Рабочая Программа детского объединения эколого-краеведческой направленности Юный эколог
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………....3
2.Базовый учебно-тематический план занятий….…………………………………………...5
3.Содержание программы…………………………..……………………………………….....6
4. Календарно-тематический план занятий на 2014-2015 учебный год…………………. 10
5.Методическое обеспечение………………………………………………………………... .22
6.Условия реализации образовательной программы............................................................. .24
7.Список литературы……………………………..……………………………………………24
8. Приложения……………………………………….…………………………………………26
1. Пояснительная записка
Программа детского объединения «Юный эколог» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённое Постановлением Правительства РФ №504 от 26.06.2012 г.;
с Постановлением Главного санитарного врача РФ №27 от 3.04.2003г. «О введении в действии санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251 – 03»;
Приложением к приказу Минобразования Ростовской обл. №661 от 18.07.2012г. «Примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области»;
Уставом МБОУ ДОД Алексеево – Лозовский ДДТ.
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Программа детского объединения “Юный эколог” рассчитана на обучающихся 11-17 лет. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействийобучающегося, с окружающей его природой в данный возрастнойпериод. Обучающимсясреднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут. Так, в возрасте 11- 17 лет обучающиеся, способны осознаватьне только себя, свою личностность и субъектность, но и природукак объект отношения и субъект существования. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с обучающимися, в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений обучающихся. Сложность организации работы объединения заключается в том, что половина обучающихся, уже имеют опыт ученического исследования и участия в научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения впервые. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы.Наличие в объединении обучающихся, разного возраста позволяет соблюдать преемственность в получении и закреплении знаний, умений и навыков исследовательской работы.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Развитие личности обучающегося, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций - именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Цель программы
Формирование исследовательских навыков у обучающегося, через экологическое воспитание, экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.
Задачи программы:
Образовательные:
обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
расширить знания обучающегося, в образовательных областях биология и экология;
формирование и совершенствование знаний и умений обучающегося, в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у обучающегося, объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные:
воспитать уобучающегося понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
формирование ноосферного мышления;
привить навыки рефлексии;
Развивающие:
развивать интеллектуальные, творческие способностиобучающегося;
развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
совершенствовать навыки познавательной самостоятельности обучающегося;
развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
основные нормативно- правовые документы в области экологии;
главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
меры по предотвращению загрязнения окружающей среды;
экологическое состояние природной среды в России, Чертковском районе, в своём селе; растения и животных своей области, находящихся под охраной;
влияние окружающей среды на здоровье человека, роль здорового образа жизни человека;
виды исследований, формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации.
Должны уметь:
Исследовательские умения:
выполнять простейшие экологические исследования;
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности;
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
создавать презентации.
Организационно – пропагандистские умения:
применение знаний законодательства об охране природы;
планирование практических дел по охране природы;
пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
формирование умений правильного поведения в природе;
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края.
Опознавательные умения:
распознание объектов природы.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения обучающимися, заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности обучающегося можносудить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика. Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности обучающихся вобласти информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Результаты работы каждогообучающегося, оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ обучающегося, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается.
Формы работы:
В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность обучающихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Режим проведения занятий.
Программа рассчитана наобучающихся11-13 лет, первый год обучения; 15-17 лет второй год обучения, на 144 часа (4 часа в неделю). Сроки реализации образовательной программы – два года. Занятия проводятся в разновозрастных группах постоянного состава, два раза в неделю (понедельник и четверг- 1 группа, вторники пятница-2 группа) по 2 академических часа (40 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа. Руководитель вправе вносить коррективы в календарно - тематическое планирование, менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих (как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).
Базовый учебно-тематический план занятий
1группа – 1 год обучения
№п/п Название тем программы Количество часов Всего часов
теоретические практические 1. Введение 2 3 5
2. Экология как наука 5 4 9
3. Экологическое краеведение 4 4
4. Антропогенное воздействие на природу 5 5 10
5. Экология человека 8 9 17
6. Основные этапы построения ученического экологического исследования 5 4 9
7. Формы и методы организации исследовательской деятельности 4 18 22
8. Оформление исследовательских работ 3 20 23
9. Отработка навыков публичного выступления 2 8 10
10. Исследовательская работа в природе 7 23 30
11. Итоговые занятия 1 4 5
ИТОГО: 46 98 144
Базовый учебно-тематический план занятий
2группа- 2 год обучения
№п/п Название тем программы Количество часов Всего часов
теоретические практические 1. Введение 2 2
2. Природные комплексы нашей местности. 16 18 34
3. Среда обитания человека. 8 4 12
4. Пища, которую мы едим 2 2 4
5. Дом, в котором мы живем. 6 2 8
6. Здоровье человека – основа жизни. 11 9 20
7. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды. 8 14 22
8. Лесоводство и лесовосстановление 15 9 24
9. Гидробиология 13 5 18
ИТОГО: 144
3.Содержание программы (1год обучения)
1. Введение (5 часов)
Введение в предмет. Личностные качества учащегося - исследователя. Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный выбор темы для дальнейшего исследования или проекта. Интернет; правила работы с ним.
Экскурсия в библиотеку.
Практическая работа: тестирование
2. Экология как наука.(9 часов)
Что такое экология? Экология как наука. Экологическая ситуация в России. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование. Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” природы. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.
Практическая работа: работа с нормативно-правовыми документами в области экологии и охраны окружающей среды. Знакомство с «Красной книгой» природы.
Формы контроля: выпуск листовок «Они занесены в «Красную книгу»
3. Экологическое краеведение. (4 часа)
Краткая характеристика экологической ситуации в Ростовской области,Чертковскомрайоне, в с.Сохрановка Красная книга природы. Охраняемые объекты Чертковскогорайона: памятники природы, заказники.
Практическая работа: Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги» природы Ростовской области. Изготовление поделок из вторсырья, выставка - «Экомода»
Формы контроля: Выступление в школе с докладами
4.Антропогенное воздействие на биосферу. (10часов)
Биосфера, границы биосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Практическая работа: Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.
Формы контроля: выступления с сообщениями.
5. Экология человека. (17 часов)
Здоровье человека. Роль окружающей среды в сохранении и укреплении здоровья. Понятие «здоровый образ жизни». Вредные привычки и здоровье. Культура питания. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения. Методики изучения экологии жилых помещений. Экология жилища, понятие экожилья. Шум и здоровье. Природная среда как источник инфекционных заболеваний. «Совы», «жаворонки», или среда биологических ритмов
Практическая работа: выявление экологически неблагоприятных источников школьного здания, обследование своего дома (квартиры) на экологическое неблагополучие. Проведение мероприятия для среднего звена о правильном здоровом питании.
Формы контроля: отчет по итогам обследования школы
6.Основные этапы, логика построения ученического экологического исследования. (9 часов)
Основы научного исследования Выбор темы для индивидуального или группового исследования или проекта. Обоснование выбранной темы. Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Составление рабочего плана исследования. Планирование исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Обработка результатов исследования.
Практическая работа: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик исследования, формулирование целей и задач исследования
Формы контроля: готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе.
7.Формы и методы организации исследовательской деятельности.
(22 часа)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в Интернет; поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Практическая работа: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.
Работа с Интернет.
Формы контроля: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.
8.Оформление исследовательских работ. (23 часа)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, «Используемая литература». Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”. Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.
Практическая работа: обработка результатов исследования, оформление исследовательской работы. Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью программы «Мастер презентаций»
Формы контроля: готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение. Список литературы, тезисов и презентации результатов исследования.
9. Отработка навыков публичного выступления.(10 часов)
Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях
Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.
Формы контроля: выступление перед аудиторией
10.Исследовательская работа в природе. (32 часа)
Гидрология как наука, изучающая водные объекты. Методы гидрологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений. Особенности рельефа своей местности. Горные породы окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Методика изучения горных пород и их описания.
Экскурсии на местный пруд и реку; поле, лес.
Практическая работа: проведение морфометрических исследований на примере пруда, знакомство с приборами для изучения климата и определения погодных данных, определение мест несанкционированных свалок в микрорайоне школы, работа на геологическом обнажении, выпуск листовок.
Формы контроля: картосхема свалок вдоль р. Камышной, листовки по охране рек, лесов, первоцветов.
11.Итоговые занятия.(5 часов)
Подведение итогов работы за год. Поход выходного дня.
Содержание программы (2 год обучения)1. Введение - 2ч.Понятие об эклоги, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки. Техника безопасности на занятиях объединения. 2. Природные комплексы нашей местности. – 34 ч.Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!Практические работы:1.Экологическое исследование школьной территории.2. Где живут эти организмы?3. Игра «Угроза живому на Земле»3. Среда обитания человека.-12ч.Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Круговорот воды в природе. Экологические термины. Основные загрязнители атмосферы. 4. Пища, которую мы едим.-4ч.Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов ( по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм. 5. Дом, в котором мы живем.-8ч.Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Комнатные растения-живые фильтры.6.Здоровье человека - основа жизни.-20ч.Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование). Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье. 7.Отходы, как источник загрязнения окружающей среды.-22ч.Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Викторина «Свалка по имени Земля». Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения «Село, в котором я живу».8. Лесоводство и лесовосстановление. -24ч.
Общие сведения о природе леса. Значение леса и лесоводство. Типы леса.
Лесорастительные районы Ростовской области. Экскурсия в лес. Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих. Болезни деревьев и их защита. Противопожарные правила в лесах. Биологические особенности и значение деревьев.
9.Гидробиология.-18ч.
Водоемы как естественные биогеоценозы. Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных. Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере). Растения и животные – индикаторы чистоты водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах. Характеристика беспозвоночных животных водоемов. Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю.
Календарно- тематический план занятий
на 2014-2015 учебный год (1группа)
№ Дата Тема занятия Всего часов Количество теоретических часов Количество практических часов
1. Введение 5 2 3
1.1 Вводное занятие. ТБ. Цели, задачи объединения. Личностные качества учащегося- исследователя 1 1 1.2 Выявление склонностей к исследовательской работе. Диагностика детей. 1 1
1.3 Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка 1 1
1.4 Интернет и правила работы с ним. 1 1 1.5 Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогами 1
2. Экология как наука. 9 5 4
2.1 Что такое экология? Экология как наука. 1 1 2.2 Экологическая ситуация в России 1 1 2.3 Природоохранная деятельность как антропогенный фактор 1 1 2.4 Рациональное и нерациональное природопользование. 1 1 2.5 Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. 1 1
2.6 “Красная книга” природы 1 1
2.7 Охрана редких растений, животных и мест их обитания. 1 1 2.8 На защиту природы! Выпуск листовок, плакатов. Изготовление поделок из вторсырья. 2 2
3. Экологическое краеведение 4 4 3.1 Краткая характеристика экологической ситуации в Ростовской области, Чертковском р-не. 1 1 3.2 «Красная книга» природы Ростовской области 1 1 3.3 Охраняемые объекты Чертковского района: памятники природы, заказники. 2 2 4. Антропогенное воздействие на биосферу 10 5 5
4.1 Понятие биосферы. Границы биосферы и ее значение. 2 2 4.2 Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. 1 1 4.3 Ноосфера. 1 1 4.4 Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Экскурсия на МТФ№1 2 2
4.5 Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. 1 1
4.6 Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. 1 1 4.7 Мусор как фактор загрязнения. Подготовка и проведение экологической экскурсии «Спасём родники с Сохрановка» 2 2
5. Экология человека 17 8 9
5.1 Здоровье человека. Роль окружающей среды в сохранении и укреплении здоровья 1 1 5.2 Понятие «здоровый образ жизни. Полезные привычки, как их выработать 1 1 5.3 Вредные привычки и здоровье. 1 1 5.4 Культура питания. Экологически чистые продукты 1 1
5.5 Среда жилого помещения. 1 1 5.6-5.7 Методики изучения экологии жилых помещений. 2 1 1
5.8-5.9 Использование методик изучения жилых помещений на примере школ 2 2
5.10 Шум и здоровье. 1 1 5.11 Природная среда как источник инфекционных заболеваний. 1 1 5.12 Совы», «жаворонки», или среда биологических ритмов. 1 1 5.13 Подготовка мероприятия для среднего звена о правильном, здоровом питании 1 4
5.14
Проведение мероприятия для среднего звена о правильном здоровом питании 1 1
6. Основные этапы, логика построения ученического экологического исследования 9 5 4
6.1 Выбор темы для индивидуального или группового исследования или проекта. 1 1 6.2 Обоснование выбранной темы. Как написать введение к работе. 1 1
6.3 Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. 1 1 6.4-6.5 Составление рабочего плана исследования. Изучение истории и культуры своего села. Знаменитые земляки 2 1 1
6.6 Как проводить исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации 1 1 6.7 Как проводить отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. 1 1
6.8 Как проводить обработку результатов исследования. 1 1 6.9 Написание «Введение» к исследовательской работе 1 1
7. Формы и методы организации исследовательской деятельности 22 4 18
7.1 Формы и методы организации исследовательской деятельности 1 1 7.2 Методика сбора материала для исследовательской работы. Встречи со знаменитыми земляками. 1 1 7.3 Методика работы с таблицами, 1 1
7.4 Методика работы с графиками, диаграммами, 1 1
7.5 Методика работы с картосхемами и картами 1 1
7.6 Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, 1 1
7.7 Работа в Интернете: как вести поиск в Интернете. ТБ при работе в Интернет 1 1
7.8-7.9 Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. 2 1 1
7.10-7.11 Методы обработки результатов наблюдений и исследований. 2 2
7.12-7.15 Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. 4 4
7.16-7.21 Работа над проектами и исследованиями с помощью Интернет. 6 6
7.22 Чему мы научились? Что мы уже сделали? 1 1 8. Оформление исследовательских работ 23 3 20
8.1 Оформление разделов «Введение» и «Содержание». 1 1
8.2 Научный язык и стиль изложения. 1 1 8.3-8.4 Написание раздела «Обзор литературы по теме» -анализ литературы. 2 2
8.5 Логическое построение текстового материала в работе 1 1
8.6-8.7 Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. 2 2
8.8 Отбор и размещение рисунков, фотографий 1 1
8.9-8.10 Работа в компьютерном классе по оформлению наглядного материала. 2 8.11-8.12 Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности 2 8.13-814 Выводы и оформление “Заключение”. 2 2
8.15 Что такое «приложение»? Когда оно необходимо? 1 1 8.16 Как правильно оформить список литературы 1 1
8.17 Сокращения, обозначения, сноски. 1 1
8.18 Объем исследовательской работы. Нумерация страниц. Эстетическое оформление. 1 1
8.19-8.20 Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта 2 2
8.21-8.22 Как составить тезисы работы? 2 1 1
8.23 Подготовка работ к защите. Смотр готовых работ. 1 1
9. Отработка навыков публичного выступления. 10 2 8
9.1 Что нужно знать выступающему перед аудиторией. 2 1 1
9.2-9.3 Как отобрать материал для выступления? 2 1 1
9.4-9.5 Выступление на конференции в своем объединении 2 2
9.6-9.7 Выступление на школьной научно-практической конференции. 2 2
9.8-9.10 Выступления на районных конференциях. 2 2
10. Исследовательская работа в природе 30 7 23
10.1 Гидрология как наука. Методы гидрологических исследований. 1 1 10.2-10.3 Экскурсия на пруд: как проводить морфометрические исследования. 2 2
10.4 Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. 1 1 10.5-10.6 Экскурсия. Выявление источников промышленного и бытового загрязнения. 2 2
10.7-10.8 Составление карты-схемы загрязнения нижней части реки Камышной 2 2
10.9-10.10 Выпуск листовок по охране водоемов. 2 2
10.11 Изучение климата. Метеорология как наука. 1 1 10.12 Краткосрочные и долгосрочные прогнозы 1 1 10.13 Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений 1 1
10.14-10.15 Рекреационные объекты. Экскурсия-цветы-живые барометры 3 3
10.16 Что такое фенология? 1 1 10.17 Как организовать фенологические наблюдения? 1 1
10.18-10.19 Особенности рельефа своей местности. Преобразования рельефа человеком 2 2
10.20 Горные породы окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. 1 1
10.21 Методика изучения горных пород и их описания. 1 1
10.22-10.23 Экскурсия изучение оврагов, знакомство с геологическим обнажением. 2 2
10.24-10.25 Экскурсия вдоль р.Камышной. Выявления особенностей формирования береговой линии. Сбор образцов горных пород. 2 2
10.26-10.27 Подготовка и оформление листовок в защиту первоцветов. 2 2
10.28-10.30 Экскурсия в лес. Фоторепортаж. 3 2 11. Итоговые занятия. 5 1 4
11.1 Подведение итогов работы за год. 1 1 11.2 Поход выходного дня. 4 4
Итого 144 46 98
Календарно- тематический план занятий на 2014-2015 учебный год(2 группа)
№ Дата Тема занятия Всего часов Количество теоретических часов Количество практических часов
1. Введение. 2. 2
1.1 Техника безопасности на занятиях объединения 1 1 1.2 Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки. 1 1
2. Природные комплексы нашей местности. 34 16 18
2.1 Природный комплекс- лес.
Экскурсия в сосновый лес. 4 2 2
2.2 Луга, степи, реки. 6 3 3
2.3. Искусственные сообщества растений и животных 2 .
1 1
2.4 Экологическое исследование школьной территории 2 2.
2.5 Где живут эти организмы? 2 1 1
2.6 Природа и человек.
Акция «Мы за чистый район» 4 2 2
2.7 Экологические проблемы человеческой деятельности. Уборка школьной территории. 4 2 2
2.8 Угроза живому на земле.
Глобальные проблемы человечества. 4 2 2
2.9 Охрана природных комплексов суши и водоёмов. 4 2 2
2.10 Человек, ты в ответе за жизнь. Акция «Твори добро другим во благо». 2 1 1.
3.Среда обитания человека. 12 8 4
3.1 Воздух, которым мы дышим. Основные источники загрязнения воздуха. 4 2 2
3.2 Вода, которую мы пьем. Основные источники загрязнения водоёмов. 4 2 2
3.3 Круговорот воды в природе. 2 2
3.4 Экологические термины. 2 2 .
4. Пища, которую мы едим 4 2 2
4.1 Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу 2 2
4.2 Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм 2 2
5. Дом, в котором мы живем. 8 6 2
5.1 Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. 2 2
5.2 Вопросы экологии в современных квартирах 2 2
5.3 Комнатные растения-живые фильтры 4 2 .
2
6. Здоровье человека – основа жизни. 20 11 9
6.1 Достаточно ли знаю о курении и алкоголе. 4 2 2
6.2 Конкурс рисунков « Вредным привычкам- нет!» 2 1 1.
6.3 Суд надсгаретой 4 2 2
6.4 Неожиданные встречи с ядами. 2 2
6.5 Оказание первой помощи при отравлениях. 4 2 2
6.6 Компьютер и здоровье. 4 2 2
7. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды. 22. 8 14
7.1 Что ты знаешь о бытовых отходах? 2 2
7.2 Куда девать мусор? 4 2 2
7.3 « Свалка по имени Земля» 4 2 2.
7.4 « Жалобы старых вещей» 2 2
7.5
« Творчество из отходов»
4 2 2.
7.6 Село, в котором я живу. 2 2
7.7 Репортаж со свалки 2 2.
7.8 Очистим мир от мусора. 2 2
8. Лесоводство и лесовосстановление. 24 15 9
8.1 Общие сведения о природе леса.
Значение леса и лесоводство. 2 2 8.2. Экология леса.
Возобновление леса. 2 1 1
8.3 Формирование древостоев и смена пород. Типы леса. 2 1 1
8.4 Компоненты широколиственного леса: древостой, подгон, подлесок, Напочвенный покров, опад. Ориентирование по азимуту. 4 2 2
8.5 Биологические особенности и значение деревьев.
2 2
8.6 Лесорастительные районы Ростовской области. Экскурсия в лес. 4 2 2
8.7 Описание лесного сообщества по ярусам и видам растений их составляющих. 2 2 8.8 Лесные звери: охота и охрана. 2 1 1
8.9 Защита леса от вредных насекомых. Болезни деревьев и их защита. 2 1 1
8.10 Типы лесных пожаров.
Противопожарные правила в лесах. 2 1 1
9 Гидробиология 18 13 5
9.1 Водоемы как естественные биогеоценозы. 2 2 9.2 Экологические группы растений водоемов. Определение водных растений и беспозвоночных животных. 4 2 2
9.3 Виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов (на местном примере). 2 1 1
9.4 Растения и животные – индикаторы чистоты водоемов. 2 2 9.5 Рыбы, обитающие в водоемах
Характеристика беспозвоночных животных водоемов. 4 4 9.6 Виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Определение рыб по определителю. 4 2 2
Методическое обеспечение
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес обучающихся к данному направлению воспитательной работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у обучающихся опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
по характеру деятельности обучающихся: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания обучающихся. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к обучающимся, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту обучающихся.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями обучающихся, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом обучающихся и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у обучающихся гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы. Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.
Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды.
Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.
Учебно-дидактический материал:
• экологические знаки, карточки с заданиями, таблица «Лишайники», наборное полотно, Красная книга Ростовской области, экологические таблицы, схемы.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.)
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Основные виды диагностики результата:
∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей обучающихся (беседа, тесты);
∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;
∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.
Организация контроля знаний происходит на основе само рефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Условия реализации образовательной программы
Для успешной реализации образовательной программы необходимы следующие условия:
Организационно-педагогические:
1.Кабинет №7, площадью 50кв. м, принадлежащий МБОУ Сохрановская СОШ по адресу Ул. Школьная 7а, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН 2.4.4.1251 – 03 ) с индивидуальными рабочими местами воспитанников.
2.Формирование групп и расписания занятий в соответствии с программой.
3.Пространственно – предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.)
Кадровые:
Педагог дополнительного образования – Петросова Елена Васильевна, образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 19 лет.
Материально-технические:
1. Компьютер.
2. Принтер.
3. Проектор.
4. Задания для самостоятельной, практической, творческой работы.
5. Инструктаж по технике безопасности.
Список литературы
Для педагога:
1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.
3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.
4.География : Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.
5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ.ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. КосткоО.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение,1995.
Для обучающихся:
1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3.Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
4.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс. М.: Просвещение,19966.Дольник В.Неразумное дитя биосферы. М. Просвещение, 1996
Интернет ресурсы:
1. http://nature.donrise.ru/ Познавательный портал о Донском крае «Донские зори».
2. http://dspl.ru/ Донская Государственная публичная библиотека.
3.http://files.school-collection/edu.ru/dlrstore/cd46eedb-02c3-490e-9d77-4a2a7e040899/tabl.swf;http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80&img_url=www.bobe;
4.http://www.rusedu.ru/detail_11868.html;
5. http://www.youtube.com/watch?v=5-k62dNOVKk;
6. http://2010.openclass.runwww.2010.openclass.ru/node/205234;
Приложения