Информационная карта актуального опыта педагога


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
 
  Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
  Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
 
 
Шилыганова Ирина Викторовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гремячевская СОШ
Учитель начальных классов  35 лет 
II. Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)   Социализация личности обучающихся средствами внеурочной деятельности.
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия:
- между школой и окружающей средой;
- между индивидом и постоянно меняющимся миром;
Новые условия:
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды.
3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)  Главная цель – осознание значимости социализации личности обучающегося в результате взаимодействия школы и среды. Важно в процессе социализации приобретение обучающимся качеств, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, овладение социальной деятельностью, социальным общением и поведением в обществе людей.
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)   Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания школы. Именно по этому, на мой взгляд, тема роли образования на процесс социализации индивида в общеобразовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества.  
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)  Создание условий для всестороннего развития личности с учетом результата анализа актуальных и перспективных потребностей обучающихся, прогнозирования уровня индивидуального развития каждого.
Создание условий самореализации личности не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования.
Открытие в школе и в учреждениях дополнительного образования кружков с учетом интересов обучающихся.
Создание в школе детского объединения «Радуга», организация работы объединения, вовлечения всех обучающихся начальной школы в интересную творческую жизнь.
Проведение мероприятий, праздников, конкурсов, спортивных соревнований.
6.Результат изменений Повысилась культура поведения младших школьников.
Рост уровня воспитанности обучающихся с 70% до 85%, более высокий уровень развития школьных коллективов.
Развитие духовно – нравственных качеств обучающихся.
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте   Публикация родительского собрания «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» на образовательном сайте «Завуч.инфо».III. Описание актуального педагогического опыта учителя
Тема инновационного опыта «Социализация личности средствами внеурочной деятельности» актуальна и значима в воспитательной деятельности. Чем больше обучающийся занят любимым интересным делом, тем успешнее решаются проблемы воспитания и обучения ребенка. Основой сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена на решение следующих задач:
- обеспечение качественного образования обучающихся;
- формирование нравственности и культуры поведения у обучающихся;
- развитие индивидуальных творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, интеллекта;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование сплоченных классных коллективов;
- участие в общешкольных делах, публичные выступления.
Совершенствование форм и методов воспитания учащихся достигается использованием личностно – ориентированных технологий, метода проектов, ИКТ, игровых технологий, дифференцированного подхода в воспитании.
С 2007 по 2011г.г. я была старшей вожатой в нашей школе. Мною было создано детское объединение «Радуга», наработан большой практический материал, и данный опыт позволяет мне дальше вести дополнительную образовательную работу с детьми. Еженедельное проведение линеек дисциплинирует детей. Они стремятся к тому, чтобы не подвести свой отряд, участвуя во всех делах «Радуги». С большой теплотой они писали сочинения для наших школьных конкурсов «Моя мама», «Вот какой мой папа», «Как я провел каникулы» и другие. Надолго запомнились нашим детям такие праздники, как «Прием первоклассников в «капельки», «А ну – ка, мальчики», фольклорный праздник «Преданья старины глубокой», «Зарнички», «Смотр строя и песни», концерт «Весенняя капель» и другие. На общем родительском собрании была показана презентация о деятельности нашего детского объединения «Радуга».
В этом году я веду кружок «Драматический». Мною создана программа, реализация которой позволит развить творческие способности обучающихся, повысить их личностный рост, создать коллектив детей с привлечением их родителей. Сроки реализации программы 2012г. – 2014г.
Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры развития ребенка, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развития творческих способностей, самореализации личности ребенка. Среди инструментов этого процесса может и должен быть, по нашему мнению, школьный театр – одна наиболее наглядных форм художественного отражения жизни детьми.
Программа основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Это значит, что важнейшим в детском творческом театре является не столько конечный результат, сколько процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Л. С. Выготский отмечал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (1 класс) и 45минут (4 класс).
Цель: создание условий для социализации личности младших школьников. Их эмоционально – эстетического развития.
Задачи:
- развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
- формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
- выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
- развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
- формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, толерантности.
Принципы и подходы.
- концентрический принцип;
- художественно – эстетический;
- коммуникативно – деятельный подход;
- личностно – ориентированный подход.
Ожидаемые результаты.
- повышение уровня общей культуры учащихся;
- приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
- развитие индивидуальных природных способностей детей;
- появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
- формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
Участники моего кружка учатся общаться друг с другом и со взрослыми в различных жизненных ситуациях, знакомятся с основами театральной культуры, развивают эстетический вкус, развивают способности творчески относиться к любому делу. «Ритмопластика или сценическое движение особенно нравится детям. Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей детей, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений. У детей развивается речь, вырабатывается четкая дикция и разнообразная интонация путем игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Разыгрывание сценок и спектаклей увлекает детей. Они с большим удовольствием превращаются в героев сказок. Со старшей группой мы приняли участие в концерте ко Дню учителя. На данный момент готовимся к выступлению перед дошкольниками и учащимися младших классов со старшей и младшей группой кружковцев. Младшая группа (1- е классы) подготовила сказку «Под грибом» (по мотивам сказки В. Сутеева), старшая группа (4 – е классы) - сказка Н. А. Нюхалова «Теремок».
Учитель учит детей, пока сам учится. Я полагаю, что работа с современными детьми должна основываться на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка, чтобы воспитать личность, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси. В процессе развития человек постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с литературой, живописью, историей и архитектурой, а также традициями и обычаями своего народа.
Что будет главным в жизни будущего человека, сказать трудно. Но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.
Ш. А. Амонашвили сказал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослее; надо принимать их как повторение своего детства. Чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»

           
 
IY. Экспертное заключение