Конспект занятия Урок-фантазия на тему старинного русского романса Очи черные


Конспект открытого урока
Урок-фантазия на тему старинного русского романса «Очи чёрные»
Автор: Васюкова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Знаменская Детская школа искусств»
Возраст детей: 10-14 лет

Цель занятия: развивать образное мышление ребенка посредством различных видов музицирования.

Задачи занятия:
1. обучающая – способствовать приобщению учащихся к различным видам музыкального творчества: игре в ансамбле, аккомпанементу, подбору по слуху и сочинительству.
2. развивающая – развивать у детей слуховое внимание, гармонический слух, умение выражать свои чувства и фантазии при помощи музыки.
3. воспитательная – воспитывать у учащихся бережное отношение к культурному наследию своего народа, любознательность, трудолюбие и целеустремленность.
Оборудование занятия: два фортепиано, гитара, скрипка, 8 стульев, пульт для нот, мини-ширма с документальными фактами из истории романса «Очи черные».
Продолжительность занятия: 45 минут.
Учащиеся: Карелина Александра – 10 лет, Соловьева Даша – 14 лет.
Иллюстраторы: Касторнова Елена Анатольевна(вокал), Белова Елена Евгеньевна (гитара), Шевченко Ирина Ивановна (скрипка)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
1.1. Приветствие
1.2. Беседа о жанре
2. Основная часть
2.1. Прослушивание классического варианта романса
2.2. Исполнение романса инструментальным трио ( фортепиано, гитара, скрипка)
2.3. Проверка домашнего задания (подбор по слуху, импровизация, досочинительство)
2.4. Исполнение романса «Очи черные» в обработке Г. Балаева для двух фортепиано.
3. Подведение итогов
3.1. Поощрение детей
Ход занятия
В кабинете стоят два фортепиано со стулом возле каждого, 1 стул – на середине класса, 5 стульев – около стены. На мини-ширме представлены документальные факты из истории романса «Очи черные» и фотографии его самых известных исполнителей.
Педагог: Добрый день, Сашенька, Даша и мои уважаемые коллеги! Мне очень приятно всех вас видеть на нашем уроке-фантазии на тему старинного русского романса «Очи черные». Я очень признательна вашим мамам – Елене Анатольевне и Елене Евгеньевне, а также преподавателю нашей школы Шевченко Ирине Ивановне за то, что они согласились принять участие в нашем необычном проекте.
Сегодня перед нами будет стоять очень интересная задача: почувствовать себя в роли аранжировщиков, композиторов и аккомпаниаторов, а также узнать много нового из истории этого замечательного романса. Я не случайно выбрала такую тему для нашего урока. Скажи мне, пожалуйста, Саша, знаешь ли ты, что такое романс.
Саша: Романс – это небольшое вокальное произведение. Мне иногда удается услышать романсы по телевизору на канале «культура», но это бывает достаточно редко. Мне очень нравится красивая мелодия этих произведений.
Педагог: Да, ты абсолютно права. Романс отличается исключительной выразительностью, яркой мелодикой и образным поэтическим словом. Этот жанр не перестает притягивать к себе как слушателей, так и исполнителей. Романс – это удивительное явление только нашей национальной культуры. Это чисто русский жанр и в других странах его просто нет. В русском романсе выразилась душа нашего народа, и становится обидно, что юное поколение, почти ничего о нем не знает.
Елена Анатольевна: К сожалению, современные дети и подростки больше интересуются музыкой, в большинстве своем, очень сомнительного качества и содержания. И это даже не их вина, потому что другой музыки они почти не слушают. С экрана телевизора, из радиоприемников романсы звучат крайне редко, поэтому тема романса затронута очень своевременно. Мы должны побуждать своих детей интересоваться нашим культурным наследием, изучать и сохранять его.
Елена Евгеньевна: Я тоже считаю, что это занятие будет очень полезным и интересным всем нам, тем более, что мы не имеем возможности часто слушать классическую музыку.
Даша: А я часто слушаю романсы дома. Мне очень повезло, моя мама любит петь романсы. Иногда я даже ей аккомпанирую. Мне романсы очень нравятся. В маленьком произведении проходит порой целая жизнь, в них столько чувств и эмоций!
Педагог: Существует великое множество самых разнообразных романсов, но я предлагаю взять за основу популярный русский романс «Очи черные» и пофантазировать на эту тему.
«Очи черные» был написан неизвестным автором на стихи украинского поэта Евгения Павловича Гребёнки. И сейчас мы перенесемся с вами в Петербург в далекие 80-е годы девятнадцатого века и послушаем первоначальную версию романса. Его исполняли как женщины, так и мужчины. Одними из первых исполнителей были Ф.И. Шаляпин, Варя Панова, позже – Изабелла Юрьева. Я хочу вам показать фотографии этих исполнителей.
А сейчас мы услышим романс в оригинале.
Исполняется романс.
Педагог: Даша, скажи, пожалуйста, какую роль ты отводишь себе в этом дуэте?
Даша: Я – аккомпаниатор, и считаю, что самая главная моя задача – помочь исполнителю донести смысл романса до слушателей, показать красоту и выразительность музыки, передать ее характер.
Педагог: Спасибо. Садись на свое место.
Саша, скажи, пожалуйста: а удалось Даше выполнить свою роль? Тебе понравилось?
Саша: Так красиво звучало, что мне захотелось петь вместе с Еленой Анатольевной, и я думаю, Даша справилась со своей задачей.
Педагог: Давайте представим себе этот романс как инструментальную пьесу в исполнении трио.
Исполняется трио.
Педагог: Какие инструменты вы увидели и услышали?
Даша: Скрипка, гитара и фортепиано. Я знаю, что цыгане играли на этих инструментах, и, слушая это исполнение, я как будто побывала в цыганском таборе и увидела этот свободолюбивый народ с ярким зажигательным характером.
Педагог: Саша, в чем ты видишь различие, аккомпанируя разным по тембру инструментам?
Саша: Скрипка – инструмент достаточно звонкий, а гитара – мягкий, глухой. Поэтому мне надо найти такое прикосновение к клавишам, которое подчеркнет красоту каждого инструмента.
Педагог: А, что, по-вашему, нужно сделать, чтобы добиться слаженной игры в ансамбле?
Даша: Если ансамбль – значит «вместе», т.е надо сыграть, чтобы звучало как одно целое.
Саша: Да, я когда играю, стараюсь внимательно слушать каждый инструмент и играть так, чтобы был ансамбль, т.е. «вместе».
Елена Евгеньевна: Если позволите, я бы хотела сказать следующее: я вижу на примере своего ребенка, что игра в ансамбле, помимо музыкальных задач, решает еще и воспитательные. Помогает ребенку быть целеустремленным, воспитывает чувство ответственности.
Педагог: Мы побывали и в Петербурге конца девятнадцатого века, и в цыганском таборе, а сейчас я предлагаю вам стать аранжировщиками и композиторами. Это трудно – сочинить, создать что-то своё, но вам было дано домашнее задание и было достаточно времени, чтобы побыть с собой наедине, подумать, помечтать, пофантазировать
Каждый из вас получил задание: подобрать в удобной для себя тональности романс «Очи черные» и представить фантазию на эту тему. А что из этого получилось, мы сейчас услышим. Свой вариант исполняет Карелина Саша.
Исполняется.
Педагог: Спасибо, было очень интересно. Даша, что ты можешь сказать по поводу услышанного?
Даша: Первое, что я хочу отметить, это, несмотря на то, что Саша еще такая маленькая, думает она уже по-взрослому, пытается гармонизовать мелодию и придумывает что-то свое. Саша, я услышала в твоем исполнении еще одну мелодию. Объясни, пожалуйста, что это за мелодия и почему ты ее использовала?
Саша: Один из авторов, который сделал обработку романса – Гердель, был еще и поэтом. Он написал стихотворение «Милая, ты услышь меня», которое также было переложено на музыку. Об этом я узнала от мамы. Она сыграла мне этот романс, и мне показалось, что они похожи по характеру, и поэтому свою фантазию я сделал как попурри, а заключение досочинила сама.
Педагог: И какой жанр у тебя получился?
Саша: Вокальный.
Педагог: Спасибо. А теперь, Даша, давай послушаем, что же получилось у тебя.
Даша исполняет свой вариант.
Педагог: Даша! Ну, ты нас просто поразила! Саша, а что услышала ты?
Саша: Было так здорово, что мне захотелось танцевать! Оказывается, из одной и той же мелодии можно сделать совершенно разные произведения.
Педагог: Даша, у тебя получился даже не один, а целое смешение жанров. О чем ты думала, и что хотела выразить данным прочтением?
Даша: Я взяла за основу мелодию романса, но он ведь похож на цыганский романс. Поэтому, первое, что пришло на ум – это Цыганочка, которая стала заключительной частью моей фантазии и изменила жанр романса, превратив его в танец. При этом я хотела сделать старинный романс более современным и придумала вступление с элементами джазовой музыки.
Педагог: Все, что мы делали в течение этого занятия – это было нашим творчеством и фантазией на тему романса «Очи черные». Но, работая с этим материалом, мы знакомились и с современным прочтением данной темы разными композиторами.
Даша: Это Г.Фритич, Л. Ржецкая,,.
Саша: Г. Балаев. Мы играем с Вами ансамбль, в котором композитор, так же как и мы, фантазирует на тему этого романса: в одном произведении соединяет различные жанры и стили.
Педагог: Представив свою музыку в виде уртекста, он оставляет простор для творчества исполнителя.
Исполнение
Педагог: Исполнением этого произведения мы подводим итог сегодняшнего занятия, а что бы мы поставили в конце - точку или многоточие?
Даша: Я думаю, точку.
Саша: А я считаю, что все же многоточие.
Педагог: Конечно, многоточие. Наверняка, мы сказали далеко не все о романсе и осветили только маленькую часть этого огромного мира, который называется ФАНТАЗИЯ.
Девочки! Я вам очень благодарна и признательна за ваш талант, любознательность, целеустремленность, за вашу богатую фантазию. Отдельное спасибо говорю Вам, родители, за ваших детей, за то, что вы прививаете им любовь к музыке. Спасибо Вам, Ирина Ивановна за то, что вы согласились принять участие в нашем занятии. До свидания! А Дашу и Сашу я жду на следующий урок по расписанию.

Список используемой литературы:

«Автор и источник заимствования неизвестен»