Технологическая карта урока — новый вид методической продукции
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
городской округ Ревда
улица Карла Либкнехта, дом 64, тел 343-97-3-54-50
Методическая разработка урока ИЗО в 1 классе
«Путешествие в страну цвета». Разработка публиковалась в материалах Всероссийского фестиваля педагогического творчества в 2014 году (EDUCONEST.NET)
Разработала учитель ИЗО и черчения
Быкова Наталья Юрьевна
Технологическая карта урока – новый вид методической продукции.
Технологическая карта –инновационный методический инструментарий, обеспечивающий учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. Технологическая карта позволяет учителю:
Определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале.
Выстроить алгоритм работы.
Увидеть воспитательные возможности темы.
Установить преемственность учебного содержания.
Реализовать межпредметные связи.
Преимущества технологической карты:
Внедряются разработки, освобождающие педагога от кропотливой дидактической работы по конструированию учебной деятельности.
Высвобождается время учителя для творчества.
Обеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процесса.
Обеспечивается минимум потерь при недостаточном мастерстве учителя.
Обеспечивается повышение качества обучения, воспитания, развития ребенка.
Обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя
Предлагаю вам технологическую карту урока ИЗО в 1 классе по теме: «Путешествие в страну цвета»
Цель деятельности педагога. Развивать видение красоты окружающей природы, развивать представления учащихся об искусстве, о природе цвета, вырабатывать умение смешивать цвета.
Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями) закрепить знания о тёплых и холодных цветах ,развивать творческое воображение, уметь применять данные цвета в своих работах, поощрять творческую инициативу, вырабатывать умение смешивать краски и получать новые оттенки.
Метапредметные: (компоненты культурно – компетентностного опыта /приобретённая компетентность) научатся отвечать на вопросы ,слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться материалами для работы(палитрой и красками).
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Тип урока Освоение новых знаний
Основные понятия и термины Тёплые и холодные цвета, оттенки
Образовательные ресурсы Технология. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. М. Геронимус/авт.-сост. О.В. Павлова.-Волгоград: Учитель, 2012.-134 с.
Изобразительное искусство.1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/сост. З.А. Степанчук и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-271 с.
Наглядно-демонстрационный материал Материалы к презентации «Путешествие в страну цвета», картины художников В. Васнецова,
И. Шишкина, В. Серова, В. Пластова, стихи, плакаты.
Оборудование Бумага, краски, кисти, палитра и т.д.
Организационная структура урока.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность педагога Деятельность учащихся. Формы организации взаимодействия на уроке. Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку, сообщает тему урока.
- Какая замечательная тема – «Путешествие в страну цвета».
- Мы с вами на этом уроке, ребята, познакомимся поближе с цветами. Настрой на работу, слушают учителя. Фронтальная. Личностные: имеют желание учиться, эмоционально-положительный настрой, понимают значение знаний для человека. Устные ответы.
II Изучение нового материала. Вступительная беседа
Просмотр презентации I слайда «Цвета бывают тёплые и холодные».
Просмотр II cлайдаПроецируется следующий слайд. Золотое солнце
В золотой рубашке
Всюду разбросало
Жёлтые ромашки
В золотистой ряби
Светло-жёлтых вод
Жёлтые кувшинки
Водят хоровод.
-Ребята, прослушав стихотворение, подскажите, о каком цвете пишет поэт?
-И в этом стихотворении С. Маршак явно пишет об одном цвете.
-Послушайте внимательно и определите этот цвет.
. . . Вот жёлтая страница –
Пустынная страна.
Песок на ней кружится,
Несётся как волна.
-Посмотрите на слайд .Мы видим двух волшебниц, одна держит картину с жёлтым цветом , а другая с синим.
- Послушайте, как поэт пишет об одном из цветов.
Вечер зимний
В небе синем
Звёзды синие зажёг
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями
Дом синеет
Крытый синей ватою,
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пёс
Возле синей будки.
-О каком цвете написал поэт?
- Правильно, о синем.
-Какие слова он для этого использовал?
-Что мы можем сказать о синих предметах ,описанных в стихотворении?
Тёплые цвета можно назвать «солнечными». Главный «солнечный» цвет – жёлтый. Это он превращает другие цвета в тёплые.
Тёплые цвета- жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, коричневый, бордовый.
-Поднимите вверх гуашь тёплого цвета.
-Главные холодные цвета- синий , голубой, фиолетовый. Они могут превратить все другие цвета в холодные, ледяные.
В царстве льда, живёт маленькая девочка-волшебница ,которая «замораживает» цвета ,опуская в каждый холодную льдинку.
-Поднимите баночки с гуашью холодного цвета.
-Оказывается, ребята, холодными могут быть не только синий, голубой и фиолетовый, а даже зелёный.
-А вот зелёный – особенный цвет, он может быть и тёплым и холодным.
-Как вы думаете, почему?
-Правильно, в зависимости от того, с каким цветом его смешать.
-Послушайте стихотворение о зелёном цвете.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд
И зелёные лягушки
Песенку поют.
Ёлка – сноп зелёных свечек
Мох- зелёный пол
И зелёненький кузнечик
Песенку запел
-Посмотрите ,у кого есть зелёный цвет холодного цвета.
А вот так о зелёном цвете написал С. Маршак.
Эта страница зелёного цвета
Значит на ней постоянное лето,
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилёг.
Бродят в стране золотые букашки,
Вся голубая как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки
Словно цветной самолёт, стрекоза.
-Скажите, о чём говорится в стихотворении?
Мы с вами познакомились со свойствами цвета, а теперь давайте немного поиграем и закрепим полученные знания.
Представляются работы разного колорита, где необходимо выбрать по номеру, работы с тёплыми и холодными цветами.
Проводит физкультминутку. Слушают учителя.
Смотрят презентацию
Участвуют в коллективной беседе, отвечают на вопросы.
Участвуют в коллективной беседе.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание, слушают учителя.
Ответы детей.
Ответы
Детей.
Смотрят слайд, отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения Фронтальная.
Фронтальная.
Фронтальная.
Фронтальная. Личностные:
Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности
Познавательные:
Составляют произвольно речевое высказывание в устной форме, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, управляют своими эмоциями.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, активно слушают учителя и одноклассников.
Устные ответы
Устные ответы.
Устные ответы.
III. Творческая работа. Организация рабочего места.
Самостоятельная работа.
Работа с красками. Теперь мы с вами создадим свои картины, используя все цвета.
Но мы знаем ,что они бывают и тёплые и холодные.
Предварительно разделите лист на две равные части.
На левой половине мы будем рисовать зиму, на правой стороне – летнюю опушку леса.
В процессе просмотра работ учащихся, организует обсуждение. Выполняют задание, задают вопросы для
уточнения выполнения работы. Индивидуальная. Регулятивные:
Контроль и самоконтроль, сравнение результата способа действий с эталоном.
Личностные:
Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
Согласовывают усилия по достижению общей цели и решению поставленных задач. Выполнение работы
IV. Итог урока.
Рефлексия. Выставка работ учащихся. Подведём итоги работы.
-Мы с вами сегодня по -новому посмотрели на цвета. Побывали в волшебной стране.
-Что нового узнали на уроке?
-Что было интересно?
-Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
-Какое настроение у вас сейчас? Рассматривают работы, оценивают их, отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное настроение. Личностные:
Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание
Причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
Оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Совместно рассуждают и находят ответы на вопросы. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.