Элективный курс Речевая культура делового общения
Речевая культура делового общения
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов
Содержание
Введение
4
Организация содержания образования
5
Содержание программы
5
Учебно-тематическое планирование
7
Список литературы
9
Перечень ключевых слов
11
Приложения
12
Введение
Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума».
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими и демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере.
Основная задача курса «Речевая культура делового общения» - подготовить старшеклассников к успешному общению при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия. Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.
Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как стилистика, русская речь.
При составлении программы использовано Учебное пособие Мельникова С.В. «Деловая риторика» Ульяновск: УлГТУ, 1999.
В результате изучения курса обучающийся должен знать виды деловой речи, ее принципы организации; уметь использовать полученные знания в различных коммуникативных ситуациях; владеть культурой делового общения.
Курс завершается зачетом, к которому обучающийся должен провести анализ текста (выступления), используя изученный материал курса.
Курс рассчитан на 16 часов лекционно-практических занятий в 10-11 классе.
Формы организации
Интегрированные занятия с использованием лекционного материала, методик анализа коммуникативных ситуаций, деловых игр, творческих заданий, тренингов по работе над техникой и культуре речи.
Контроль
Текущий: на каждом занятии в виде тестов, деловых игр, тренингов.
Итоговый: на заключительном занятии в форме зачета по практической работе
Содержание программы
«Речевая культура делового общения» представляет собой коммуникативно-ориентированный курс обучения деловой речи; содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также задания творческого плана (ролевые игры, выступления и др.).
Тема 1: Деловое общение и его виды
Деловое общение. Регламентированность. Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива. Установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного. Устные виды делового общения: монологические и диалогические. Письменные виды делового общения.
Тема 2: Техника звучащей речи
Звуковое оформление речи. Темп, тембр, громкость речи. Комплекс упражнений речевой гимнастики.
Тема 3: Текст как результат речевой деятельности
Типы текста. Структура дедуктивного и индуктивного размышлений. Аргументы. Композиция текста. Стили текста. Функциональные стили. Отличительные коммуникативные качества научного стиля. Доминирующие черты разговорного стиля.
Тема 4: Основы культуры речи
Понятие о литературном языке. Правильность речи. Литературное произношение и ударение. Трудности звукоупотребления и ударения.
Тема 5: Коммуникативная целесообразность речи
Точность речи. Изобразительные средства . Риторические фигуры мысли. Риторические фигуры слова.
Тема 6: Деловой разговор и его виды
Публичное выступление в деловом общении. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Доклад и речь как жанры делового общения.
Служебный диалог. Типы речевых актов в деловом общении. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника. Психологические типы собеседников. Невербальные средства делового общения. Пространственные нормы делового общения. Деловая беседа. Цель и задачи деловой беседы. Этапы подготовки и проведения деловой беседы.
Переговоры. Цель и задачи переговоров.
Интервью. Цели и задачи общения с представителями прессы.
Служебный телефонный разговор. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора. Техника речи разговора по телефону. Правила ведения делового телефонного разговора.
Дискуссия в деловом общении. Дискуссия как вид спора. Этапы подготовки и проведения дискуссии. Правила ведения спора. Анализ дискуссии
Деловое совещание (собрание). Совещание как вид организации делового общения группы. Этапы подготовки и проведения собрания.
Учебно-тематический план
Наименование
Количество часов
Формы контроля
разделов и тем
Всего
лекции
практика
Деловое общение и его виды
1
1
Вопросы для закрепления, выступления
Техника звучащей речи
2
2
Речевая гимнастика, тест, анализ выступления
Текст как результат речевой деятельности
1
1
текст о своей будущей профессии
Основы культуры речи
1
1
тест
Коммуникативная целесообразность речи
1
1
Игры «Одно вместо многих», «Анаграммы», «Не повторяться!»
Речевой этикет
1
1
Деловая игра
Деловой разговор и его виды
Публичное выступление в деловом общении Доклад и речь как жанры делового общения
Служебный диалог Деловая беседа Переговоры Интервью Служебный телефонный разговор
Дискуссия
Деловое совещание (собрание)
1
1
1
1
1
1
1
1
анализ ораторской речи, подготовка устной рекламной речи на основе письменного текста, игра - взаимодействие со «сложным» партнером в экстремальных условиях конфликта, игра «Тактика переговоров»
Зачет
1
1
Анализ текстов, выступлений
Список литературы для преподавателя
Андреев В.И. Деловая риторика – М. , 1995.
Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994.
Апресян Г.З. Ораторское искусство. – 1978.
Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.
Власова Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. – Л., 1980.
Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи// Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
Григорьева М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить // Русская речь, 1994, № 1.
Кирсанова М. В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. – М., 1998.
Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
Львов М.Р. Риторика. – М., 1995.
Николаева Т.Н. , Илларионов С.И. Этикет и мы. – М., 1993. 15.Ораторы Греции. – М., 1985.
Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.
Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М. , 1997.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1993.
Шепель В.М. Имиджелогия. – М., 1997.
Список литературы для учащихся
Абрамов Н. Искусство разговаривать // Русская речь, 1991, № 4.
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М. , 1984.
Аверьянов Л. А. Искусство задавать вопросы. - М. , 1987.
Акишина А. А. , Формановская Н. И. Русский речевой этикет. - М. , 1986.
Аллан П. Язык телодвижений. - Н. Новгород, 1992.
Беркли - Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб, 1997.
Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. - М. , 1993.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М. , 1988.
Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. - М. , 1993
Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М. , 1983.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского лит. языка. - М., 1989.
Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.
Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М. , 1995.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М. , 1989.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М. , 1977.
Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л. , 1983.
Культура русской речи и эффективность общения. - М. , 1996.
Культура устной и письменной речи делового человека. - М. , 1997.
Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 1978.
Ниренберг Д. , Калеро Д. Как читать человека, словно книгу // Курс практической психологии. Сост. Р. Р. Кашапов. - М. , 1999.
Одинцов В. В. Стилистика текста. - М. , 1980.
Основы культуры речи. Хрестоматия Сост. Л. И. Скворцов.- М. , 1984.
Пелих А. С. и другие. Имидж делового человека. - М. , 1997.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М. , 1989.
Перечень ключевых слов
Деловое общение
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности
Техника звучащей речи
Текст как результат речевой деятельности
Культура речи Литературный язык
Литературное произношение и ударение
Коммуникативная целесообразность речи
Риторические фигуры мысли
Риторические фигуры слова
Речевой этикет
Публичное выступление Доклад
Служебный диалог Бизнес – аргументация
Методы убеждения собеседника
Психологические типы собеседников
Невербальные средства делового общения Пространственные нормы делового общения Деловая беседа Переговоры Интервью Служебный телефонный разговор Дискуссия Деловое совещание (собрание)
Приложение
Контрольные измерители
Творческие задания
Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе. Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами: а)состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной); б)наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.
Главный постулат бизнесменов всего мира: «Хорошие манеры прибыльны». Поддерживаете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы. Составьте небольшое выступление, цель которого - убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания: Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А. Теннисон). Воспитанность - единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Ф.Честерфилд). Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств (Р. Эмерсон). Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес). Вежливость - это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком (Ларошфуко). Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).
Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора. 1)-Здание находится в центре города, поэтому будет много посетителей. -? -2)-Есть удобные складские помещения для хранения товаров -? 3)-Мы сдаем площадь на длительный срок. Это очень удобно. 4)-Плата за аренду составляет 10 тысяч. -?
Проведите деловую игру «Тактика переговоров». Группа делится на 2 бригады по 6 человек. Первая бригада «решает» предложенные ситуации (1,2), представители другой - оценивают ответы каждого игрока, распределяя 12 баллов между шестью участниками. Затем - наоборот: варианты решения предлагает вторая бригада (ситуации 3,4). Подсчитывается суммарный балл - своеобразный рейтинг каждого студента. Ситуации: 1)Ваш партнер по переговорам завышает требования, намеренно ставит невыполнимые условия. 2)Другая сторона скрыто или явно вам угрожает. И угроза эта реальна. 3)Ваш оппонент в начале переговоров старается создать дискомфорт: «Я слышал, что у вас дома неприятность ...». 4)Глава делегации противоположной стороны заявляет: «нам спешить некуда - решайте, согласны ли на наши условия ...».
Ролевая игра «Искусство ведения переговоров». Идут производственные переговоры по заключению коллективного договора, необходимо согласовать интересы и подписать документ. В обсуждении участвуют: комиссия, представляющая трудовой коллектив (председатель профкома, инженер техотдела № 5, мастер, рабочий - депутат Областного законодательного собрания) и администрация (директор, главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер), а также эксперты, приглашенные сторонами. На рассмотрение выносятся спорные вопросы: о предоставлении работникам, занятым на участках с вредными условиями труда, дополнительного отпуска (6 рабочих дней); о выделении бесплатных путевок в заводской профилакторий.
Читайте по ролям диалоги. 1)- Здравствуй, дорогая! -Добрый день, милая! Ах дорогая, как это тебе удалось так сильно похудеть?! Ты выглядишь, словно топ - модель! Ты посещаешь шейпинг - клуб? -Что ты милая! Моя мизерная стипендия не позволяет мне посещать эти дорогие шейпинг клубы. Просто теперь по дороге из академии домой я не заглядываю в кулинарию и больше не покупаю тортов и кексов на уик-энд. А в гастрономии предпочитаю дорогому мясу творог и кету, в которых гораздо меньше жиров и калорий. Получается двойная выгода: и деньги сэкономлены, и фигура в порядке. Ну а углубленное и старательное изучение спецпредметов в академии заменяет мне любые физические упражнения. -Мастерски ты управляешься со своими проблемами, дорогая! Не случайно твоя будущая профессия - менеджер. -Ну а как у тебя дела, милая! Куда ты направляешься? -Я еду в колледж оформлять договор по обучению на курсах маркетинга. Ну а потом загляну в пиццерию. К счастью, вопросы финансового обеспечения меня не касаются. Ими занимаются мои родители. Ну, пока, дорогая! -Счастливо, милая! 2)-Здравствуйте. -Приветствую Вас! Ваша фамилия Иванов? -Да. А Вы, как я понимаю, доцент Василий Иванович Григорьев? -Именно я. Ну, так что мы с Вами хотели обсудить? -Дело в том, что я хочу поступить в колледж, учиться по специальности «Менеджмент». -Вам надо углубить свои знания в области экономики. Плата за обучение в нашем учебном заведении мизерная - 1 тысяча рублей в год. -Василий Иванович, я слышал, что за хорошую успеваемость в колледже могут премировать. Правда ли это? -Да, сейчас мы ходатайствуем по этому поводу в горсовете, составляем договор. Извините, пожалуйста, я должен прервать разговор, меня ждет работа. Позвоните мне завтра и мы обсудим все окончательно. 3)-Здравствуйте, Николай Иванович! Я заходила к Вам по поводу работы в отделе маркетинга. -Доброе утро! Рад Вас видеть! Проходите! Я помню: нам необходимо составить договор, и Вы приступите к работе в начале следующего квартала. А пока у Вас есть возможность углубить свои знания в нашей сфере бизнеса и ознакомиться с августовским отчетом. -Да, конечно, я постараюсь одновременно познакомиться со спецификой работы и познакомиться с сотрудниками. -Отлично, а сейчас возьмите каталог и выскажите свои пожелания дизайнеру по поводу оформления вашего кабинета. -Непременно, рада была встрече, до свидания. -Всего хорошего. 4)-Здравствуйте, Марина Никитична! -Добрый день, девушки! -Мы пришли к Вам, в деканат, чтобы узнать итоги тестирования по математике. -Вы обучаетесь по специальности «Менеджмент»? -Нет, «Бухучет и аудит» с углубленным изучением английского языка и компьютера. -Тестирование Вы прошли успешно. -Можно забрать пять ведомостей нашей группы? -Да, пожалуйста.
Решите лингвистическую задачу Н. А. Еськовой («Русская речь», 1994, №3): 1 января 1971 года в «Известиях» был помещен новогодний фельетон, в котором изображалась такая «грамматическая дискуссия»: « - Так вот, - говорю, - однажды меня назначили тамадой ... - Дорогие товарищи! - сказал я, когда пробил мой час. - Среди нас, тамадов ... - Хозяйка хихикнула. - Извините, - сказал я, - среди нас, тамад ... Тамадей! - выкрикнул один гость. - Тамадьев! - вступил в конкурс веселых и находчивых другой. - Тамадух! - совсем уже не к месту выпалила одна присутствующая дама ... И я подумал: а почему нет школы подготовки этих ... тамад ... тамадов ... тамадьев ... тамадей... Тьфу, напасть! Наверное, потому и нет». Так как же образовать родительный падеж множественного числа от «тамада»?
Вставьте окончания, употребив слова в нужной форме: Кандидат экономических наук, доцент Иванова Анна Ильинична возглавил ... предприятие в трудный период. Директор рассмотрел ... проект обязательства, согласно которо ... осуществлялась реконструкция производства. В пользу проекта высказались известные профессор ... Согласно приказ ... директора токар ... и слесар ... инструментальщики работали в течение первого квартала сверхурочно. Благодаря успешн ... стечени ... обстоятельств, задание выполнено в срок. Цех ... заполнены продукцией. Сейчас вопреки негативн ... изменениям в экономике большинство отделов работа ... стабильно: это инженер ..., бухгалтер ..., инспектор ... Пять маркетологов отправил ... в командировку изучать сложившуюся на рынке ситуацию. Некоторая часть наших работников еще нуждася в специальной подготовке.
Игра «Одно вместо многих» (из статьи Н. В. Муравьевой «Я говорю - ты говоришь» // Русская речь, 1998, №1)
Каким одним словом «икс» можно заменить слово (или словосочетание) в каждом из блоков (А, Б, В, Г) предложений? А.1).Она сшила платье из красивой ткани. 2)На основе этих сведений была написана биография писателя. 3)Документы по этому делу были переданы в суд. 4)Из этого сырья можно изготовить разную продукцию. 5.1)Она окинула меня высокомерным, даже вызывающим взглядом. 2)Он блестяще выполнил задачу, совершил несколько смелых полетов. В.1)Начав писать, он так увлекся, что его нельзя было остановить. 2)Наконец - то они оформили свое вступление в брак. 3)Этим поступком он признался в своей беспомощности. Г.1)Зачем ты срываешь такое незрелое яблоко? 2)Тогда я был неопытным юнцом, многого не понимал. 3)Она увидела его бледное, безжизненное лицо. Придумайте сами предложения к этому заданию.
Игра «Наборщики». Из одного длинного слова надо составить другие слова. Выигрывает тот, у кого их окажется больше. Из «лекарства» опытные наборщики составляют до 200 новых слов.
Игра «Анаграммы». Из всех букв слов: колба, приказ, карта, клоун, монета, стационар, дозревание, старорежимность - сформируйте новые. Например, апельсин, спаниель.
Игра «Не повторяться!» Все по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь (например, поздравление другу или описание картины). Нарушивший запрет на повторение или не сумевший ничего сказать выходит из игры. 9.Аукцион «Пословицы». На аукционе побеждает тот, кто последним назовет пословицу о языке, речи, говорении.
Разыграйте ситуации, используя этикетные формулы приветствия, представления, прощания: 1)Вы знакомитесь с журналистом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались. 2)Вы на презентации продукции фирмы. Представьте Вашего молодого знакомого его конкуренту - президенту фирмы.
Подготовьте устную рекламную речь на основе письменного текста: Уважаемые господа! Выставочная фирма «Южно - Российский экспоцентр» приглашает Вас принять участие в универсальной выставке - ярмарке «Строим наш дом». ЗАО «Южно - Российский экспоцентр» - профессиональная выставочная фирма, член Союза выставок и ярмарок России и стран Балтии, работающая под эгидой Ассоциации городов Юга России, обладающая прочными региональными связями и большим опытом проведения выставочных мероприятий. В программе выставки заключение торговых соглашений, семинары, презентация отечественных и зарубежных фирм - участниц, бизнес - клуб, культурная программа. Участники имеют право вести оптовую и розничную торговлю своей продукцией - строительными и отделочными материалами, строительной техникой, оборудованием и технологиями, приборами жилищно-коммунального хозяйства. Действует система скидок: постоянным участникам - 10%, за аренду выставочной площади более 30 кв. м - 15%. Исполнительный директор выставки.
Проведите коллективный разбор ораторских выступлений сокурсников, «назначив» рецензентов - специалистов: лингвиста-ортолога (следит за правильностью речи), специалиста по культуре речи (оценивает коммуникативную целесообразность, этичность высказывания), логика, педагога (выявляет дидактические черты, определяет доступность), психолога (характеризует особенности восприятия материала слушателями, установление контакта), эстета (оценивает внешний вид, манеру держаться, культуру поведения, акустические качества речи).
Подберите как можно больше вариантов реплик - реакций (согласия, отказа, одобрения, удивления, сожаления, проверки воспринятого), адекватных ситуации - деловому разговору работника акционерного общества «Металлоторг» и директора организации: -Наше акционерное общество приглашает к сотрудничеству Вашу организацию. Мы надеемся, что Вы сможете предоставить нам территорию для хранения изделий металлопроката.
Проведите игру - взаимодействие со «сложным» партнером в экстремальных условиях конфликта. Представьте, что вы - сотрудник дилерской фирмы, а ваш адресат - глава предприятия и ... «вздорный» человек. Продолжите диалог - выясните причины отказа, формулируя утверждения в форме вопросов: -Фирма, которую я представляю, является официальным дилером станкостроительного завода. Мы предлагаем Вам приобрести станки по ценам завода - изготовителя. -Нет, мы не будем покупать у Вас станки. Никогда.
Разыграйте ситуацию. Вы - руководитель коммерческого предприятия. У Вас в фирме есть вакантное место менеджера, инженера - программиста, секретаря - референта. Побеседуйте с 2 - 3 претендентами на эти места. Ваша цель - взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника.
Проведите деловую игру «Тактика переговоров». Группа делится на 2 бригады по 6 человек. Первая бригада «решает» предложенные ситуации (1,2), представители другой - оценивают ответы каждого игрока, распределяя 12 баллов между шестью участниками. Затем - наоборот: варианты решения предлагает вторая бригада (ситуации 3,4). Подсчитывается суммарный балл - своеобразный рейтинг каждого студента. Ситуации: 1)Ваш партнер по переговорам завышает требования, намеренно ставит невыполнимые условия. 2)Другая сторона скрыто или явно вам угрожает. И угроза эта реальна. 3)Ваш оппонент в начале переговоров старается создать дискомфорт: «Я слышал, что у вас дома неприятность ...». 4)Глава делегации противоположной стороны заявляет: «нам спешить некуда - решайте, согласны ли на наши условия ...».
Ролевая игра «Искусство ведения переговоров». Идут производственные переговоры по заключению коллективного договора, необходимо согласовать интересы и подписать документ. В обсуждении участвуют: комиссия, представляющая трудовой коллектив (председатель профкома, инженер техотдела № 5, мастер, рабочий - депутат Областного законодательного собрания) и администрация (директор, главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер), а также эксперты, приглашенные сторонами. На рассмотрение выносятся спорные вопросы: о предоставлении работникам, занятым на участках с вредными условиями труда, дополнительного отпуска (6 рабочих дней); о выделении бесплатных путевок в заводской профилакторий.
Схема анализа ораторской речи
1. Какова тема выступления? Достигнута ли его цель? Подходит ли тема аудитории, вызывает ли интерес? 2. Какой материал использован в тексте выступления? 3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала используются? 4. Логичная ли, доказательна ли речь? 5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности, богатства? 6. Каков способ произнесения речи? 7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи? 8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты и мимика? Насколько свободно он держится перед слушателями? 9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств? 10. Определите, к какому речевому типу относится оратор (по классификации С. Ф. Ивановой).
Анализ ситуации по вопросам:
1)Смотрели ли участники разговора друг на друга? 2)Как часто они смотрели прямо в глаза друг другу? 3)Когда каждый из них смотрел на собеседника больше: когда говорил или когда слушал? 4)Посмотрел ли говорящий на партнера после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь ваша очередь»? 5)Что выражают собеседники позами? 6)Что они «говорят» руками? 7)Помогают ли движения головы ходу разговора? 8)Менялось ли расстояние между коммуникантами? Чем это вызвано?
Анализ невербального поведения сокурсника
1)Бывают ли у него жесты - паразиты, которые мешают в общении, затрудняют понимание его слов? 2)Может ли он в конфликтной ситуации сдержать мимику, жесты, которые усиливают неприязнь, гнев, углубляют конфликт? 3)Способен ли он по выражению ваших глаз понять, что вы хотите что - то спросить? 4)Гармонично ли сочетаются между собой его жесты, мимика, интонации в разных ситуациях? 5)Соответствуют ли его жесты и мимика словам, дополняют ли содержание речи? 6)Может ли он сдерживать внешнее проявление гнева, недовольства, обиды? 7)Бывают ли у него некрасивые, с вашей точки зрения, позы и движения? 8)Умеет ли он достаточно тонко и понятно показать свое доброжелательное отношение, симпатию, заинтересованность? 9)Есть ли у него индивидуальные, неповторимые жесты и позы? 10)Бывает ли он скован в движениях в непривычной, незнакомой ситуации?
Анализ беседы
1.Какова тема и цель беседы? 2.Удалось ли в начале разрядить атмосферу, установить психологический контакт? 3.Насколько доказательно изложены позиции? Какие аргументы, методы убеждения используются? 4.Вопросы каких типов прозвучали? 5.Как оспариваются ошибочные суждения? 6.В какой форме выражаются отказы? 7.Отказываются ли собеседники от своих суждений, если аргументация оппонента оказывается более убедительной? 8.Кто делает обобщающий вывод? 9.Какие решения приняты? 10.Можно ли назвать речь участников общения правильной и хорошей? 11.Какие средства языковой адресации, «формулы» приветствия и прощания употреблены? 12.Соблюдены ли пространственные нормы делового общения? 13.Установлен ли визуальный контакт? 14.Какие жесты используются? 15.К какому типу относятся собеседники (по классификации П. Мицича)?
Анализ ситуации делового общения
1.Как расположились участники общения? 2.Соблюдены ли правила этикета при приветствии, представлении, прощании? 3.Удалось ли создать рабочую атмосферу? 4.Четко ли сформулирована цель и основные проблемы переговоров? 5.Намечен ли план? 6.Как участники изложили свои позиции (насколько четко, полно, доказательно)? 7.Потребовались ли уточняющие вопросы со стороны оппонентов? 8.Какие общие и различные интересы выявлены? 9.Кто выдвигает конкретные варианты решения спорных вопросов? 10.Как предлагаемые альтернативы аргументируются? 11.Какая сторона склонна завышать требования? 12.Кто подводит итог переговоров? 13.Какие решения приняты? 14.По каким вопросам не удалось прийти к соглашению? 15.Какие документы подписаны? 16.Какой подход преобладал на переговорах?
Правила эффективного слушания:
1.Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.
2.Пытайтесь за фразами собеседника «уловить» его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир. 3.Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из - за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается «свободное время».
4.Отключайтесь от внешних «помех», отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2 - 3 дела. 5.Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования. 6.Логически планируйте процесс слушания. «Мысленное опережение» речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи. 7.Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.
8.Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место. 9.Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.
10.Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали «критические» для Вас слова, выводящие из состояния равновесия, к примеру, «рост цен», «увольнение», «ограничение заработной платы». 11.Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое). 12.Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.
13.Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге. 14.Не делайте самой распространенной ошибки начинающих менеджеров, коммерсантов: не стремитесь слишком много говорить самим, а слушайте других.
Тренировка речевого дыхания. 1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см. 3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции. 4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф». 5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с». 6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
Голосовые упражнения.
1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м». 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста: Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно - синюю гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. 4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении: Слушайте - послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор! С красного двора в новы сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить.
Артикуляционные упражнения
1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги: -И, Э, А, О, У, Ы; -Е, Я, Й, Ю; -иа, эа, аа, оа, уа, ыа; -еа, яа, йа, юа; -Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф; -АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ; -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП; БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП; БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП; -ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ, ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ; -ша, шо, шу, ши, шо, шу, ши, ше, шу, ши, ше, ша, ши, ше, ша, шо; -ша, жа, жа, жа, ша, шо, жо, жо, жо, шо, ши, жи, жи, жи, щи, ше, же, же, же, ше; -С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...; -ПТК, ПКТ, КТП 2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков): Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. В Чите течет Читинка. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. 3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп: На дворе - трава, на траве - дрова; не руби дрова на траве двора. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Король - орел. Либретто «Риголетто». Прецедент с претендентом. Константин констатировал. Тщетно тщится щука ущемить леща. 4)Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:
1.Вопрос – сомнение Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?!
Около кола - колокола?!
2.Утверждение Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры! До поры остры топоры! Около кола - колокола! Около кола колокола!
3.Вопрос – удивление Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?Восхищение Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
4.Восхищение. Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.Сомнение (недоверие). Стоит поп на копне! Колпак на попе? Копна под попом? Сам - под колпаком? Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? 5.Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно: «Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил». 6)Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас: корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, взгромоздившееся, искренность, изданный, обыкновенно, усовершенствование, присутствие, делопроизводство, артиллерия, забаррикадироваться, спектрограф.
Тест
Чтобы лучше осознать свою манеру слушать, ответьте на вопросы теста из книги американского исследователя М. Беркли - Ален «Забытое искусство слушать» (СПб, 1997). Варианты ответов: 1) «в большинстве случаев», 2) «часто», 3) «иногда», 4) «почти никогда». 1. «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите? 2.Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда это вам не интересно? 3.Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать? 4.Повторяете ли вы услышанное своими словами? 5.Выслушиваете ли точку зрения другого человека, даже если она расходится с вашей? 6.Берете ли вы что - либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное? 7.Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые слова? 8.Готовите ли вы мысленно выражения, пока собеседник говорит? 9.Делаете ли вы вид, что слушаете, когда на самом деле совсем не слушаете? 10.Витаете ли вы мыслями где - то далеко, когда с вами кто - то говорит? 11.Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и несловесное выражение? 12.Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное? 13.Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального? 14.Смотрите ли вы на говорящего? 15.Концентрируетесь ли вы больше на сути сказанного или на внешнем виде говорящего? 16.Известно ли вам, на какие слова и выражения вы сильнее всего реагируете эмоционально? 17.Думаете ли вы заранее, какой цели собираетесь достичь в данном акте общения? 18.Планируете ли вы время, когда лучше высказать свою мысль? 19.Думаете ли вы о том, как другой человек прореагирует на сказанное вами? 20.Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т. п.)? 21.Имеете ли вы в виду, с каким человеком говорите (враждебно настроенным, незаинтересованным, застенчивым, упрямым ...). 22.Перебиватете ли вы говорящего? 23.Думаете ли вы иногда: «А я - то предполагал, что он это должен знать»? 24.Позволяете ли вы собеседнику выражать его отрицательное отношение к вам, не занимая при этом оборонительной позиции? 25.Занимаетесь ли вы регулярно упражнениями для совершенствования своего умения слушать? 26.Делаете ли вы записи «на память»? 27.Не отвлекают ли вас посторонние звуки и шум? 28.Слушаете ли вы говорящего, не критикуя его и не осуждая? 29.Повторяете ли вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли? 30. Выражаете ли вы своими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий? Вычислите результат, заменяя ответ баллом:
В большинстве случаев2 Часто 3 Иногда4
Почти никогда1.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 915