Доклад на тему: Технологическая карта — как новый вид методической продукции педагога


Шевердина Галина Александровна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.»Джон ДьюиЗа последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет:
Сделать учебный процесс более эффективным;
Реализовать на практике, метапредметные и личностные умения обучающихся (УУД);
Сократить время на подготовку к уроку.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
К ним относятся:
Интерактивность
Структурированность
Алгоритмичность
Технологичность
Обобщенность информации
Структура технологической карты:
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
Цель освоения учебного содержания;
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
Основные понятия темы;
Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Вариант 1.Этап урокаВремя, минДеятельность учителяДеятельность обучающихсяМетоды, приемы и формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельностиУчебно-методическое обеспечение             
Вариант 2.Этап урока, прогнозируемый результатВремя, минДеятельность учителяДеятельность обучающихсяМетоды приемы и формы обучения Примечания           
 
Вариант 3.Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности             
Вариант 4.Этап урокаВремяДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФормируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной цели и задач 4.  Построение проекта выхода из затруднения 5. Первичное закрепление6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Пошаговый алгоритм составления технологической карты.
ШАГ 1
- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
ШАГ 2
- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3
- спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2) задания, способствующие осмыслению материала учеником; 3) творческие задания.
ШАГ 4
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.
ШАГ 5
Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать :- что контролировать; - как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
ШАГ 7
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
ВЫВОДЫ:
1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
3. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
проектировать пути их реализации;
контролировать и оценивать свои достижения.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемые ресурсы:
Анализ современного урока. – Мн., 2001.
Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.
Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее / В.В.Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – № 3. – С. 34–37; № 11. – С. 7–11.
Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005.
Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. – М., 1984.
Жук, Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.
Зайцев, С. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С.Зайцев // Директор школы. – 2005. – № 3.
Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 2. – С. 21–32.