Учебная программа курса Культура делового общения



Филимонова Александра Константиновна

Деловое общение – одно из важных условий успеха, где умение эффективно и грамотно общаться с людьми совершенствует межличностные отношения. Владение культурой делового общения раскрывает перед нами неограниченные возможности для достижения поставленных целей, будь то успешная профессиональная деятельность, карьера, приобретение друзей и партнеров, личная жизнь. Каждый человек уникален и неповторим. Чтобы лучше узнать себя, управлять собой, ощущать радость общения, уметь адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека – вот основная цель изучения данного курса.
Элективный курс предназначен для проведения теоретических и практических занятий с учащимися 9 класса и рассчитан на 32 учебных часа.

Учебная программа курса
«Культура делового общения»
Тема №1 Средства общения. Структура, виды и формы общения. (8 ч.)
Введение. Знакомство с целями курса. Общение и его стороны. Средства общения.
Виды основных взаимоотношений между людьми. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие стиля общения. Виды стилей общения: духовное, светское, деловое, примитивное, манипулятивное, формально-ролевое (ритуальное), гуманистическое. Невербальные средства общения: мимика, визуальный контакт, позы и жесты, походка. Межличностная дистанция. Позиции в общении. Различные «Я»-состояния человека. Состояние «Родитель». Состояние «Ребёнок»). Состояние «Взрослый». Проявление различных «Я»-состояний в поведении.
Тема №2 Восприятие и понимание людьми друг друга. (l0 ч.)
Составляющие перцептивной стороны общения. Восприятие человеком самого себя самовосприятие. Восприятие собеседника. Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия (эффекты первичности, новизны, ореола; проекция). Стереотипы общения. Их виды (антропологические, этнонациональные, социальные). Влияние фактора превосходства (ошибка статуса), влияние фактора привлекательности (ошибка привлекательности), влияние фактора отношения к нам (ошибка отношения). Визуализация. Самоподача. Виды самоподач (самоподачи превосходства, привлекательности, отношения).
Тема №3 Индивидуальные особенности личности в деловой сфере. (8 ч.)
Индивидуальность. Личность. Темперамент и его особенности. Характер и его основные черты. Воля и её основные задачи. Приёмы формирования волевых качеств личности. Способности - важное проявление успеха в профессиональной деятельности. Связь способностей с деятельностью человека. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и навыками. Эмоции и чувства. Их отличия. Виды эмоций и чувств. Внешнее проявление эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоциональных реакций с их физиологическими проявлениями. Эмоции в общении. Управление своими эмоциями и чувствами. Способы снижения эмоциональной напряжённости, разрядка отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Конструктивное выражение негативных чувств.
Тема №4 Специфика делового общения. (2ч.)
Деловая беседа как основная форма делового общения. Специфика делового общения. Этапы деловой беседы. Начало беседы. Установление контакта. Основная фаза беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Принятие решения и завершение деловой беседы. Особенности письменного делового общения. Составление деловых писем. Заявление, доверенность, характеристика.
Тема №5 Конструктивное преодоление конфликтов. (2 ч.)
Понятие «конфликт», основные элементы конфликта. Виды конфликтов и их особенности. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликтов. Основные правила поведения в конфликтной ситуации.
Тема №6 Зачётная работа. Защита рефератов. (2 ч.)
Учебно - тематический план

п/п
Раздел, темы
Количество
часов

1.
Средства общения. Структура, виды и функции общения.
8


1.1.

Общение. Структура и средства общения.
2

1.2.

Виды взаимоотношений между людьми.
2

1.3.

Стили общения.
2

1.4.

Позиции в общении.
2

2.

Восприятие и понимание людьми друг друга.
10

2.1.

Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия.
4

2.2.

Стереотипы общения.
4

2.3.

Самоподача.
2

3.

Индивидуальные особенности личности в деловой сфере.
8

3.1.

Темперамент.
2

3.2.

Характер и воля.
2

3.3.

Способности - важное условие в профессиональной
деятельности.
2

3.4.

Эмоции и чувства.
2

4.

Специфика делового общения.
2

4.1.

Деловая беседа как основная форма делового общения. Письменное деловое общение.
2

5.

Конструктивное преодоление конфликтов.

2


5.1.

Виды конфликтов, их особенности. Конструктивное разрешение конфликтов.
2

6.

Зачётная работа. Защита рефератов.

2



Итого:
32





15