Программа патриотического воспитания обучающихся в МБОУ « Ларьякская ОСШ» на 2014-2018 годы « Научиться быть гражданином»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»
Программа патриотического воспитания
обучающихся в МБОУ « Ларьякская ОСШ» на 2014-2018 годы
« Научиться быть гражданином»
Программа подготовлена: Балышева Александра Григорьевна,
педагог - организатор
Руководитель проекта: Лешан Юрий Валентинович – заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Ларьякская общеобразовательная средняя школа»
2014
Информационная карта программы (проекта)
гражданско - патриотического воспитания обучающихся.
1.Полное название программы (проекта) Программа патриотического воспитания
обучающихся в МБОУ « Ларьякская ОСШ» на 2014-2018
- годы « Научиться быть гражданином»
2.Автор программы (проекта) Балышева Александра Григорьевна
3.Руководитель программы (проекта) Лешан Юрий Валентинович
4.Территория С. Ларьяк, ул. Кербунова ,10
5.Юридический адрес учреждения (автора) Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, с.п. Ларьяк Нижневартовский район, ул.Кербунова, 10
6.Телефон Тел./факс: (3466)21-40-15, 21-40-17
7.Цель программы (проекта) Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
8.Срок реализации с 01.09.2014г. по 15.06.2018 г.
9.Место проведения С.Ларьяк, МБОУ «Ларьякская ОСШ»
10. Аннотация к программе (проекту)* В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств
массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности.
В Программе:
- отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию;
- указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач.
Общее количество участников проекта: 200 человек.
География участников программы: Обучающиеся МБОУ «Ларьякская ОСШ»
Исполнители программы
Администрация, педагоги, учащиеся, родители МБОУ «ЛОСШ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование для разработки Программы.
2. Цели и задачи Программы.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
4. Контроль за реализацией Программы.
5. Ожидаемый результат Программы:
6. Содержание Программы
7. Этапы реализации Программы
8. Диагностика
9. План работы
10. Мониторинг
11. Приложения
I. Пояснительная записка
1. Обоснование для разработки Программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ «Ларьякская средняя общеобразовательная школа» на период с 2014- по 2018 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
2. Цели и задачи Программы.
Целью программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и села, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников.
4. Контроль за реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования будет создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3. Учитель истории.
4. Библиотекарь.
5. Ожидаемый результат Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
- сформированность идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
- создание кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.
6. Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
6. 1. Связь поколений.
Цель:
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе своей малой Родины,Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.6. 2. Растим патриота и гражданина России.
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России, Нижневартовского района и Ханты- Мансийского автономного округа.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.6. 3. Мой край родной.
Цель:
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
4. Помощь в создании музея в селе.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, сбор материала для музея.6.4. Я и семья.
Цель:
осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. 7 . Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
I этап: проектный – 2014-2015 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
II этап: практический – 2015-2017 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2017-2018 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Нормативно-правовая база:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795.
8. Диагностика
Диагностика патриотического воспитания на констатирующем и контрольном этапах проводятся по ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков. Данный вид диагностики проводится в конце мая 2014 г. и в мае 2018 г.
По данной методике диагностируются базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений:
любовь к своему Отечеству, забота об общем благе;
любовь к родной природе;
бережливость к общественной и чужой собственности;
бережливость и экономность в отношении к личной собственности;
аккуратность;
товарищество, верность в дружбе;
доброжелательность;
вежливость и культура поведения;
забота о своем здоровье;
самообладание и сила воли;
стремление к самосовершенствованию.
План мероприятий по реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Программа патриотического воспитания
обучающихся в МБОУ « Ларьякская ОСШ» на 2014-2018 годы
« Научиться быть гражданином»
Цели:
создание и развитие системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания;
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Участие в постоянно действующих конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. 2014-2018г. Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор, учителя – предметники,
классные руководители
2. Проведение тематических линеек по истории России, символике России и ХМАО-Югры 2014-2018г. Зам. директора
по ВР,
классные руководители
3. Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории;
-Митинг, посвященный Дню Победы;
- Почетный караул у памятника;
- Концерт ко Дню Победы;
- Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. 2014-2018г. Зам. директора
по ВР,
классные руководители
педагог- организатор
4. Участие в акции «Милосердие»:
- оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор,
классные руководители
5. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор, учителя – предметники,
классные руководители
6. Организация традиционных встреч:
- ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.
- с вдовами погибших на войне;
- с призывниками. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор, учителя – предметники,
классные руководители
7. Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, учитель истории
8. Подготовка отрядов ЮИД к районному смотру ежегодно Учитель ОБЖ,
Педагог- организатор
9. Проведение общешкольного конкурса (рисунков, стихов, творческих работ) «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор, учителя – предметники,
классные руководители
10. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. ежегодно Классные руководители
11. Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы ежегодно Совет старшеклассников, учитель физкультуры
12. Проведение памятных дней:
- День народного единства;
- День памяти погибших в Чеченской республике;
- День Конституции России;
- День разгрома фашистских войск под Москвой;
- День снятия блокады Ленинграда;
- День разгрома фашистских войск под Сталинградом;
- День Победы;
-День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор,
классные руководители
13. Участие в акциях:
· «Георгиевская ленточка»
· «Посылка солдату»
· «Вахта памяти»
.«Милосердие» ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор,
классные руководители
14. Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов, смотра строя и песни, военизированной эстафеты ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор,
классные руководители
15. Использование символов Российской Федерации и Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и Нижневаартовского района при проведении школьных мероприятий. постоянно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор,
классные руководители
16. Организация экспозиций в музее боевой славы ко Дню Победы
ежегодно Учитель истории
17. Организация и проведение конкурса рисунков, сочинений ко Дню Победы и Дню защитников Отечества
ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор, учитель ИЗО, учителя литературы
18. Организация сбора материала для создания музея в селе
ежегодно Зам. директора по ВР, педагог – организатор, учитель истории
19. Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» ежегодно Педагог – организатор, учитель ИЗО20. Акция «Ветеран живет рядом»
ежегодно Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
21 Фотовыставка «Война и моя семья»
ежегодно Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
22. Конкурс чтецов «Дети о войне»
ежегодно Зам. директора по ВР, учителя литературы, классные руководители
23. Организация участия педагогов во всероссийском конкурсе методических пособий «Растим патриотов России» ежегодно Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители, педагог-организатор.
24. Совещаний для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». 2014 Зам. директора по ВР
25. Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» 2015 Зам. директора по ВР
26. Обобщение опыта работы педагогов на темы: «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии». 2016-2018 Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
27. Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся
2014 Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
28. Обновление и создание музейных экспозиций патриотической направленности ежегодно Учитель истории
29. Конкурс рисунков «Война глазами детей»
ежегодно
Зам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО30. Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» ежегодно
Зам. директора по ВР, классные руководители
31. Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования» ежегодно Учителя физкультуры и ОБЖ
32. Проведение мероприятий, посвященных:
70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год) 2014 Педагог – организатор, классные руководители, учитель истории
33. 300-летию со Дня первой в российской истории морской победы Русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут 2014 Педагог – организатор, классные руководители, учитель истории
34. 25-летию вывода советских войск из Афганистана 2014 Педагог – организатор, классные руководители, учитель истории
35. Участие в акции «Я – гражданин России!» ежегодно Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители
36. Проведение классных часов по правовому воспитанию В течение года, 1 раз в четверть Классные руководители
37. Участие в конкурсах семейного творчества школьного, районного уровня, привлечение родителей к участию в делах класса и школы Постоянно Классные руководители
38. Классные часы о городах-героях и городах, удостоенных звания «Город воинской славы» Ежегодно Классные руководители
39 Проведение месячника оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества Ежегодно Учителя физкультуры и ОБЖ
40. Возрождение и реализация нормативов ГТО
«Готов к труду и обороне» Ежегодно Учителя физкультуры и ОБЖ
41. Подготовка и участие в районном конкурсе « Слет патриотических объединений» Ежегодно
Февраль-март Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ
42. Подготовка и участие в окружной акции милосердия « Душевное богатство» Ежегодно
февраль Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
Приложение 1
Мониторинг состояния работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся
№ Направления деятельности, критерии Сведения
1. Наличие программы патриотического воспитания
3. Наличие программ дополнительного образования детей гражданско-патриотической направленности на базе школы 4. Количество военно-спортивных, патриотических объединений 5. Наличие музеев, музейных комнат 6. Установление шефства над ветеранами 7. Осуществление ухода за мемориальными объектами 8. Наличие на сайте школы странички, посвященной патриотическому воспитанию 9. Наличие плана подготовки к 67-летию Победы, совместных планов работы с ветеранской организацией 10. Проведение семинаров, круглых столов, совещаний по патриотическому воспитанию 11. Участие в районных и областных мероприятиях патриотической направленности 12. Участие во Всероссийских мероприятиях патриотической направленности 13. Проведение анкетирование обучающихсяПриложение 2
Патриотизм и как я его понимаю
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных данных
Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:
1) любовь к Родине,
2) осознание трудностей, недостатков в обществе,
3) готовность к самоотдаче,
4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,
5) чувство национальной гордости,
6) отсутствие национализма и космополитизма,
7) интернациональный характер патриотизма.
Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Аналогичным образом могут быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское мужество, активная жизненная позиция и т. д.
«Отечество моё - Россия»
(анкета Д.В. Григорьева)
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.