Библиотечный урок :«Информационные ресурсы общества и информационная культура»
Цель урока:
1.Сформировать представление о различных свойствах информации;
2. Знакомство с библиотекой
3. Вызвать у школьников устойчивый интерес к книге, привить им первоначальные навыки работы с книгой и научить ориентироваться в библиотечном пространстве, вызвать у детей положительное отношение к книге.
Слайд№1
Доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Доброе утро всем девочкам!....
Доброе утро всем мальчикам!...
Доброе утро всем, кто любит конфеты!...
Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!...
Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!...
Слайд№2
Тема урока : «Информационные ресурсы общества и информационная культура»
Ребята вы уже выросли, знаете что такое школа, откуда берется молоко, когда приходит Дед Мороз, а знает ли кто-нибудь ,что такое информация?
Слайд№3 (Ответы детей)
Слайд№4
Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людейЕсли произошло какое-то событие, например акулы, появились в Черном море, из какого источника вы впервые узнаете об этом? (радио и телевидение)
Если вы хотите понять, почему это произошло? Как? Кто виноват? Возникает сразу множество вопросов. Как вы думаете, кто поможет вам ответить на эти вопросы? (газеты и журналы, интернет, люди)
Слайд№5. Информацию, которую люди получают с помощью зрения, называется визуальной. Приведите примеры визуальной информации. (Наблюдения за окружающим миром, чтение книги, просмотр телевизора, рисунков и т.д.)
Звуковую информацию мы получаем с помощью органов слуха. Приведите примеры звуковой информации. (Звонкий смех, громкий звук свистка, шум листьев, карканье ворон, рассказ стихотворения и т.д.)
Слайд№6. С помощью носа мы воспринимаем запахи и получаем обонятельную информацию. Приведите примеры обонятельной информации. (Приятный запах цветов, резкий запах краски, ароматный запах духов и т.д.)
Информацию, которую мы воспринимаем кожей, называется тактильной или осязательной. Приведите примеры тактильной информации. (Мягко, жестко, гладко, неровно и т.д.)
Вкусовую информацию мы получаем с помощью языка, когда что-нибудь едим или пьём. Приведите примеры вкусовой информации. (Вкусно, кисло, сладко, горько, солено и т.д.)
Слайд№7 Чтобы вы лучше освоили,что такое информация предлагаю посмотреть мультфильм «Информация»
Слайд№8. А сейчас я предлагаю вам вместе с Белоснежкой и гномом, колобком, тетушкой Совой и маленьким щенком отправится в Царство Библиотеки или Книжный город.
Слайд№9. Мы с вами попали в библиотеку. Посмотрите, сколько вокруг нас книг! Кто-нибудь из вас уже знаком с библиотекой? Что такое библиотека? Это книгохранилище (слово можно записать на доске и в личный словарик). Слайд№10. Это слово пришло к нам в русский язык из греческого. Библио - книга, тека - хранилище.
Ребята, а кто знает из вас какие бывают библиотеки?
Слайд№11. Библиотека домашняя - это может быть полка или шкаф, где стоят книги, которые нравятся вашей семье.
Слайд№12. « Пойду - ка я сегодня в библиотеку»- говорите вы и приходите в школьную библиотеку, которая расположена в стенах вашей любимой школы.
Слайд№13. Если вы увидите дом с табличкой на дверях « Детская библиотека», это означает, вы попали туда куда надо. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки надо потратить много часов. Вы будите подниматься на лифте, спускаться по лестницам, идти по коридорам. Вы увидите бесконечные ряды полок с книгами. Каждая книга, напечатанная в нашей стране, обязательно попадёт в эту библиотеку. Вот такая это библиотека – детская!
Слайд№14. Сейчас в каждом большом городе обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем городе тоже есть государственная библиотека имени Н.К.Крупской, и хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
Слайд№15. Ребята, у меня такой вопрос, кто же работает в библиотеках? С возникновением первых книгохранилищ появилась новая профессия – библиотекарь. На эту должность приглашали ученых, писателей, поэтов. А я назову библиотекаря - Фея. Она может все, найти любую книгу среди тысячи, предложить книгу, подходящую по возрасту, поиграть и почитать с тобой.
Слайд№16. Дома ты ребенок, сын или дочь. В школе ты ученик. А в библиотеке? А в библиотеке ты читатель, посетитель общественной библиотеки, читального зала, который занят чтением каких-нибудь произведений.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Слайд№17. Вся литература делится на виды. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми из них.
Учебная
Справочная
Художественная
Научно-популярная
Слайд№18. Учебная литература - это ваши учебники, по которым вы занимаетесь в школе. (математика, информатика, русский язык ,чтение)
Справочная литература. Человеку все знать невозможно. Есть специальная литература, в которой огромное количество информации. Она и называется справочной. Это словари, справочники ,энциклопедии.Поскольку человек всё помнить не может, при выполнении какой-либо работы необходимо брать информацию из этой самой справочной литературы. Также необходимо проверять собственные знания. Очень часто что-то забываешь и делаешь ошибки. Сверившись со справочником, этой ошибки уже не допустишь.
Слайд№19. Художественная литература – это ваши любимые сказки, рассказы, стихи. Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями.
Научно – познавательная литература - рассказы о диковинках живой природы, встречи с удивительным царством животных, со всеми его секретами и загадками. Знакомство с морскими обитателями. Встреча с животными жарких стран. Джунгли. Каждая страница этих книг полна сюрпризов, бурлит жизнью, красками и звуками. Открыв ее, ты узнаешь много интересного о его обитателях. И даже услышишь, как трубят слоны, ревут обезьяны и рычат леопарды.
Слайд№20 ,21. Взяв книгу в руки, мы можем определить ее библиографическое описание:
Автор Носов
Заглавие книги Фантазеры
Выходные данные Москва
Количество страниц 132
Слайд№22. Предлагаю посмотреть мультфильм «Знакомство с библиотекой»
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Слайд№23. Правила пользования библиотекой: - В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям. - Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. Слайд№24
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят. - Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги. - Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. - Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
Слайд№25. Предлагаю посмотреть мультфильм « Правила поведения в библиотеке»
Слайд№26
Книга – учитель,Книга – наставник,Книга – бесценный товарищ и друг.Ум, как ручей, высыхает и старится,Если ты выпустишь книгу из рук.
Слайд№27. Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники – БЕРЕЧЬ! Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
· Не рисовать, не писать ничего в книгах;
· Не вырывать листы, не вырезать картинки;
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
· Не читать книги во время еды;
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Слайд№28. Существуют основные правила чтения: - Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного. - Книгу надо дочитывать до конца. - Во время чтения книги рассматривайте рисунки. - Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении. - Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя. - Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении. - Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.
Слайд№29. Предлагаю посмотреть мультфильм « Гришкины книжки»
Слайд№30. Проверка усвоенного материала (на доске вывешивается ствол дерева Знаний, ребятам раздаются разноцветные ладошки. Детям предлагаем подумать, что им запомнилось из урока. Ученики высказывают по очереди запомнившиеся моменты, при этом приклеивая ладошки к стволу. Получается крона дерева. Кому урок не понравился, приклеивают ладошку вместо травы.)Слайд№31. Библиотекарь благодарит детей за урок, чтобы дальнейший день был удачным, дарит воздушные шарики.