Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.Урок литературы в 9 классе.


Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе.
Данный урок может быть проведен по образовательной программе В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина, а также по образовательной программе Т. Ф. Курдюмовой. Мурысева Галина Ивановна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

Цели урока: изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи. Чтение стихотворений « Храни меня, мой талисман», «Талисман», «Я вас любил», «Прощание» и других. Обучение исполнительскому анализу стихотворения.
Оборудование: мультимедийная презентация.
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало источник вдохновения. Лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным», Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Поэт был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В стихотворениях запечатлены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.
III. Чтение стихотворения «Красавица».
IV. (2 слайд
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Признаюсь – и я влюблён!..
Кто такой Купидон? Почему он назван автором птицей?
V. (3, 4, 5 слайды)
Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая – жена новороссийского генерал- губернатора Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Поэт был серьёзно увлечен, ей посвятил многие свои стихотворения:
«Ненастный день потух», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».
VI. Чтение стихотворений наизусть.
Есть ли описание возлюбленной поэта в стихотворениях?
VII. (6, 7 слайды) Анна Петровна Керн.
1. Сообщение ученика о встрече Пушкина и Керн.
2. Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в стихотворении.
3. Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье».
4. Как вы можете охарактеризовать отношение автора к своему адресату?
Образ героини стихотворения создаётся с помощью «загадочных» слов: «мимолётное виденье», «гений чистой красоты». Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении образ?
VIII. (8, 9 слайды). Мария Николаевна Волконская - дочь генерала Раевского, с января 1825 года жена Волконского, последовавшая за ним в Сибирь. В южной ссылке Пушкин был очень дружен с семьёй Раевских, симпатизировал он и Марии.
Сообщение ученика.
Чтение стихотворения «На холмах Грузии».
3.С чего начинается стихотворение о любви? Какой пейзаж нарисован? Что открывается поэту в общении с прекрасной и вечной природой? Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма? Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?
IX. (10, 11, !2 слайды)
Анна Алексеевна Оленина. Поэт был сильно увлечен ею, сватался к ней, но родители ему отказали.
Чтение стихотворения «Город пышный, город бедный» (последние строки поэт посвятил Олениной).
Чтение стихотворения «Я вас любил».
Какая это была любовь? Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? Есть ли в тексте описание возлюбленной?
X. (13. 14 слайды)
В 1830 году Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого связывают с именем Натальи Гончаровой, которую он полюбил с первой встречи и два года добивался согласия на брак . 1. Чтение стихотворения «Мадонна».
2. Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?
Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
XI. (видеоролик) на фоне ролика подведение итогов урока.
Итог. Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики А. С. Пушкина. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.