Использовании информационно-коммуникационных технологий -необходимое условие современного образования (статья)
Использовании информационно-коммуникационных технологий -необходимое условие современного образования
учитель химии МБОУ СОШ № 5 г. Армавира
Титович Елена Николаевна
В 2007 в кабинете была установлена интерактивная доска, что способствовало применению информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения химии и в воспитательной деятельности. Применение информационных технологий позволяет:
- интенсифицировать передачу информации, насытить материал иллюстрациями, используя анимацию, видеофрагменты, видеофильмы, схемы и т.д.
-расширить объём изучаемого материала и разнообразить формы его восприятия
-экономить время за счёт ускорения темпа усвоения материала
-вовлечь учащихся в подбор и создание учебного материала, что способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и выявлению одарённых детей
На учебных занятиях ведётся работа с мультимедиапродуктами: используются компьютерные обучающие программы, электронные учебники, материалы интернет сайтов, презентации и флипчарты, которые создаю я и учащиеся, выполняя свои проекты в форме презентаций. Для основных тем курса химии 8,9,10,11 классов мною созданы ряд презентаций и флипчартов к урокам или фрагментам урока, а также тестовые задания и дидактический материал к урокам.
Удобством такой подачи материала является то, что записи , видеофрагменты, рисунки и т . п. на доске может появляться по желанию учителя, здесь же мы можем выполнить предложенные задания и проверить правильность их выполнения. Очень часто на уроке недостаточно времени для просмотра материала учебника, необходим наглядный материал, который отражает определённые вопросы в рамках школьной программы и с учётом особенностей преподавания материала учителем, поэтому я создаю презентации .Для создания презентаций я использую программу Power Point.Учащиеся также создают свои проекты в форме презентаций. В презентации можно включить необходимые фотографии, и фрагменты из электронных учебников и электронных энциклопедий, которые являются аналогами обычных справочно-информационных изданий, но содержат больше иллюстративного материала. Наряду с презентациями на уроках я использую флипчарты, которые создаю с помощью программы «Activ studio profession» На страницах флипчартов собран материал к фрагментам урока, здесь также можно разместить фотографии, схемы, таблицы, задания и ключи к этим заданиям
Ребятам очень нравится моделировать , составляя уравнения реакций, работать в виртуальной лаборатории .С помощью наглядных заданий, схем, анимации, использования различного тона или цвета надписей, можно связывать общие идеи, или показать отличия- всё это привлекает внимание учащихся и позволяет понять и запомнить достаточно большой и сложный материал.
Урок изучения нового материала. Например, при изучении темы «Спирты»- учащиеся добиваются усвоения понятия «спирты»; сформировывают знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
Тема «Углеводороды». Класс делится на группы (каждая группа получает карточку, в которой находится задание: Определить класс углеводородов и дать характеристику класса), урок одновременно идет с презентацией, в которой отражены все этапы работы ( тема, разминка, диктант, задания- «найди родственников», назови вещество, составь формулу, кроссворд).
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний: «Обобщение классов неорганических соединений»
Использование презентаций в качестве наглядных пособий позволяют подобрать к уроку большое количество демонстрационного материала, используя различные источники, такие как Интернет, цифровые образовательные ресурсы. Информационные технологии дают возможность на уроках воспринимать материал учащимися очень легко, а ведь ученик запоминает всего 10% из того, что слышит, 60% из того, что видит.
Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение демонстрационных опытов, практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, или определенных опытов по органической химии, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету. В кабинете имеется медиатека по предмету.
В индивидуальной работе с учащимися, желающими углублённо изучать химию в рамках программы по подготовке к ЕГЭ ,я использую диски «Готовимся к ЕГЭ» в которых представлены тестовые задания прошлых лет и справочный материал «Репетитор»
Не секрет, что оснащение химических лабораторий в школах не позволяет выполнять количественных анализов, ведь для этого нужны точные весы, бюретки и, наконец, химически чистые вещества, которые не поступают в школьную лабораторию. Подключение программы L-лаборатории позволяет измерять РН растворов, оценивать оптическую плотность, с помощью которой можно определить концентрацию раствора. Освоение приёмов работы с этим оборудованием требует несложных манипуляций, однако позволяет количественно оценить некоторые параметры, значит, расширяет возможности исследовательской работы. Работа с этим оборудованием позволяет вовлечь учащихся в исследовательскую работу, например, при выполнении работ по определению красителей в чае или уровень РН среды молока и кефира. Использование ИКТ позволяет создать неизмеримо более яркую интерактивную среду обучения, с практически неограниченным потенциалом возможностей, открывающихся перед учителем и учеником, что позволяет им творчески работать и учиться.