Комплексная программа подготовки детей-сирот и детей, отсавшихся без попечения родителей и кандидатов в приемные родители
Управление образования администрации
Ленинск-Кузнецкого городского округа
МОУ ДПО «Научно-методический центр»
Составители:
В. Г. Амосова, педагог-психолог
У нас будет семья
Комплексная программа подготовки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
и кандидатов в приемные родители для создания приёмной семьи
Ленинск-Кузнецкий
2013
Данная программа направлена на формирование представлений, знаний и умений у детей и кандидатов в приемные родители для успешной жизни в новой семье, профилактику вторичного сиротства. Программа реализуется в два этапа, состоит из трёх разделов. Первый этап включает в себя параллельную работу двух групп: детей и кандидатов в приемные родители. Второй - заключается в совместной работе детей и кандидатов в приемные родители. Рекомендована для специалистов, занимающихся вопросами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...3
Структура занятий...8
Учебно-тематический план...9
Содержание программы....12
Литература.....................................21
Приложение........23
Пояснительная записка
Проблема социального сиротства в Российской Федерации в настоящее время не теряет своей актуальности. По-прежнему растет число детей, оставшихся без попечения родителей, а количество воспитанников интернатных учреждений намного превышает количество детей, переданных в семьи. В рамках программы деинститоулизации детских интернатных учреждений вопросам развития института замещающей семьи уделяется много внимания как на государственном так и на локальном уровне. Опыт семейного устройства интенсивно распространяется в регионах.
Активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).
Наибольшее распространение получила такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как приемная семья.
Данная тенденция обусловлена рядом причин:
материальное содержание школ-интернатов обходится государству гораздо дороже, нежели приемной семьи;
как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем;
решается проблема занятости населения, особенно на периферии, где проблема безработицы выражена более остро, чем в крупных городах.
О необходимости специализированной подготовки, как принимающих родителей, так и детей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Люди, желающие взять ребёнка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться. У многих детей, желающих обрести семью, ожидания не совпадают с реальной действительностью. Возникает противоречие: у обеих сторон есть желание создать полноценную семью, но возникающие бытовые проблемы, поступки детей и реакция на них взрослых приводит к отрицательному эффекту.
Детско-родительские отношения в приёмной семье не идентичны ни аналогичным отношениям в кровной семье, ни отношениям в системе «воспитатель-воспитанник». Они обладают рядом специфических особенностей, которые заключаются в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребёнку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на его воспитание, перевоспитание.
Поэтому актуальной становится проблема правильной организации и сопровождения приемной семьи, профессионализации приемного родителя, подготовки ребенка для жизни в семье. От того, насколько успешно будет решена эта проблема, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании.
Комплексная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и кандидатов в приемные родители «У нас будет семья» составлена исходя из опыта работы специалистов города, а также анализа работы других учреждений подобного типа.
Цель программы:
Создание условий по организации и поддержке приемной семьи как эффективного института социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи программы:
оказать помощь воспитанникам в овладении необходимыми знаниями для успешного проживания в семье;
оказать помощь кандидатам в приемные родители в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями и их практическом использовании;
развивать навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствовать гармонизации отношений между всеми членами будущей семьи;
оказывать психолого-педагогическую поддержку приемной семье.
Комплексная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и кандидатов в приемные родители «У нас будет семья» реализуется в несколько этапов:
Формирование группы кандидатов в приемные родители.
Вводное занятие.
Работа группы детей, желающих попасть в приёмную семью осуществляется по разделу: «На пути к семье».
Работа группы кандидатов в приемные родители осуществляется по разделу: «Школа приемных родителей». Оба раздела ведутся параллельно друг другу.
Разделом «Мы вместе» завершается работа по подготовке приемной семьи.
Заключительное занятие.
Консультирование приёмных родителей и детей специалистами.
Участники, реализующие программу:
педагог-психолог;
социальный педагог;
медицинские работники;
административный и педагогический персонал ОУ;
специалисты учреждений г. Ленинска- Кузнецкого;
кандидаты в приемные родители;
воспитанники детского дома.
Основные формы и методы работы:
Диагностирование;
Моделирование ситуаций;
Дискуссии;
Тренинги;
Консультирование;
Сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемый результат:
Готовность кандидатов в приемные родители принять ребёнка в семью.
Готовность воспитанников детского дома к проживанию в приемных семьях.
Профилактика вторичного сиротства.
Психологическая диагностика.
Первичная диагностика:
1. Кандидатов в приемные родители: Анкета приемного родителя, Опросник «Особенности детско-родительских взаимоотношений в семье», Опросник «Мотивы для усыновления»; Тест С. Розенцвейга; Рисуночный тест Р. Сильвера; Цветовой тест Люшера; Проективная методика Hand- тест; Исследование системы ценностей (KVS-2) Д.В.Каширский; Исследование уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд; Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну.
2. Воспитанников детского дома: Методика «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко; Тест С. Розенцвейга; Цветовой тест Люшера; Проективная методика Hand- тест; Методика Рене Жиля.
Текущая диагностика: наблюдение, беседы с участниками о ходе реализации программы.
Вторичная диагностика: участников по тем методикам, по которым были выявлены неудовлетворительные результаты.
Сроки реализации программы - 18 недель.
Цикличность занятий – 1 раз в неделю. Группа кандидатов в приёмные родители состоит из 8-10 человек (обязательно присутствие обоих супругов, если таковые имеются). Группа воспитанников, кандидатов для жизни в замещающей семье – из 8-10 (возраст от 3 до 14 лет). При реализации раздела «Мы вместе» желательно присутствие всех членов семьи, которые будут участвовать в воспитании приемного ребенка.
Структура занятий
Разделы
Этапы
Время (мин.)
Раздел I
«На пути к семье»
Приветствие
5
Вводная часть- введение в тему, разминка
10
Основная (практическая часть)- упражнения, ролевые игры, разминки как разгрузка после упражнений
60
Заключение- рефлексия занятия, организационные моменты
15
Раздел II
«Школа приемных родителей»
Приветствие
5
Вводная часть- обсуждение домашнего задания, введение в тему, разминка
25
Основная (теоретическая часть); (практическая часть)- упражнения, ролевые игры, разминки как разгрузка после упражнений
80
Заключение- рефлексия занятия, домашнее задание организационные моменты
10
Раздел III
«Мы вместе»
Приветствие
5
Вводная часть- введение в тему, разминка
10
Основная (практическая часть)- упражнения, ролевые игры, разминки как разгрузка после упражнений
90
Заключение- рефлексия занятия, организационные моменты
15
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Форма контроля
всего
теория
практика
Вводное занятие
Деловая игра «Семья»
2 часа
30 мин.
1,5 часа
Количество кирпичей дома
Итого
2
30 мин.
1,5
Раздел I. «На пути к семье»
18
0
18
1.1. Зачем нужно знать себя?
1,5 часа
-
1,5 часа
1.2. Прошлое-настоящее-будущее
1,5 часа
-
1,5 часа
1.3. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
1,5 часа
-
1,5 часа
1.4. Картина моей личности
1,5 часа
-
1,5 часа
1.5. Я в мире людей, люди вокруг меня
1,5 часа
-
1,5 часа
1.6. Семейные конфликты: взрослые и дети
1,5 часа
-
1,5 часа
1.7. Поведение и культура
1,5 часа
-
1,5 часа
1.8. Всему начало- отчий дом
1,5 часа
-
1,5 часа
1.9. Взрослые и дети в семье
1,5 часа
-
1,5 часа
1.10. Мой дом. Моя семья
1,5 часа
-
1,5 часа
1.11. Семейные радости и горести
1,5 часа
-
1,5 часа
1.12. Я вхожу в семью
1,5 часа
-
1,5 часа
Раздел II. «Школа приемных родителей»
24
9
15
2.1. Дети, подлежащие помещению в приемную семью. Психологические проблемы ребенка, лишенного родительской заботы.
2 часа
1 час
1 час
2.2. Зачем мы берем ребенка или мотивы приема. Процедура семейного устройства детей лишенных родительского попечения.
2 часа
1 час
1 час
2.3. Особенности возрастного развития детей. Возраст приемного ребенка: плюсы и минусы. Лично стные особенности детей- сирот.
2 часа
1 час
1 час
2.4. Условия для позитивного, духовно- нравственного развития ребенка в приемной семье.
2 часа
1 час
1 час
2.5. Организационно- правовые основы создания и функционирования принимающих семей. Материальные и нематериальные права и обязанности приемных родителей.
2 часа
1,5 часа
30 мин.
2.6. Детско-родительские отношения в приемной семье (дети- родители; приемные- кровные дети; приемные дети- другие родственники).
2 часа
-
2 часа
2.7. Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение детей. Часто встречающиеся детские диагнозы.
2 часа
1,5 часа
30 мин.
2.8. Создание реабилитационного пространства ребенка в новой семье. Условия обеспечения благополучия ребенка. Профилактика заболеваний. Основы гигиены и санитарии, ЗОЖ.
2 часа
1 час
1 час
2.9. Основные этапы адаптации ребенка в приемной семье. Нормативные и ненормативные кризисы.
2 часа
-
2 часа
2.10. Привязанность и семья в жизни ребенка. Формирование привязанностей в новой семье и негативное поведение. Эмоциональные и поведенческие расстройства. Работа с ними.
2 часа
1 час
1 час
2.11. Установление контакта с ребенком. Первая встреча. Заочное знакомство.
2 часа
-
2 часа
2.12. Воспитательский потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье.
2 часа
-
2 часа
Раздел III «Мы вместе»
10
0
10
3.1. «Давайте познакомимся»
2 часа
-
2 часа
3.2. «Учимся сердиться»
2 часа
-
2 часа
3.3. «Эффективное взаимодейсвие»
2 часа
-
2 часа
3.4. «Пойми меня»
2 часа
-
2 часа
3.5. «Дружная семейка»
2 часа
-
2 часа
Заключительное занятие
2 часа
1час
1час
Всего
56
10,5
45,5
Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление кандидатов в приемные родители с целями, задачами, структурой программы. Правила работы и посещение занятий.
Деловая игра «Семья». «Семья» путешествует в поисках семейного счастья. На ее пути встречаются множество реальных семейных проблем, которые необходимо решить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия. Во время путешествия «семья» выстраивает свой символический семейный дом из «кирпичиков», которые получает на игровых станциях за правильно найденные компромиссные решения предложенных проблем.
Раздел I. «На пути к семье»
Занятие 1. Зачем нужно знать себя? 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Знакомство с участниками; упражнения: «Цвет настроения», «Я рад общаться с тобой». Основная часть: Выявление ожиданий участников группы от занятий; принятие правил работы группы. Упражнения «Настроение», «Ласковые лапки», «Слушай команду». Самоанализ «Кто я? Какой я?». Тест С. Розенцвейга. Упражнение «Горячий стул». Заключение: игра «Строим город».
Занятие 2. Прошлое-настоящее-будущее. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Что в имени тебе моем». Основная часть: Упражнения «Грецкий орех», «Метафора», «Кирпичная стена». Цветовой тест Люшера Заключение: Упражнение «Какой я есть и каким хотел бы быть».
Занятие 3. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Посылка». Задания: «Хочу сказать приятное другому человеку». Основная часть: Обсуждение понятия «Эмоции». Игры «Угадай эмоцию», «Назовите эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Поставь балл эмоции». Проективная методика Hand- тест. Заключение: Упражнение «Волшебный сундук».
Занятие 4. Картина моей личности. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Букет». Основная часть: Закончить предложение «Немного о себе». Упражнения «Какой он?», «Я- первый». Анализ «Ассоциации». Заключение: Упражнение «Комплименты».
Занятие 5. Я в мире людей, люди вокруг меня. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнения «Хорошо ли мы знаем друг друга?», «Жизненный путь». Основная часть: Обсуждение притчи «Солнце и ветер». Упражнение «Доброе животное». Методика «Мой круг общения». Упражнение «Давайте жить дружно».Игра «Плохое и хорошее». Заключение: Игра «Клубочек».
Занятие 6. Семейные конфликты: взрослые и дети. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть. Игра «До десяти». Обсуждение басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Основная часть: Упражнение «Моделирование реальных ситуаций». Просмотр фрагмента фильма «Любовь и голуби». Упражнение «Собери фасоль». Мозговой штурм «Как предупредить конфликты детей и взрослых?». Заключение: Упражнение «Коридор добрых слов».
Занятие 7. Поведение и культура. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Игра «Приветствие», упражнение «Массаж по кругу». Основная часть: Игра «Ворвись в круг», упражнение «Оцени ситуацию». Заключение: Упражнение «Подарок».
Занятие 8. Всему начало - отчий дом. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Как вы себя чувствуете». Основная часть: Сюжетно-ролевая игра «Наш дом». Методика Рене Жиля. Заключение: игра «Вместе мы одна семь-я».
Занятие 9. Взрослые и дети в семье. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Доброе утро», игра «Живая кукла». Основная часть: Игра «Коллаж». Заключение: Упражнение «Лава».
Занятие 10. Мой дом. Моя семья. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Капельки», упражнения «Строим дом», «Дом, который я хочу». Игра «Верно-неверно!». Основная часть: Деловая игра «Что значит любить своих родителей». Заключение: Игра «Желание называй, мяч получай».
Занятие 11. Семейные радости и горести. 1,5 часа
Приветствие. Разминка «Музыкальная медитация». Вводная часть. Игра «Птенчики». Основная часть. Ролевая игра «Семейные радости и горести». Упражнение «Ласковушка и мурашка». Вторичная диагностика воспитанников по тем методикам, по которым были выявлены неудовлетворительные результаты. Заключение: «Мне кажется, что ты хочешь мне сказать».
Занятие 12. Я вхожу в семью. 1,5 часа
Приветствие. Вводная часть: Разминка «Питающее солнце», игра «Паровозик». Основная часть: Упражнения «Тропинка к сердцу», «Волк и семеро козлят». Подведение итогов занятий: Игра «Как это было». Заключение: Упражнение «я тебе дарю»
Раздел II. «Школа приёмных родителей»
Занятие 1. Дети, подлежащие помещению в приемную семью. Психологические проблемы ребенка, лишенного родительской заботы. 2часа
Приветствие: Знакомство с кандидатами в приемные родители, упражнение: «Назови свое имя». Вводная часть: Выявление ожиданий участников группы от занятий. Основная часть: Требования к правовой ситуации ребенка (его «статусу»). Отношения ребенка с биологической семьей, кандидатами в приемные родители. Личное дело ребенка, лишенного родительского попечения. Игра: «Дорисуй фигуру»; особенности развития детей, не воспитывающихся в семье. Упражнение «Ругаемся овощами». Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: «Что я дала (бы) ребенку, приняв его в семью, и что я от него (бы) получила». Заполнить анкету приемного родителя и исследование системы ценностей. Заключение: Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Занятие 2. Зачем мы берем ребенка или мотивы приема. Процедура семейного устройства детей лишенных родительского попечения. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнения «Здравствуй, я рад (а) тебя сегодня видеть здесь», «Символ семьи». Основная часть: Определение мотивации кандидатов в приемные родители, категории мотивов (Опросник «Особенности детско-родительских взаимоотношений в семье», опросник «Мотивы для усыновления», Исследование уровня субъективного контроля). Возможность идти к желанной цели. Прием ребенка и мифы. Упражнение: «Только вместе!» Получение заключения о возможности быть приемным родителем. Перечень документов, предоставляемых кандидатом. Процедура утверждения создания приемной семьи. Домашнее задание: дома с детьми выполнить упражнение «Лучший друг- ребенок». Заключение: Упражнение: «На сегодняшнем занятии я».
Занятие 3. Особенности возрастного развития детей. Возраст приемного ребенка: плюсы и минусы. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение: «Ласковое имя». Основная часть: Плюсы и минусы возрастных особенностей детей: от рождения до года; от года до трех лет; от трех до пяти; от пяти до семи; от семи до десяти; подростки. Факторы, влияющие на формирование здоровья детей; упражнение: «Какая рука у соседа». Анализ трудных ситуаций. Факторы риска; упражнение: «Тень». Состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности возрастного, нервно-психического развития детей-сирот. Особенности развития детей, не воспитывающихся в семье. Тест С. Розенцвейга. Рисуночный тест Р. Сильвера. Домашнее задание: Проанализировать особенности развития своего ребёнка на каждом возрастном этапе. Заключение: Упражнение: «Подари улыбку».
Занятие 4. Условия для позитивного, духовно- нравственного развития ребенка в приемной семье. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение: «Связующая нить». Основная часть: Что такое «благополучие ребенка», критерии и показатели благополучия ребенка в приемной семье; упражнения «Кошки- мышки». «Виды поощрений», «Правильно ли?»; Влияние домашней атмосферы, родительской любви на нравственное развитие ребенка; Составление кодекса родительской любви; Цветовой тест Люшера; Проективная методика Hand- тест. Домашнее задание: В течение трех дней подсчитать и записать в дневник сколько раз вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), а сколько- с отрицательными высказываниями (с упреком, замечанием, критикой). Заключение: Упражнение «Рисунок- подарок».
Занятие 5. Организационно- правовые основы создания и функционирования принимающих семей. Материальные и нематериальные права и обязанности приемных родителей. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Что в имени тебе моем». Основная часть: Права и обязанности приемных родителей; Выплаты принимающим родителям; Презентация «Бюджет семьи»; Финансовая отчетность для приемных семей. Домашнее задание: познакомиться с компьютерной программой «Жадюга». Заключение: Игра«Прогноз погоды».
Занятие 6. Детско-родительские отношения в приемной семье (дети- родители; приемные - кровные дети; приемные дети - другие родственники). 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение: «Представь себя». Основная часть: Периоды неопределенности в приемной семье; Выступление членов семей, уже имеющих опыт воспитания приемных детей; упражнения «Поощрение и наказание», «Плохие- хорошие родители», «Принимающие и кровные родители»; Гипотеза Е. О. Смирновой; Социализация ребенка; Исследования В. Н. Ослона; упражнение «Дети и родители»; Ролевые позиции в межличностных отношениях Домашнее задание: Семейная история участников. Заключение: Упражнение «Связующая нить».
Занятие 7. Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение детей. Часто встречающиеся детские диагнозы. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Сверка концепций». Основная часть: Наследственные болезни; Психическое развитие ребенка; упражнение «Принимающие и кровные родители»; Благоприятная семейная среда как фактор нейтрализации врожденных особенностей детей- сирот; Упражнение «Грецкий орех»; Заболеваемость детей. Что лечить, а что воспитывать? Диспансеризация. Домашнее задание: «Я и моя спортивная семья». Заключение: Упражнение «Спасибо».
Занятие 8. Создание реабилитационного пространства ребенка в новой семье. Условия обеспечения благополучия ребенка. Профилактика заболеваний. Основы гигиены и санитарии, ЗОЖ. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Метро». Основная часть: Понятие «реабилитационного пространства». Особенности реабилитационного пространства детей. Упражнение «Реабилитационное пространство». Восстановление и укрепление здоровья приемного ребенка. Восстановление познавательной деятельности, обеспечение школьной успешности. Организация досуга. Подготовка детей к самостоятельной жизни. Упражнение «Игра- танец». Что могут сделать специалисты. Домашнее задание: 1. Необходимо начертить план своей квартиры и отметить любое место каждого члена семьи: за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д. 2. Найти на плане своей квартиры пространство для приемного ребенка, отметить его место за обеденным столом, перед телевизором, в спальне и т.д.
3. Ответить на следующие вопросы:
Если семье необходимо собраться вместе, то где это обычно происходит?
Если кто-нибудь из членов семьи хочет уединиться, то где он может это сделать?
Есть ли у членов семьи место в доме, которое они считают своим? Признают ли это другие члены семьи?
Кто какое место занимает за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.?
Изменится ли распределение пространства семьи, когда появится новый ребенок?
Почему именно таким образом будет распределяться пространство в семье?
Устраивает ли это всех членов семьи? Заключение: Упражнение «Баржа».
Занятие 9. Основные этапы адаптации ребенка в приемной семье. Нормативные и ненормативные кризисы. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Птенцы» Основная часть: Упражнение «Споем имя». Понятие адаптации. Биологический аспект. Психологический аспект. Этапы адаптации. Проблемы и способы их решения. Упражнения «Принимающие и кровные родители», «Колокол». Домашнее задание: Продумать и вспомнить запахи, вкусы и ощущения из детства, связанные с ними. Проанализировать особенности развития своего ребёнка на каждом возрастном этапе. Заключение: Игра«Звездочка».
Занятие 10. Привязанность и семья в жизни ребенка. Формирование привязанностей в новой семье и негативное поведение. Эмоциональные и поведенческие расстройства. Работа с ними. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Перевернутое имя». Основная часть: Понятие «привязанности». Эмоциональные связи. Модели семейных отношений. Упражнение «Выбор ребенка». Отчуждение от родной семьи. Потребность в позитивных отношениях с ближайшим окружением. Домашнее задание: Написать в родительском дневнике «Родительское сочинение». Заключение: Игра: «Картина на спине».
Занятие 11. Личностные особенности детей-сирот. Установление контакта с ребенком. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Рукопожатие». Основная часть: Прошлый опыт жизни ребенка. Насилие. Агрессия. Сексуальное развращение. Личностные особенности детей, оставшихся без попечения родителей: тревожность, собственичество, демонстративность. Нарушение привязанностей. Первая встреча. Вторичная диагностика родителей по тем методикам, по которым были выявлены неудовлетворительные результаты. Домашнее задание: «Умелая семья - уютный дом». Заключение: Упражнение «Спасибо тебе за то».
Занятие 12. Воспитательский потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье. 2часа
Приветствие. Вводная часть: Упражнение «Солнце светит для тех, кто». Основная часть: Понятие воспитательского потенциала семьи. Семейное воспитание. Уровни воспитательского потенциала семьи. Формы и методы воспитания. Упражнение: «Идеальный родитель». Поощрение и наказание. Правила для избегания наказаний. Основные принципы и методы воспитания. Традиции и ритуалы семьи. Игра- задание: «Законы семьи». Тестирование. Заключение: Упражнение: «Общий рисунок».
Раздел III «Мы вместе»
Занятие 1. Давайте познакомимся. 2 часа
Приветствие. Вводная часть: Игра на знакомство «Снежный ком», разминка «Спагетти, кетчуп, coca- cola». Основная часть: Упражнения на сплочение «Скала», «5 фигур». Упражнение- медитация «Портрет». Арт-техника «Маска». Разминка «Чика- бум». Заключение: Игра на снятие эмоционального напряжения «Ха-ха».
Занятие 2. Учимся сердиться. 2 часа
Приветствие. Вводная часть: Психологический настрой «Подари улыбку».Основная часть: Игры «Кто быстрее?», «Снежный бой», «Обзывалки». Аппликация «Снежная картина». Разминка «Ураган». Упражнение «Снеговички». Заключение. Игра на снятие эмоционального напряжения «Королевство».
Занятие 3. Эффективное взаимодействие. 2 часа
Приветствие. Вводная часть: Игра «Дождик», упражнение «Да и нет». Основная часть: Игра «Черепахи». Расширение поведенческого репертуара упражнение «Эффективное взаимодействие». Арт-техника «Рисунок в круге». Упражнение «Маленькая птичка». Заключение: Разминка «Змея».
Занятие 4. Пойми меня. 2 часа
Приветствие. Вводная часть: Игра «Давайте поздороваемся», разминка «Автодром». Основная часть: Упражнение «Закончи предложение». Игра «Маски». Упражнение «Волшебные средства». Игра «В тридевятом царстве». Игра «Волшебные заросли». Заключение: Разминка «Монолит». Игра «Волшебный мешочек».
Занятие 5. Дружная семейка. 2 часа
Приветствие. Вводная часть: Игра «Передай по кругу». Основная часть: Игра «Изобрази семью животных». Упражнение «Сочиняем сказку». Драматическая инсценировка. Игра «Умные вопросы». Игра «Жмурки». Игра «Помоги Золушке». Панно «Подарок для Золушки». Разминка «Странный город». Арт-техника «Ладошки». Заключение: Упражнение «Снежки».
Заключительное занятие. 1 час
Подведение итогов работы. Вручение сертификатов. Выпускной Школы приемных родителей. Приглашение приемных родителей посещать клуб «Содружество».
Литература
Андреева, Т. Семейная психология [Текст] : учебное пособие / Т. Андреева. - Спб.: Речь, 2005. - С. 59-70.
Базарова, Г. Т. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью [Текст]: методическое пособие / Г. Т. Базарова и др. - М.: Изд-во «Проспект», 2009. - С. 65-220.
Баркан, А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. Баркан. - М., 2000. - С. 25-49.
Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевтические истории для детей [Текст] / Д. Бретт. - М.: НФ «Класс», 1996. - С. 67-90.
Волобуева, И. Дружная семейка: тренинг по гармонизации детско-родительских отношений [Текст] / И. Волобуева // Школьный психолог. - 2010.- (№8, №9). - С. 40-43, С. 38-42.
Денисова, Е.Н. Первый год жизни приемной семьи [Текст] / Е. Н. Денисова // Детский дом. - 2007. - № 4. - С. 13- 19.
Детство без жестокости и насилия [Текст] / авт.-сост. Е. А. Климкович, С. В. Дормаш.- Минск. : Красико- Принт, 2007. - С. 79-107.
Диагностика замещающей семьи [Текст]: Учебно-методическое пособие для специалистов служб сопровождения/ авт.-сост. Д. В. Каширский, Н. В. Колпакова, Н .В. Сабельникова, А. Н. Свиридов. - 2-е изд., перераб. и доп. – Барнаул : АКИПРО, 2010. - С. 26-75.
Искусство вести за собой [Текст]: тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / под научн. ред. С. В. Тетерского. - М. : АРКТИ, 2007. - 96с.
Колунтаева, Е. Сборник океанских игр [Текст] / Е. Колунтаева. - Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан», 2001. - С.38-48.
Методические материалы по дистанционному обучению кандидатов в опекуны (попечители) [Текст] / Государственное учреждение Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства г. Сыктывкар // Детский дом. - 2007. - № 2. - С. 32- 37.
Молоканова, Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере [Текст] : психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / Т. В. Молоканова. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 89-91.
Неблагополучные семьи [Текст] / авт.-сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико- Принт, 2008. - С. 3-6, 75-100.
Осипова, И. И. Феномен вторичного сиротства в современной России [Текст] / И. И. Осипова // Детский дом. - 2009. - № 1. - С. 14- 19.
Основные направления деятельности педагога- психолога [Текст] / авт.-сост. Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск: АПО, 2006. - С. 18-26.
Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практическое пособие / Н. П. Слободяник -2-е изд., - М.: Айрис- пресс, 2004. - С. 93-100.
Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе [Текст]: психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2003. - С. 16-50.
Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе [Текст]: сборник статей / ред. коллегия : иерей Сергий Кожевников, Г. Н. Миненко, Т. Г. Смольянинова, И. В. Другова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - С. 76.
Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога [Текст] / В. Б. Шапарь. - М.: АСТ, 2005. - 672 с.
Приложение
Перечень ключевых слов и понятий
вторичный отказ
деинститоулизация
депрессия
депривация
дискуссионные и переговорные навыки
досуг
задержка психического развития (ЗПР)
кандидат в приемные родители
мотивы
неблагополучная семья
негативные черты
позитивное развитие
приемная семья
психоактивные вещества
разочарования
ребенок-сирота
самоощущение ребенка
сенсорный, когнитивный, эмоциональный, социальный уровень
собственное «Я»
соматические заболевания
социальное сиротство
традиции
экспрессивные умения
эмоциональная неустойчивость
эмоциональный комфорт
эмпатические умения
Я - положительное и Я - отрицательное
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15