Конспект урока по окружающему миру на тему Энциклопедии, справочники, словари (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру
учителя начальных классов Дурневой Татьяны Владиславовны
Класс: 2
УМК: «Планета знаний»
Тема: Энциклопедии, справочники, словари
Цель: познакомиться с понятиями «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия».
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятия «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия»;
- уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;
- уметь составлять свой справочник.
Метапредметные:
- уметь пересказывать прочитанный текст;
- уметь находить ответы на вопросы,
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Личностные:
- формирование познавательного интереса,
- формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: энциклопедии, справочники, словари, иллюстрации источников информации, карточки с заданиями, надписи, магнитики, доска, презентация, видео «Фиксики. Помогатор» (физминутка), ноутбук, колонки, экран.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование
УУД
1. Организационный момент
3 минуты - Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Владиславовна. И сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Вы готовы к открытиям? Я подготовила для вас сюрприз. Он находится у вас под стульчиками. Кто нашел бегом к доске, кто нет, сели на стульчики.
Готовятся к уроку. Умение настроить себя на работу.
2. Целеполагание и мотивация
5 мин - Что вы нашли у себя под стульчиками? Что мы можем сделать с ними?
А составлять вы его будете необычным способом. Прикрепите свою букву к соответствующему цвету. Что у нас получилось? Давайте вместе его скажем!
И Н Ф О Р М А Ц И Я
- Вы знаете это слово? Что оно означает? А остальные ребятки, поднесите ладошки ко рту и скажите это в ладошки. Сказали? А теперь выпустите это ко мне, а я поймаю! А теперь послушаю, что же вы говорите.
Информация – это сведения об окружающем мире. Кто согласен со мной? Кто не согласен? А проверим мы, кто прав, в конце урока.
- Чтобы проверить, нам нужно понять, где искать эту информацию? Посмотрите вокруг, заметили ли вы в классе новые предметы? Кто заметил, несите к доске и бегом назад.
- Молодцы. Что же мы видим? Где можно найти интересующую нас информацию? В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей.
- Сегодня мы с вами на уроке рассмотрим один из источников информации, а какой именно, вы мне ответите сами. Они лежат у вас на парте. Прочитайте про себя названия на обложках этих книг. Кто хочет прочитать свое название вслух? А как называются все эти книги?
Давайте откроем страницу 32 в учебнике и прочтем, правы ли мы.
Как же называются все эти книги? Справочники. А всё вместе, ребята, это называется справочная литература.
Буквы.
Составить слово.
Информация.
Ответы детей.
Дети высказывают свое мнение.
Дети ищут таблички с иллюстрациями источников информации.
В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей.
Дети зачитывают названия энциклопедий, словарей, справочников.
Открывают учебник, читают информацию.
Справочники. Коммуникативные: высказывание своего мнения.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
3. Актуализация знаний
5 минут - Справочная литература – это книги, в которых собрана необходимая информация по определенной науке, отрасли знания.
- Почему же так много разных энциклопедий и словарей? Почему нельзя было создать одну большую книгу, где собрана вся информация обо всем? Это сделано для того, чтобы вам было удобнее пользоваться ими. Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний.
- Деление на разные направления и группы называется классификацией. И мы с вами увидели, какой разной может быть справочная литература. Посмотрите на слайд, на какие группы делится справочная литература.
- для мальчиков и девочек;
- по возрастам;
- по наукам;
- по интересам.
- Перед вами лежит разная справочная литература. Я предлагаю вам разделиться по направлениям. Те, кто считает, что у них справочная литература про животных, положите свои книги в стопку под названием ЖИВОТНЫЕ. Те, кто считает, что у него справочная литература про растения в РАСТЕНИЯ. Те, кто считает, что у него справочная литература по истории в ИСТОРИЮ. Те, кто считает, что у него справочная литература по географии в ГЕОГРАФИЮ. Те, кто считает, что у него словари в СЛОВАРИ. Итак, каким же одним словом можно назвать то, что мы с вами сделали сейчас? Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний.
Дети раскладывают книги по группам, направлениям.
Классификация. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
4. Физминутка
2 минуты - А сейчас я предлагаю отдохнуть. Повторяют движения за героями из видео. 5. Первичное закрепление знаний
7 минут - Чтобы нам продолжить урок, я вас попрошу разделиться на группы. Просто повернитесь назад к своим товарищам, это будет ваша группа на время урока. Теперь я попрошу вас выбрать в группе командира. Даю вам на это минуту. Прошу командиров подойти ко мне за вопросом. Ваша задача – ответить на эти вопросы с помощью энциклопедии. Но для начала вам нужно обсудитьв группах, какую именно энциклопедию вы у меня возьмете. Командиры возвращаются в группу, и вы вместе решаете, по какой тематике ваш вопрос. Даю вам минуту.
- Что такое солнце?
- Чем питаются барсуки.
- Где расположена Франция?
- Кого называют хищниками?
- Где обитают насекомые?
Командиры, назначьте человека, который подойдет ко мне за энциклопедией. Итак, энциклопедии получены. Начинаем искать ответ.
Чья команда быстрее найдет ответ, поднимайте руку. На выполнение задания даю вам минуту.
- Как вы думаете, почему кто-то раньше нашел ответ, а кто-то позже.
- Я предлагаю вам составить памятку по пользованию энциклопедией.
Памятка
1.Определи тематику своего вопроса.
2.Подбери справочную литературу.
3.Открой оглавление (алфавитный указатель)
4.Найди нужную страницу
5.Прочитай информацию, поделись информацией с другими. Дети работают в группах, выполняют задание.
Те, кто знают, как пользоваться энциклопедией, быстрее смогут найти информацию. Регулятивное: контроль за своими действиями.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, работать в группе.
6. Самостоятельная работа и самопроверка
7 мин - Как вы думаете, вы – второклассники, которых все считают маленькими, сами сможете составить свой справочник? У вас есть знания, которыми вы можете поделиться? Конечно есть. И мы с вами сегодня составим свои справочники по разным темам.
- Для этого я вас попрошу достать из конверта номер один слова. Определите в группе, как можно одним словом назвать эти слова? К какой теме они относятся? (спросить каждую группу). Распределите эти слова между собой в группе. Про это слово вы будете делать свою страничку.
- Каждый из вас сделает одну страничку для вашего справочника. А я вам в этом помогу. Вы, наверное, заметили, что все справочники и энциклопедии составлены по-особенному, у них все страницы оформлены в одном стиле. Вот и мы с вами должны придерживаться этого правила.
- Посмотрите на слайд. На нем образец странички, которые все вы будете делать. В верхнем левом углу мы размещаем букву, на которую начинается ваше слово (ее можно найти в конверте №2). Достаньте буквы из конверта и распределите между собой. А в верхнем правом углу клеим картинку, которая показывает ваше слово (ее можно найти в конверте №3). Достаньте картинки и распределите их между собой. И наконец, в центральной части вы размещаете информацию про это слово (конверт №4). Посмотрите, у всех ли три конверта на группу? Когда у вас есть вся необходимая информация, вам остается правильно ее разложить и наклеить на свою страничку. Даю вам две минуты.
- Вот ваши странички и готовы. Чтоб это было похоже на справочник, что осталось сделать? Пока вы раскладываете, я раздам вам обложку вашего справочника. А вы не забудьте подписать, кто был его авторами. Как вы думаете, кому мы сможем подарить эти справочники? Дети выполняют задания.
Дети выполняют инструкцию учителя.
Расставить страницы в алфавитном порядке и сделать обложку.
Первоклассникам! Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
2 минуты - Помогла ли вам информация, которую вы узнали на уроке, при составлении справочника для 1 класса? Ваши справочники обязательно помогут малышам 1 класса узнать окружающий мир.
- Ребята, а ведь информация это не только слова, но и жесты. Я вам предлагаю оценить свою работу с помощью жестов. Если вы можете сказать про себя «Я молодец! Я справился со всеми заданиями и мне понравился урок» - поднимите руки вверх. Кто считает, что он молодец, но у него остался маленький вопрос, разведите руки в стороны. А кто считает, что он тоже молодец, но ему нужно еще раз повторить дома эту информацию, ставит руки на пояс. Потренируемся. А теперь показываем. А мне очень понравилось с вами работать, и я довольна каждым из вас! Оценивают свою работу. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные: рефлексия; смыслообразование.