имеет место делегирования управленческих полномочий с целью вовлечения членов коллектива в управленческую деятельность. Например, учитель ОБЖ несет ответственность за пожарную безопасность, учитель информатики – охрана труда работников и выпуск автобуса для подвоза детей, член родительского комитета - за питание обучающихся.
Внедряется практика оценивания коллективом деятельности директора, отчет директора перед коллективом о финансовой деятельности, о награждениях.
Организована совместная работа администрации, общественных организаций и ученического самоуправления на началах сотрудничества. В 2006 году создан и активно работает Совет школы.
В школе создана нормативно-правовая база, которая включает «Закон об образовании», «Трудовой Кодекс РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Трудовой договор» и т.д. Это позволяет регулировать процесс управленческой деятельности, в школе есть «Устав», который утвержден на общем собрании родителей, учеников и учителей, а также педколлективом разработаны и утверждены локальные акты: об итоговой аттестации выпускников, о школьном методическом совете, о педагогическом совете, о поощрении учителей и учащихся, о предметных олимпиадах, о библиотеке, о промежуточной аттестации и т.д.В школе работают ШМО, которые совершенствуют проведение открытых уроков, психолого-педагогических семинаров, изучают инновационную деятельность и применяют ее на практике: учителя начальных классов используют методику Зайцева, филологи - Ильина, математики – Гузика.
При планировании работы на год учитывается то, чтобы в течение года каждый учитель дал открытый урок или выступил с докладом, провел предметную неделю или тематический вечер и т.п.
Каждый год проводятся по 2 тематических педсовета, цель которых: повышение квалификации пед. работников путем передачи знаний, умений, навыков пед. мастерства. На них вырабатывается система общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разрабатываются единые требования к действию всех членов коллектива.
Это такие, как «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса», «Методические особенности информационно – коммуникативных технологий в УВП школы» (новые формы и методы работы) и т.п.
В школе накоплена база методической литературы, выписываются журналы, покупается литература, между учителями существует обмен информацией о новинках в печати.
С появлением в школе компьютерного класса и мультимедийного проектора облегчилась работа учителей с оформлением кабинетов, созданием дидактического материала, проведением уроков с использованием ЦОРов, кабинетная система в школе позволяет каждому учителю сделать преподавание предмета интереснее и увлекательнее. Оборудован кабинет музыки, имеется оборудования для спортзала, школьной мастерской, но недостаточно химического и физического оборудования и реактивов для лабораторных работ.
В школе создан коллектив единомышленников работающих над проблемой: «Совершенствование традиционных форм обучения и внедрение новых информационно – педагогических технологий».
Для решения этой проблемы постоянно ведется работа по повышению профессионального уровня каждого учителя. За последние 5 лет 100% учителей прошли курсы повышения квалификации, которые были организованы при РОО и велись преподавателями из НИПКРО и МИМЦ.
По результатам работы педагогической деятельности за 5 лет 85% учителей прошли аттестацию на квалификационную категорию. В настоящее время из 16 членов коллектива имеют категории: высшую – 1 ч., первую – 6 ч., вторую – 7 ч. Подали заявление на 1 категорию 3 человека. Только один воспитатель ГПД не имеет высшего образования.
Стаж работы членов педколлектива от 5 до 23 лет.
В школе, в основном, предметы ведутся специалистами, кроме уроков химии, английского языка, географии.
Химию и географию учителя преподают уже в течение нескольких лет, поэтому знают программный материал и владеют методикой преподавания.
Чтобы у учителей была заинтересованность в результате работы на педсовете разработаны критерии поощрения: денежного, дополнительные дни к отпуску, награждения грамотами.
Учителя школы в течение пяти лет принимали участие в районном конкурсе «Учитель года». В 2010 г. учитель ИЗО Мизгирёва Н.Н. заняла 3 место. Многие учителя и учащиеся зарегистрировались и выставляют свои работы в различных педагогических сообществах в Интернете. Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в международных конкурсах: «Русский медвежонок», « Кенгуру», « КИТ», « ЧиП», « Золотое руно», в которых показывают неплохие знания.
Воспитательная работа школы направлена на развитие ученических коллективов и развитие личности ребенка, создание условий для побуждения ее к самореализации, самоанализу, самооценке, самовоспитанию. А также на поддержание и укрепление школьных традиций.
Совместно со старшей вожатой и с классными руководителями в школе создана и работает детская организация с 2002-2003уч. г. «Школьная галактика», которая имеет свой Устав. Цель создания такой организации – формирование сотрудничества и демократизации школьной жизни, развитие школьного самоуправления.
Особое внимание в ОУ уделяется работе с «трудными» детьми, не увеличивается количество детей, стоящих на внутри школьном учете (ВШУ).
В целях осуществления профилактической работы со школьниками, нарушающими Устав школы, правила для обучающихся разработано положение о «Постановке на ВШУ» и о «Совете профилактики правонарушений». Итогом проводимой работы является отсутствие детей, стоящих на учете в ИДН.
Открыты филиалы детских творческих объединений районного Детского центра творчества. За последние годы увеличилось количество кружков и сохранилось количество детей, посещающих эти кружки.
В школе разработана программа «Семья», цель которой активизация работы с родителями. В результате родители стали принимать участие во всех воспитательных мероприятиях.
Хорошее знание детей и их родителей, уважительное отношение к личности каждого из них, бережное сохранение школьных традиции в коллективе педагогов и обучающихся дают школе возможность добиваться успехов в обучении и воспитании. Результатом проводимой работы является стабилизация уровня качества знаний 36 – 37%, сохранения абсолютной успеваемости 100%
В условиях школы разработана программа «Здоровье», которая предполагает работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса.
В рамках этой программы формируются навыки здорового образа жизни, проводятся культурные и оздоровительные мероприятия, т.е. сложилась определенная модель службы здоровья. В базисный учебный план с 2009 года введен третий час физической культуры во 2 и 5 классах. Физическое воспитание проводится не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время на спортивных секциях, которые проводятся в спортивном зале.
Анализируя результаты ежегодных медицинских обследований видно, что 62% обучающихся относится к основной группе здоровья по состоянию здоровья и жизненного развития детей. По анализу видно, что уменьшается количество детей страдающих сколиозом, нарушением зрения, но тем не менее данное положение волнует педагогов.
Формальным интегративным показателем добротности основных результатов образовательного процесса школы стала успешное прохождение в январе 2010года государственной аттестации МОУ.
Вся работа школы ведется согласно плану, утверждаемому на педсовете перед каждым учебным годом.
Контролируется состояние предметов через фронтальный, персональный, классно-обобщающий контроль.
Отслеживаются навыки чтения, счета. Например, навыки счета за последние 3 года остаются примерно одинаковыми 62-63% учащихся справляется с нормой, а техника чтения увеличились с 56% до 60%. Контролируется выполнение программ, изучаются РУВ учащихся и прогнозируется конечный результат успеваемости.
На педсоветах рассматриваются итоги за каждую четверть.
Ведется внеурочная работа, направленная на повышение качества знаний учащихся.
Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что образовательные программы осваивают 100% учащихся. При сдаче ГИА за 2 года не было неудовлетворительных результатов.
Все учащиеся получают аттестат.
Снижение качественной успеваемости, по сравнению за 5 лет, произошло в основном из-за увеличения количества учащихся с низким уровнем обучаемости.
Учитывая выше изложенное и анализируя результаты работы школы, я поняла, что современное управление – это не процесс, идущий сверху вниз, а целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта и в роли объекта управления. Такой подход позволяет привлечь к внутришкольному управлению как можно больше взрослых и детей, чтобы школа начинала работать в режиме самоуправления.
Управление школой осуществляется директором по определённой структуре:
администрация педсовет методсовет родительский профком
школы комитет
директор
завуч вожатая
руководители МО самоуправление
кл. руководители
Результатами своей работы считаю следующее:
1. Созданы благоприятные условия для работы всех участников образовательного процесса; укрепилась материальная база;
2. Сохраняется контингент учителей и учащихся;
3. Увеличилось число учителей с высшим образованием; повысился рост профессиональной деятельности учителей;
4. Вырос % аттестованных учителей;
5. Изменилась структура методической работы;
6. Накоплен аналитический материал по учебно-воспитательному процессу;
7. Сохраняется уровень успеваемости;
8. Активно применяются учителями новые педтехнологии и ИКТ.
О.В. Маковлева