Программа патриотического воспитания обучающихся
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронцовская средняя школа»
Полтавского муниципального района Омской области
Программа
патриотического воспитания
обучающихся
«Россия – Родина моя!»
на 2014-2015 учебный год
Составила: заместитель директора по воспитательной работе Дорожко С. Н.
Воронцовка – 2014
1. Введение
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
В последние десятилетия в Российской Федерации большое место уделяется патриотическому и нравственному воспитанию молодого поколения. В связи с этим перед родителями и социальными институтами ставят как одну из важнейших целей – воспитание гражданина своей страны, патриота и социально-ориентированной личности. 2015 год ознаменован 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Поэтому в школе была разработана программа патриотического воспитания обучающихся «Россия – Родина моя!». Названная программа призвана способствовать приобретению обучающимися активной гражданской позиции в обществе, становлению личности обучающегося как гражданина России и патриота.
Программа «Россия – Родина моя!» ориентирована на обучающихся БОУ «Воронцовская СШ». В ней отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, а также ресурсы и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Настоящая программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Встает вопрос: что сейчас понимается под словом патриот? «Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель Отечества, ревнитель о благе его». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, родине». Если придерживаться этих определений слова «патриот», то для того, чтобы воспитать патриота, необходимо, прежде всего, приобщить будущего патриота к историческому прошлому России, великим событиям, повествующим о силе и могуществе русского народа, о его преданности своему Отечеству. Следующий шаг – помочь разобраться в реалиях сегодняшней России и способствовать формированию позитивного отношения к Родине вообще и желания жить и трудиться на благо России.
Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства её культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества.
2. Цели и задачи
Цель программы: воспитание гражданственно-патриотических качеств обучающихся как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Для реализации выдвинутой цели ставятся следующие задачи:
* приобщение учащихся к великому историческому прошлому русского народа;
* формирование у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству;
* формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
* физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
* координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании обучающихся.
3. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у обучающихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема обучающихся.
Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя через учебную деятельность способствуют формированию активной жизненной позиции обучающихся, демократического поведения и общения, воспитывают уважение к народным традициям и культуре, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества.
Для реализации Программы установлено сотрудничество с Полтавской центральной районной библиотекой, с районным краеведческим музеем, Полтавским домом детского творчества, редакцией районной газеты «Заря», Воронцовским СДК, Воронцовским музеем, Воронцовской сельской библиотекой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Мероприятия по реализации программы.
Направления
работы
Мероприятия
О
·тветственные
Планирование, контроль, анализ
Заседание Совета по реализации программы
Зам. директора по ВР
Привлечение родительской общественности
Родительские собрания, встречи, концерты и др.
Зам. директора по ВР, классные руководители
Активизация творческой деятельности учителей
Конкурс проектов на лучшую организацию проектов по патриотическому воспитанию
Зам директора по ВР
Активизация творческой деятельности учащихся
Проведение конкурсов на лучшее сочинение, рассказ, стихотворение, рисунок, поделку, мультимедийную презентацию по патриотической тематике.
Зам директора по ВР, учителя русского языка и литературы, учитель ИЗО и технологии, учитель информатики.
Ликбез учащихся по Дням воинской славы России
Тематические мероприятия, посвященные:
Дню народного единства России;
Дню защитника Отечества;
Дню Победы в ВОв;
Дню Памяти воинов-интервентов и др.
Зам. директора по ВР, классные руководители
Классные часы, беседы, уроки мужества, викторины, праздники на военно-патриотические темы. Экскурсии в районный и сельский музеи, библиотеки.
Классные руководители
Организация воспитательных мероприятий и спортивных игр
Военно-спортивные эстафеты;
Игра «Зарница»;
Конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
Смотр строя и песни;
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам;
Постановка спектаклей по произведениям о ВОв и др.
Участие в Митинге, посвященном Дню Победы;
Праздничный концерт ко Дню Победы.
Зам директора по ВР, учителя ОБЖ и физической культуры, классные руководители
Активизация поисковой деятельности учащихся
Сбор и обработка информации для создания архива участников ВОв, ветеранов, тружеников тыла села Воронцовка.
Руководитель ДО «Прометей».
Работа с ветеранами
Встречи с ветеранами ВОв, тружениками тыла, солдатскими вдовами, ветеранами локальных войн.
Руководитель ДО «Прометей», классные руководители
Оказание ветеранам посильной помощи в хозяйстве.
Руководитель ДО «Прометей», классные руководители
Проведение акций «Забота», «Мы говорим спасибо», «Подарок ветерану» и др.
Руководитель ДО «Прометей»
Шефство над памятником воинам, погибшим в годы ВОв
Вахта Памяти
Возложение венков к памятнику
Субботники
Руководитель ДО «Прометей»
Участие в районных и областных конкурсах, по патриотическому воспитанию, спортивных турнирах, посвященных памяти героев-полтавчан
Конкурс патриотической песни, конкурсы чтецов, конкурсы творческих работ, конкурсы рисунков, конкурс методических материалов, научно-практические конференции по патриотической тематике, турниры по волейболу и мини-футболу.
Зам директора по ВР, педагоги
5. Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы:
педагоги БОУ «Воронцовская СШ»;
библиотекарь;
актив детского объединения «Прометей»;
сотрудничество с Полтавской центральной районной библиотекой, с районным краеведческим музеем, Полтавским домом детского творчества, редакцией районной газеты «Заря», Воронцовским СДК, Воронцовским музеем, Воронцовской сельской библиотекой.
Материально-технические ресурсы:
мультимедийный проектор, ноутбук, демонстрационный экран, колонки;
принтер;
интернет-ресурсы;
музыкальный центр; микрофоны; ресивер;
DVD-проигрыватель, телевизор;
спортивный инвентарь.
Нормативно – правовые основы Программы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы»;
2. Конвенция ООН о Правах Ребенка
3. Конституция Российской Федерации;
4. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ»;
5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
6. Семейный Кодекс РФ.
Финансовые ресурсы:
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
6. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой обучающихся до уровня 100%;
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа обучающихся, совершивших правонарушения;
ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.
повышение общего уровня воспитанности и нравственности обучающихся;
повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
создание архива участников ВОв, ветеранов, тружеников тыла села Воронцовка.
7. Литература
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы»;
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Родительский комитет, общественные организации
Ученический коллектив школы
Педагогический коллектив школы
Совет по реализации программы
15