Рабочая программа по курсу Юный исследователь
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, с учетом авторской программы А.И. Савенкова «Я-исследователь» Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература», 2011. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, с использованием методического пособия Р.И.Сизовой «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.-117с.)
Для реализации программного содержания используется УМК:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –3-е изд., перераб. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 .
Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.-117с.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса в двух частях -М.: Издательство РОСТ, 2013.-56с.
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
развивать познавательные потребности младших школьников;
развивать познавательные способности младших школьников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.
Общая характеристика курса
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ключевой идеей курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Cпецифика курса. Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляетсяпо принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение проектных работ-5.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город Ноябрьск», в форме защиты проектов на школьной конференции проектно-исследовательских работ.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Содержание программы данного курса опирается на такие предметы как риторика, информатика и ИКТ, окружающий мир, технология
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Современное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, практическая сторона программы начального общего образования по курсу «Я – исследователь» связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими связями, осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации учебного курса:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Содержание учебного предмета
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании
методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)
представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
п/п Тема Основные виды учебной деятельности учащихся
1 Научные исследования и наша жизнь.
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах.
Пересказывать подробно и выборочно.
Выделять главную мысль на основе анализа текста.
Делать выводы из фактов, совокупности фактов. Выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части.
Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами.
Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Планировать свои действия.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Различать способ и результат действия.
Оценивать свои действия.
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться, приходить к общему решению.
Задавать вопросы по существу.
Использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Выступать перед одноклассниками.
Выдвигать, строить гипотезы.
Готовить сообщения и доклады.
2 Методы исследования. 3 Наблюдение и наблюдательность. 4 Эксперимент – познание в действии. 5 Гипотезы и провокационные идеи.
6 Анализ и синтез. 7 Как давать определения понятиям. 8 Планирование и проведение наблюдений
и экспериментов. 9 Наблюдение и экспериментирование. 10 Основные логические операции. 11 Гипотезы и способы их конструирования. 12 Искусство задавать вопросы. 13 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 14 Ассоциации и аналогии. 15 Суждения, умозаключения, выводы. 16 Искусство делать сообщения. 17 Как подготовиться к защите собственной
исследовательской работы. 18-19 Как выбрать тему собственного
исследования 20-21 Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований 22-23 Коллективная игра-исследование. 24-26 Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. 27-28 Семинар 29-30 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.
31-32 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). 33-34 Промежуточная аттестация.
Защита собственных исследований. Итого: 34 часа
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные и методические пособия:
Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе. М.: Баласс, 2010.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов, М.: Баласс, 2010.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.
Книга для учителя начальных классов. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет-ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
3. Технические средства обучения:
1. телевизор.
2. магнитофон.
3. аудиоцентр.
3. персональный компьютер.
4. Нетбуки.
5. мультимедийный проектор.
6. Документ-камера.
7. Интерактивная доска.
8. НПУ.
4. Учебно-практическое оборудование:
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. шкаф для хранения карт, таблиц.
3. укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, дисков и др.).
4. штатив для карт и таблиц.
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ п/п Наименование изучаемой темы Всего часов Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Тренинг – 17 часов
1 четверть - 9 часов
Дата Тема урока, тип урока Всего
часовЭлемент содержания Требования к (предметным и метапредметным результатам) Контрольно-оценочная деятельность
Кол-во часов У учащихся будут сформированы/
учащиеся научатся Учащийся получит возможность для формирования/
возможность научиться видформа
1
Научные исследования и наша жизнь
1
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru ЛУУД:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требования конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
ПУУД:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
РУУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
КУУД:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
ЛУУД
-внутренней позиции учащихся на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
ПУУД:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
РУУД:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
КУУД:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Текущий Тренинг
2 Методы исследования 1 Совершенствование владения основными доступными нам
Методами исследования (подумать самостоятельно, спросить
у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент
и др.). Практические задания - тренировка в использовании
методов исследования в ходе изучения доступных объектов(вода,свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). Текущий ПР
3 Наблюдение и наблюдательность
1 Сфера применения наблюдения в научных исследованиях.
Информация об открытиях, сделанных преимущественно на
основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для
наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности Образовательные ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/
Текущий
Тренинг
4 Эксперимент – познание в действии
1 Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение
Экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Образовательные ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/
Текущий ПР
5
Гипотезы и провокационные идеи.
1 Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru/nodeТекущий Тренинг
6 Анализ и синтез
1 Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru/node/841Текущий ПР
7 Как давать определения понятиям
1 Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru/nodeПР
8
Планирование и проведение наблюдений
и экспериментов
1 Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Текущий ПР
9 Наблюдение и экспериментирование
1 Практические задания на развитие умений наблюдать
и экспериментировать. Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru/nodeТекущий
ПР
2 четверть – 7 часов 10 Основные логические операции 1 Практические задания по темам: как давать определения
понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Текущий УО
11 Гипотезы и способы их конструирования 1 Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез». Текущий Игра «Поиск»
12 Искусство задавать вопросы 1 Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как
правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью
вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Текущий ПР
13 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
1 Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить
идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Образовательные ресурсы: http://www.eor-np.ru/node/1070Текущий Игра «Поиск»
14 Ассоциации и аналогии
1 Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Образовательные ресурсы: http://www.eor-np.ru/taxonomy/term/489
Текущий ПР
15 Суждения, умозаключения, выводы 1 Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию
умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Текущий ПР
16
Искусство делать сообщения
1 Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические
задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по
заданному алгоритму» и т.п.
Образовательные ресурсы:
http://www.eor-np.ru/nodeТекущий ПР
17 Как подготовиться к защите собственной
исследовательской работы 1 Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита»,
«Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Текущий ПР
3 четверть – 9 часов
Исследовательская практика – 11 часов
18 -19 Как выбрать тему собственного
исследования 2 Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно_
го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Текущий УО
20 -21
Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований
2
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи
он должен решать. Образовательные ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/
Текущий
УО
22-23 Коллективная
игра-исследование
Образовательные ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/
2 Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими
в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень
разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения. Текущий
УО
24-26 Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. 3 Текущий ТР
27-28 Семинар 2 Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную за_
щиту собственных работ. Текущий ТР
4 четверть – 8 часов
Мониторинг – 6 часов
29-30 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей
2 Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Текущий УО
РК
31-32 Индивидуальная работа (подготовка
к защите результатов собственных
исследований) 2 Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Текущий УО
33-34
Защита собственных исследований.
Промежуточная аттестация. 2 Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований
и выполненных проектах, вопросы авторам.
Сообщение о том, какие коллекции собраны обучающимися. Собственное исследовательское задание на летние каникулы. Итоговый ПР
ТР
РК
Итого 34
часа Форма контроля:
ПР – практическая работа
ТР – творческая работа
РК – рефлексивный контроль
УО – устный опрос