Конспект Растительность нашего края 2 класс (Кубановедение) 
«Кубановедение»
                2 класс
ТЕМА: «Растительность   нашего   края»    (лесная,    горная, 
	     прибрежная)».
ЦЕЛИ:   
Продолжить знакомить детей с растительностью Краснодарского края.
Познакомить учеников с растительностью, которая произрастает в лесу, горах, на Черноморском и Азовском побережье.
Дать представление о невидимых нитях в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
И.П. Лотышев «Путешествие по родному краю», гербарий листьев, деревьев (клен, дуб, липа), карточки для практической работы, кроссворд, раскраска.
ХОД  УРОКА.
Организационный момент.
     Здравствуйте! Вы отдохнули и собрались идти в дорогу дальше? Помните, что мы собирались идти в трудное путешествие в горы и леса?
      П. Проверка домашнего задания.
Выставка работ учащихся. Рассматривание, определение лучших.
      Ш. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
     Итак, мы отправляемся в путешествие.  Сначала в лесу нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников. А как называются лиственные деревья,  мы сейчас узнаем, отгадав загадки:
				** Величавый и могучий,
				      Он растет на склоне кручи.
				      Зубчатой своей листвой.
				      Укрывает в летний зной.
				      А когда наступит осень,
        				      Желудь в дар он нам приносит.  (дуб)
				** С моего цветка берет
				      Пчелка самый вкусный мед.
				       А меня все ж обижают
				       Шкуру тонкую сдирают.   (липа)
				** Сучки – рогатые,
				      Плоды – крылатые,
				      А лист – ладошкой
				      С  длинной ножкой.   (клен)
     После разгадывания каждой загадки учитель показывает листья деревьев из гербария.
Учитель: Но ведь это еще не все деревья, которые растут у нас в лесах.
Вопрос: А какие еще деревья растут у нас на Кубани? Назовите их.
Учитель: И чем дальше в лес мы будет идти, тем все меньше будет лиственных деревьев, и чаще будут встречаться хвойные. А какие  это деревья вы угадаете сами. (учитель показывает веточки сосны и пихты).  А еще это деревья называются вечнозеленые.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (ответы детей).
     Хорошо дышать в хвойном лесу! Чистый и прозрачный воздух, покой и тишина. Ну ладно отдыхать, а то совсем заскучали.
Практическая работа.
(У детей на парте карточки с заданием). Приложение № 1.
Учитель: Возьмите в руки карандаши – за работу!
Задание: дорисовать рисунки и раскрасить их.
Работа с книгой.
Откройте книгу на стр. 15 и посмотрите на картинку леса. А на стр. 16 мы прочитаем о субальпийских лугах (чтение, рассматривание фотографий).
Учитель: Ребята, а еще выше, чем альпийские луга, нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.
Физминутка:  Ну что будем возвращаться или отправимся дальше? Ну хорошо! Но для этого нам надо провести физминутку, чтобы быть в хорошей спортивной форме.
				** Дети по лесу гуляли,
				      За природой наблюдали.
				      Вверх на солнце посмотрели
			 	      И их лучики согрели.
				      Бабочки летали,
				      Крыльями махали.
				      Дружно хлопаем,
				      Ногами топаем!
 				      Хорошо мы погуляли,
				      И готовы к дали!
Учитель: Вот и готовы мы. Карабкаемся по неприступным скалам, полюбуйтесь необыкновенной красой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет, и начнем спуск.
Работа по карте.
А для того, чтобы не заблудиться, достанем карту и посмотрим, куда предстоит нам идти.  Откройте в книге карту и посмотрите маршрут.  И вот после перехода через несколько часов мы с вами окажемся как-будто в другом мире, в мире густого леса и теплого моря. (картины моря).
Сообщения учеников. (заранее подготовленные).
1-й ученик: Приморская полоса  от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы-великаны.
Учитель: Ребята, а вы пробовали кизил?  Эти ягоды любили и наши предки. Их собирали еще в эпоху каменного века.
2-й ученик. В районе горда Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы. (показ картинок с изображением растений).
Учитель: Ребята, рассмотрите картинки (показ. картинки). Есть такие деревья, которые очень ценны, например, тисс.  Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тыс. лет и не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.
Знакомство с грибами.
Все наше путешествие мы с вами говорили о травах, кустарниках и деревьях, а ведь кроме них у нас есть еще множество других растений. А какие, вы угадайте!
				** Под сосною у дорожки
				     Кто стоит среди травы?
				     Ножка есть, но нет сапожка,
				     Шляпка есть – нет головы.  (гриб)
Правильно, ребята, это грибы.
Вопросы:	Кто из вас хоть раз ел грибы?
		Вам они понравились?
		А как вы думаете, для чего нужны грибы?   (ответы детей).
Обобщение материала.
Учитель:  Правильно. Они служат пищей для животных, лекарством, а еще они очень полезны тем, что они много трудятся. Оказывается, хоть мы их любим, но вполне можем без них обойтись, а вот лес нет. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, а грибы их превращают в перегной, т.е. плодородную почву.
Кроссворд.
А какие грибы встречаются в наших лесах мы узнаем, разгадав кроссворд. (Приложение № 2).
По горизонтали:			1.Я в красной шапочке расту.
					     Среди корней осиновых.
					     Меня узнаешь за версту,
					     Зовусь я    (подосиновик)
					2. Вдоль лесных дорожек
					      Много белых ножек
					      В шляпках разноцветных,
					      Издали приметных.
					      Собирай, не мешкай!
					      Это  (сыроежки)
По вертикали:			1.  Растут на опушке
					      Рыжие подружки.
					      А зовут их  (волнушки)
					 2. А вот кто-то важный
					      На беленькой ножке.
					      Он в красненькой шляпке,
					      На шляпке горошки.  (мухомор)
					3. Стоял на крепкой ножке,
					      Теперь лежит в лукошке.  (белый)
					4.   Стоят на пне ребята
					       А зовут их все  (опята)
Практическая работа.
(У детей на парте лежат карточки для индивидуальной работы. Приложение № 3.) А теперь посмотрите на рисунок и найдите самый опасный гриб для человека. Раскрасьте его.
     Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.
     1У. Подведение итогов.
Вот завершилась наша первая экскурсия в мир растений. Пусть это будет началом. Я думаю, вы теперь будете внимательно смотреть под ноги и наблюдать за тем, что нас окружает. А теперь усядьтесь поудобнее и ответьте мне на такие вопросы:
Понравилось вам путешествие?
С какими группами растений мы познакомились (трава, кустарники, деревья).
По какому краю мы путешествовали?
     У. Домашнее задание.
Подобрать загадки, пословицы о растениях и сделать рисунки любых растений, которые вам больше всего понравились и запомнились в этом путешествии.
Подготовить сообщения о животных (мышь, соня, ласка, барс, кабан).