Статья Формирование финансовой грамотности и культуры делового общения сельских школьников как условие социализации личности


УДК 79
З.Г.Пармоник
аг.Хоневичи, Свислочский район
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Представлен опыт работы по формированию у учащихся сельской школы предпринимательских компетенций, финансовой грамотности и культуры делового общения как важное условие социализации личности сельских школьников, их успешной адаптации в обществе, становлению активной гражданской позиции.
Ключевые слова: предпринимательские компетенции, финансовая грамотность.
Актуальность экономического образования и финансовой грамотности молодёжи в Республике Беларусь обусловлена необходимостью адаптации молодого поколения к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Важнейшей составляющей экономического образования учащейся молодёжи являются «предпринимательские ценности», способствующие формированию самостоятельности, активности, ответственности и новаторству личности. Практика показывает, что именно малое и среднее предпринимательство является существенным источником роста современной экономики. В этой связи проблема современного обучения предпринимательской деятельности становится актуальной задачей. Важность и необходимость развития экономического мышления в Республике Беларусь в настоящее время признаётся на высшем государственном уровне. В частности, Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» подразумевает проведение разноплановых мероприятий, направленных на повышение экономической культуры населения. Современный социально ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию. В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчётливость и хозяйственность, инициативность и высокая дисциплинированность, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, включая экстремальные, готовность к защите своих социально-экономических прав и свобод [2, 32].
В современных социально-экономических и политических условиях развития общества основная задача школы – не только дать обучающимся образование, но и создать основу для их успешной адаптации в обществе, способствовать духовному, нравственному, интеллектуальному развитию, становлению активной гражданской позиции.
Социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время в стране, в том числе и в сфере образования, ставят важную педагогическую проблему – сформировать экономически грамотного молодого человека, который будет способен к осуществлению эффективной деятельности и сможет оценить её не только с позиции экономической целесообразности, но и с позиции нравственной ценности [1, 113].
Социальная активность, гражданская инициатива, способность к выстраиванию своего будущего и реальные условия – важные качества, необходимые сегодняшней молодёжи для достижения успеха. Особую актуальность  в развитии данного направления представляет сельская молодежь, которая,  как важнейшая группа трудовых ресурсов белорусского села, во многом определяет будущее страны. Сельские  школьники менее социализированы в вопросе развития предпринимательства, так как инфраструктура сельской местности значительно отличается от городской, дети не имеют возможности в полной степени удовлетворить свои возможности в организации досуга, культуры быта, в выборе профессии,  в том числе и в получении знаний по предпринимательской культуре. Поэтому в государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад-средняя школа» формирование культуры делового общения, самореализации личности осуществляется посредством реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства». Это позволяет оптимизировать воспитательный процесс и содействует переходу учреждения образования на качественно новый уровень воспитательной деятельности на основе формирования у учащихся предпринимательских компетенций и финансовой грамотности.
Поскольку в рамках проекта внимание школьников акцентировано на реальных примерах предпринимательской деятельности, появилась возможность показать учащимся роль предпринимателя в экономике, привить уважение к разным видам и формам трудовой деятельности и создать предпосылки для развития у молодёжи активной жизненной позиции через сотрудничество с местными и районными властями, Центром туризма и краеведения г.Свислочь, АСБ «Беларусбанк»и другими структурами района и области.
С целью развития у учащихся предпринимательских компетенций и основ финансовой грамотности, формированию культуры делового общения в учреждении образования открыты факультативы «Основы предпринимательства», «Финансовая и социальная грамотность детей и подростков», объединения по интересам «Менеджмент» (от Дома творчества детей и молодёжи г. Свислочь); в классных коллективах проводятся мероприятия по финансовой грамотности, во внеурочной деятельности по предметам создаются и решаются экономические задачи и упражнения, ребусы, кроссворды, функционирует мини-блог «Азбука денег» и т.д.
За время инновационной деятельности членами объединения по интересам «Юные экскурсоводы» разработаны 2 туристические маршруты по Свислоччине, подготовлены информационные буклеты. Обобщён опыт работы педагога дополнительного образования, члена творческой группы, руководителя школьного историко-краеведческого музея Карпиченко И.А. отмечен дипломом І степени управления образования Гродненского облисполкома по результатам ХVI выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи в рамках празднования 70-летия Победы и Года Молодёжи по теме “Формирование предпринимательских компетенций сельских школьников посредством изучения туристических маршрутов региона». Учащиеся учреждения образования презентовали проект на районном фестивале молодёжных инициатив «Новый взгляд», который был отмечен практичностью реализации, реальностью и новизной. Всё это способствует формированию у учащихся интереса к проводимой деятельности, самостоятельности, деловитости и активности в выборе форм и методов взаимодействия в классном коллективе и с социальными партнёрами.
Организована внеурочная деятельность учащихся старших классов для популяризации Единого Интернет-портала финансовой грамотности населения (www.fingramota.by): 24 учащихся заинтересованы и занимаются на дистанционных курсах «Основы предпринимательства», «Практика предпринимательства», что помогает развивать их предпринимательские компетенции.
Тема исследования нашла отражение в научно-исследовательской деятельности: учащиеся 10 класса презентовали на Х районной конференции научно-исследовательских работ «Шаг в будущее» тему «Тайны чисел потребительской корзины», так как считают важным повышение уровня экономических знаний для улучшения качества жизни сельского населения. Тема исследования была отмечена актуальностью и значимостью.
Таким образом, выбранные формы и методы способствуют развитию деловых качеств сельских школьников, формированию предпринимательских компетенций,самостоятельности, активности, инициативности, умению работать в команде, самореализации личности на современном рынке труда, что немаловажно для будущего молодого поколения сельского региона.
Конечно же, имеются проблемы: тема предпринимательства в образовании новая и сложная, педагоги недостаточно подготовлены к инновационной деятельности в данном направлении, не все учащиеся активны на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности, поэтому определены будущие ориентиры на активизацию деятельности всех участников инновации. Определены задачи на перспективу: налаживание связей с районными представителями власти, надеясь на поддержку и продвижение проекта, презентация проекта не только на районном уровне, создание электронных средств обучения после завершения инновации, ежегодные публикации в республиканских средствах массовой информации, создание методического сборника по теме инновации.
Значимость результатов реализации инновационного проекта состоит в подготовке методических материалов по теме «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства» для учреждений общего среднего образования республики, разработке и апробации программы социального партнерства в рамках межведомственного взаимодействия по формированию предпринимательских компетенций сельских школьников с дальнейшей трансляцией для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.Список использованных источников
1. Бедулина, Г.Ф. Основные тенденции формирования экономической культуры и предпринимательских ценностей учащихся в условиях социального партнёрства /Г.Ф.Бедулина // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта. – 2015. – № 5. – С. 111-116. 
2. Парамонов, А.В. Формы предпринимательской подготовки учащихся/ А.В.Парамонов // Народное образование. – 2007. -- №10. С.21-34