Внеклассное мероприятие по русскому языку Наш дар бесценный — речь
«Наш дар бесценный - речь»
Цели:
- воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка на уроках и во внеурочное время;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие у учащихся творческих способностей, смекалки, сообразительности
- способствование сплочению коллектива класса.
Оборудование:
- стенды, высказывания известных людей о русском языке;
- презентация.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по русскому языку, которое называется « Наш дар бесценный - речь».
Слушайте родную речь, как прекрасную музыку, старайтесь уловить ритм фраз, вчитывайтесь и вдумывайтесь в смысл слов, и тогда раскроются одна за другой тайны языка.
Надо развивать в себе чувство прекрасного, тонкий вкус, чтобы стать сопричастным высокому искусству, в том числе – искусству СЛОВА, чтобы убедиться, что родной наш русский язык – красивейший в мире, что он – драгоценность.
Чтец 1
Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех, он певуч,Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч.
На совете за круглым столомРазговаривайте на нем:Недвусмысленный и прямой,Он подобен правде самой.
А.Яшин «Русский язык»
Учитель: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий, и мы в этом не раз убедимся. Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.
Чтец 2
Много слов на земле.Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева.Есть слова – словно раны, слова - словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить.Но слова всем словам в языке у нас есть:Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни!И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту…
В. С. Шефнер
Учитель: Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Задание: Ребята, дома вы подбирали высказывания поэтов и писателей о языке. Давайте прочитаем их и поразмышляем над этими высказываниями. (Ученики читают подобранные дома цитаты и высказывают свои мнения.)
Чтец 3
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им И рассказы, и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Е. В. Федосюк
Задание: Назовите эпитеты, которые использует автор стихотворения, описывая русский язык? (учащиеся приводят примеры эпитетов).
Учитель:
В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”, “Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Задания для учащихся.
Говорим правильноАлфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал Подберите прилагательное к словам:
Вестибюль, рояль , мозоль , вермишель , тюль
По лексическому значению определить слово.
Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)
Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)
Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (Комплимент)
Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)
Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём либо. (Сувенир)
Учитель: Русский народ создал великое множество пословиц и поговорок, в которых говорится о роли языка в жизни людей. Давайте их вспомним.
Задание «Собери пословицу».
Какова голова, такова и речь.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Красна речь пословицей.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — пожинает.
Можно много сказать и в короткой речи.
Учитель:
Слово - это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как заново – непринужденно, свободно и величественно.
Чтец
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь.
И. А. Бунин Учитель: Спасибо за внимание!
Учитель: Спасибо за внимание!