Рабочая программа по внеаудиторному занятию Юный эколог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хаданская средняя общеобразовательная школа имени Г.Т. Семенова»
муниципального района «Сунтарский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)


Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.директора по УВР директор МБОУ «Хаданская СОШ»
_________ /Павлова Е.А./ _________ /Тимофеева Ю.Д./ __________/Яковлева Н.Н./
Протокол №
____ _______ 2013г. ___ ___________2013г. ___ ______2013г.


Рабочая программа
по внеаудиторному занятию «Юный исследователь»
предмет: Юный исследователь
класс 1
всего часов на учебный год 33
количество часов в неделю 1 час
Учитель:
Фамилия Никитина
Имя Надежда
Отчество Алексеевна
Категория базовая
Пед.стаж 4 года



Хадан
2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого – то объекта.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар.
- по дидактической цели: вводные занятия, занятию по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
- делать выводы и умозаключения;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в школе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить использовать информацию по волнующей проблеме;
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- реализовывать право на свободный выбор;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать в группе, коллективе;
- договариваться, приходить к общему решению;
- принимать другое мнение и позицию;
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- без затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий.

Программа «Юный исследователь» основывается на следующих программно-методических материалах:
- Проектирование в начальной школе /М.Ю. Шатилова/. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Исследовательская деятельность младших школьников /Е.В. Кривобок, О.А. Саранюк/. – Волгоград: Учитель, 2012.


















Календарно – тематический план

Раздел

Тема урока
Кол-во часов
Дата




План.
Факт.

1
I полугодие
I четверть
Введение
Что такое исследование?
2
10.09
17.09


2
Как задавать вопросы?
2
24.09
1.10


3
Методика проведения самостоятельных исследований.
2
8.10
15.10


4
Коллективная игра - исследование
2
22.10
29.10


5
II четверть
Учимся выделять главное и второстепенное
1
12.11


6
Как делать схемы?
2
19.11
26.11


7
Научные исследования и наша жизнь
2
3.12
10.12


8
Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)
2
17.12
24.12


9
II полугодие
III четверть
Методы исследования. Эксперимент познания в действии
2
14.01
21.01


10
Основные логические операции.
1
28.01


11
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
2
4.02
11.02


12
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
3
25.02
4.03
11.03


13
Презентация исследовательской работы (групповая деятельность)
1
18.03


14
IV четверть
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами
2
1.04
8.04


15
Установление закономерностей
2
15.04
22.04



16
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования
2
29.04
6.05


17
Как подготовиться к защите
1
13.05


18
Презентация исследовательской работы (групповая деятельность)
1
20.05


19
Итоговое занятие
1
27.05





15