Доклад по математике «Информационная культура в общеобразовательном учреждении»
Доклад
«Информационная культура в общеобразовательном учреждении»
«Всё течёт - всё меняется» ,- говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку , так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем ,кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии при всей её привлекательности , есть много сложностей . Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования ,стремление идти в ногу со временем.
Мы живём в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Важно научить ученика находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане. «Образование через всю жизнь-,»один из основных принципов ,без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества.
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Ещё никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.
Ежедневно на каждого из нас ,взрослых обрушивается поток информации ,обработка которого отнимает у нас всё больше времени ,и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам , взрослым людям , ещё более непросто детям.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами и методами работы. Для этого человек должен иметь определённый уровень культуры по общению с информацией. Для отражения этого факта был введён термин «информационная культура».
Информационная культура это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой.
Как сделать так ,чтобы мир, окружающий человека ,стал для него интересным ,важным, манящим? Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию ,которая будет ему полезна ? Что из этой информации важно , а что нет ? Как с ней работать , как оценивать ?Вопросов возникает множество .И помочь ответить на эти вопросы может именно школа , именно ей под силу разъяснить ребёнку непонятное , неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребёнка пользоваться информацией так , чтобы она открывала ему мир . Хорошо организуемый взрослыми процесс познания способствует тому , что ребёнок стремится приобретать знания не только с помощью взрослых , но и самостоятельно. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной ,продолжается на всех этапах взросления школьника.
В младшем школьном возрасте идёт процесс впитывания и накопления знаний ,период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку : чем знания интересней , необычней , образней , тем больше у детей желания и интереса ими обладать.
На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию , постоянно ею пользоваться ,появляется стойкая потребность владения информацией .Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия , чтобы максимально развить их информационное поле , способствовать формированию информационной культуры.
Информационная культура это совокупность знаний , умений навыков , обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности , направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся , возникающих в ходе учебной , научно – познавательной и иных видов деятельности.
Ведущая роль в формировании информационной культуры личности , возложена на образовательные учреждения . Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов ,в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере , способы оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося , обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке. В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Детям необходимо объяснить , что размещение на просторах сети своих данных и фотографий в дальнейшем может опорочить их репутацию. Например , когда они во взрослой жизни станут публичными людьми и будут претендовать на выборную должность.
Отсутствие информационной культуры индивида придаёт этой проблеме общегосударственное значение. И в её решении особое место , безусловно ,должны занять общеобразовательные учреждения .
Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся ,обусловленный регулярностью учебных занятий , знание психолого – педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся.
Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зёрна от плевел , воспользоваться информацией с толком и превратить её в знание.
Проблем много .Они решаемы .Главное не отступать и идти намеченной дорогой .И помнить , что никакие , даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата , если не начать с себя.
В заключении хочу привести слова академика Сергея Ивановича Вавилова ,говоря об информации : «…. Современный человек находится перед Гималаями информации в положении златоискателя , которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Учителя МБОУ сош №30 г.Владикавказ
Габиевой Леди Романовны.