Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию Юный эколог 1-4 классы


Седельниковский муниципальный район Омской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Кукарская основная школа″
48101251657350УТВЕРЖДАЮ:
Директор _______________
″___″ _____________ 2015г.
00УТВЕРЖДАЮ:
Директор _______________
″___″ _____________ 2015г.
25241251657350СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
___________
″___″ _____________2015г.
00СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
___________
″___″ _____________2015г.
4095751657350СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________
″___″ _____________2015г.
00СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________
″___″ _____________2015г.

Программа внеурочной деятельностиПо экологическому воспитанию «Юный эколог»
Уровень образования (класс): начальное общее, 1-4 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель З.С. Никифорова
1 квалификационная категория
Программа разработана на основе курса «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
с. Кукарка
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. Программа направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС  начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию сомоценности природы;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
- развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Программа состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в единой логике: 1-й год обучения – «Экология моего дома», 2-й год обучения – «Неживое в природе», 3-й год обучения – «Экология животных»
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Юный эколог» имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Программа разработана для обучающихся 1-4 классов. Данная программа соответствует третьему году обучения. На освоение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 8 разделов.
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ Введение – 3 часа
Вводное занятие. История Земли
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведение наблюдений в природе, экскурсий. Беседа о целях кружка в новом году. Рассказ о рождении планеты. Понятие – земная кора. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли». Анализ работ.
Где растения и животные живут сегодня?
Работа с картой полушарий на которой изображён растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, которые живут на разных материках. (на примере верблюдовых)
Наблюдение в природе
Живая-неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы
Среда обитания – 2 часа
Среда обитания. Природные зоны
Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон. Разнообразие живых организмов
Сообщества. Изменения сообществ
Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменение природы после пожара. Изменение природы после вмешательства человека
Жизнь животных – 3 часа
Динозавры – вымерший вид
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Красная книга – способ защите редких видов животных и растений
Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Редкие животные
Наблюдения в живой природе
Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязь в природе
Моря и океаны – 3 часа
Моря и океаны. Круговорот воды
Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Опыты с водой на выявление её свойств: прозрачность, растворяемость, испарение, замерзание, таяние.
Мир рыб
Многообразие рыб. Жизнь в поверхностном слое океана. Животные обитающие на дне. Аквариумные рыбки
Экологический проект «Чистый берег»
Подготовка и защита проектов
Природные зоны – 9 часов
Равнины. Обитатели равнин
Понятие «равнина». Луга и пастбища. Животный мир равнин. Приспособленности к среде обитания.
Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур
Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни.
Растущие пустыни. Роль человека
Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет.
Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»
Что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь.
Леса. Жители лесов
Вечнозелёные, лиственные, хвойные, горные леса. Обитатели лесов.
В верхнем ярусе леса
Жизнь насекомых и птиц. Их многообразие.
Лесная подстилка
Живые организмы в лесной подстилке, их роль в жизни леса.
Животный мир полярных районов
Общие черты и различия видов животных. роль человека в освоении и покорении холода.
Жизнь в горном климате
Горные цепи. Африканские горы, Альпы, скалистые горы в Северной Америке, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира.
Реки и озёра – 3 часа
Путь реки
Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена)
Животный мир возле рек и озёр области
Природа области – благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с Красной книгой области
Животный мир Амазонки
Хищники и ядовитые животные.
Человек и животные – 9 часов
Жизнь среди людей
Жизнь в городах. Человек и животное
Весенний день птиц!
Проведение акции
Домашние животные
Рассказы детей о своих питомцах
Викторина «Собаки – наши друзья»
Игра – викторина по породам собак
Люди и паразиты
Понятие – паразиты. Питание за счёт других
Бактерии и вирусы
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.
Исчезающие виды животных
Почему исчезают животные?. Диалог.
Защита животных
Организация заповедников, национальных парков. Выращивание редких видов животных в зоопарках и возвращение их в дикую природу
Насекомые
Экскурсия. Наблюдение за насекомыми
Заключение – 2 часа
Начни с себя!
Акция (по классам). Выступление детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ
Круглый стол
Беседа о необходимости беречь и защищать природу (совместно с родителями). Обсуждение и оценка результатов работы с детьми.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема аудиторного и внеаудиторного занятия Форма организации Количество часов
Аудиторных Внеаудиторных
Теория Практика ВВЕДЕНИЕ – 3 часа
1 Вводное занятие. История Земли Беседа. Работа с картой. Рисунок «Репортаж из прошлого Земли» 0,5 0,5 2 Где растения и животные живут сегодня? Диалог. Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах 0,5 0,5 3 Наблюдение в природе Экскурсия. Игра «Живое - неживое» 1
СРЕДА ОБИТАНИЯ - 2 часа 4 Среда обитания. Природные зоны Просмотр видеофрагментов. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания 0,5 0,5 5 Сообщества. Изменения сообществ Беседа. Рассматривание иллюстраций. Выпуск листовок «Береги природу!» 0,5 0,5 ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ – 3 часа
6 Динозавры – вымерший вид Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Обсуждение. Рисунок «Динозавр – гость из прошлого» 0,5 0,5 7 Красная книга – способ защите редких видов животных и растений Акция «Знай и сохраняй!» 1 8 Наблюдения в живой природе Экскурсия. Зарисовка прилетевших на участок птиц 1
МОРЯ И ОКЕАНЫ - 3 часа 9 Моря и океаны. Круговорот воды Работа с картой полушарий. Игра – путешествие.
Опыты с водой. Составление схемы круговорота 0,5 0,5 10 Мир рыб Занятие – игра. 1 11 Экологический проект «Чистый берег» Подготовка и защита проектов. Работа со статьями по экологии 0,5 0,5 ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ – 9 часов
12 Равнины. Обитатели равнин Беседа. Рассматривание иллюстраций. Разукрашивание альбома животные Африки 0,5 0,5 13 Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур Сообщения детей 1 14 Растущие пустыни. Роль человека Работа с экологической литературой. Подготовка проекта 0,5 0,5 15 Экологический проект «Нет продвижению пустынь!» Диалог . Акция 1 16 Леса. Жители лесов Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?» 1 17 В верхнем ярусе леса Диалог. Разукрашивание альбома «Птицы» 0,5 0,5 18 Лесная подстилка Беседа 1 19 Животный мир полярных районов Игра «Кто где живёт?» 1 20 Жизнь в горном климате Сообщения детей 1 РЕКИ И ОЗЁРА – 3 часа
21 Путь реки Географическая игра «Покажи на карте» 0,5 0,5 22 Животный мир возле рек и озёр области Игра «Кто больше назовёт?». Работа с картой и атласом области 0,5 0,5 23 Животный мир Амазонки Рисунок «Удивительные животные» 0,5 0,5 ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ – 9 часов
24 Жизнь среди людей Беседа. Изготовление кормушек для птиц 0,25 0,25 0,5
25 Весенний день птиц! Конкурс знатоков 1 26 Домашние животные Конкурс рисунков «Мой питомец» 0,5 0,5 27 Викторина «Собаки – наши друзья» Игра 1 28 Люди и паразиты Беседа. Работа со справочной литературой 1 29 Бактерии и вирусы Мини-сочинение «Защити себя». Работа с микроскопом 0,5 0,5 30 Исчезающие виды животных Диалог 1 31 Защита животных Диалог. Работа с Красной книгой. Выпуск листовки 0,5 0,5 32 Насекомые Экскурсия 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа
33 Начни с себя! Акция. Подведение итогов 1 34 Круглый стол Диалог - обсуждение 0,5 0,5 Итого: 17,75 12,75 3,5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт.-сост. Л.Д. Ласкина и (др.). – Волгоград: Учитель, 2011
- Экологическое воспитание и образование в школе: по результатам областного конкурса учебно-методических материалов / редкол.: Г.И. Саренко (и др.) – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008
- Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.