ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Юный эколог»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Волховская средняя общеобразовательная школа №7»
Программа
УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрена
директор МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №7»
на педагогическом совете
Протокол № ____ от
____________ Г.К. Федотова
«____» _____________ 2014 г.
«____» _____________ 2014 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Юный эколог»
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися,
развитие у них экологического мировоззрения
для детей 10-13 лет
рассчитана на 1 год обучения
педагог:
Овчинникова Анна Борисовна
г. Волхов
2014 год
Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа рассчитана на учащихся 5 - 6 классов с целью развития коммуникативных качеств у учащихся, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.
Цель кружка
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Основные задачи
Образовательные:
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Научить любить природу, правильно её использовать.
Изучить растительный и животный мир родного края.
Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности (изготовление поделок из природного материала, изготовление раздаточного материала для уроков биологии, выполнение учебно-исследовательских работ)
Воспитанные:
Воспитать экологически грамотного человека.
Приобщить ребенка к здоровому образу жизни
Формировать ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
Формировать осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Данная программа направлена на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.
Возраст детей: учащиеся 5-6 классов, при наполняемости группы 12 человек.
Сроки реализации образовательной программы: 10.09.2014 – 31.05.2015
Формы занятий: экскурсии, лабораторные и практические работы, уроки - конференции, уроки - практикумы, комбинированные уроки.
Режим занятий проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года учащиеся должны знать:
Предмет изучения экологии
Связь между человеком и природой.
Основные законы экологии.
Многообразие экологических групп комнатных растений
Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Значение мониторинга окружающей среды
К концу года учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Уметь пользоваться научной литературой, справочниками, определителями
Уметь работать с биологическим оборудованием
Уметь изготавливать гербарий
Различать изученные группы растений и животных.
Осуществлять систематический уход за живыми организмами.
Уметь выступать с докладом, презентацией
Вести наблюдения в природе под руководством учителя
Выполнять правила поведения в природе
Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений
Выявлять черты приспособленности растений и животных к условиям среды обитания
Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности
Проводить наблюдения за живыми организмами
Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам
Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися
Для определения результативности учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию, доклады, фототчет, участвовать в учебной конференции и т.д.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
рассказ
беседа
мини – лекция
дискуссия
интернет - ресурсы
сообщения учащихся
наблюдение
эксперимент
обзор научной периодики
различные творческие работы учащихся
конференции
экскурсии
проведение мониторинга
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
В том числе:
Теория
Практика
Экскурсии
Введение.
1
1
0
0
1.
Цветочно-декоративные растения.
5
2
3
0
2.
Человек и животные.
2
1
1
0
3.
Ядовитые и лечебные действия растений и животных.
2
1
1
0
4.
Условия существования растений.
5
2
3
0
5.
Условия существования животных.
3
2
1
0
6.
Изменение растений в течение жизни.
2
1
1
0
7.
Сезонные изменения растений и животных.
2
1
0
1
8.
Жизненные формы растений.
2
1
0
1
9.
Взаимоотношения между животными
2
1
1
0
10.
Экологические факторы и их воздействие на растения и животных.
3
1
2
0
11.
Индикация растениями загрязнения среды.
2
1
0
1
12.
Гербаризация растений.
3
1
2
0
Итого:
34
16
15
3
Содержание дополнительной образовательной программы.
Введение – 1 час.
Что изучает экология растений и животных. Знакомство с планом работы на год, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов.
1. Цветочно-декоративные растения – 5 часов. Изучение комнатных растений живого уголка. Видовое название организмов. Правила ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жилище человека.
Практическая работа
Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.
Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка»
Озеленение школы.
2. Человек и животные – 2 часа. Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в населенных пунктах. Животные в доме человека.
Практическая работа.
Наблюдение за домашними животными.
3. Ядовитые и лечебные действия растений и животных – 2 часа. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Лекарственные средства растительного и животного происхождения.
Практическая работа.
Ведение дневника лечебных и ядовитых растений и животных.
4. Условия существования растений – 5 часов. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв.
Практическая работа.
Влияние различной освещенности на рост и развитие комнатных растений.
Влияние разной температуры на образование корней у молодых черенков.
Подготовка докладов о редких и исчезающих видах.
5. Условия существования животных – 3 часа. Среда обитания и условия существования. Пища и способы добывания пищи. Вода и воздух в жизни животных. Температура и свет в жизни животных. Жилища животных.
Практическая работа.
Подготовка докладов о редких и исчезающих видах.
6. Изменение растений в течение жизни – 2 часов. Разнообразие условий существования и их влияние на растения. Как долго живут растения и как определяют их возраст
Практическая работа.
Определение возраста деревьев.
7.Сезонные изменения растений и животных – 2 часа. Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Спячка и оцепенение, миграции животных.
Экскурсия.
Растения и животные раннею весною.
8. Жизненные формы растений – 2 часа. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.
Экскурсия.
Изучение видового состава деревьев парк Ильинка г. Волхов.
9. Взаимоотношения между животными – 2 часа. Встреча будущих родителей. Взаимоотношения между родителями и детенышами. «Начальники и подчиненные» в группах животных. Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.
Практическая работа.
Подготовка презентации.
10. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных – 3 часа. Общая характеристика экологических факторов. Климатические, биотические и антропогенные факторы.
Практическая работа.
Индикация трассы около жд. ст. Волховстрой - 1.
Обработка и представление полученных результатов.
11.Индикация растениями загрязнения среды – 2 часа. Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды. Анатомо-морфологические и биохимические признаки повреждения деревьев.
Экскурсия.
Визуальная оценка состояния деревьев по внешним диагностическим признакам на улицах г. Волхова.
12. Гербаризация растений – 3 часа. Правила сбора растений для гербария и его сушка. Оформление гербария.
Практическая работа.
Оформление гербария.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ п/п
наименование темы
традиционные формы
нетрадиционные формы
прием организации учебно-воспитательного процесса
методы обучения
Введение.
Теоретическое занятие.
Создание проблемной ситуации.
Рассказ, беседа, дискуссия.
1.
Цветочно-декоративные растения.
Теоретическое, практическое занятие, совместная деятельность учащихся и педагога.
Практическое занятие (комнатные растения, земля, цветочные горшки, удобрения для растений, этикетки, энциклопедия комнатных растений).
.
Методы практической работы.
2.
Человек и животные.
Теоретическое, практическое занятие.
Выполнение практического задания по инструкции наблюдение за домашними животными (или рыбками в аквариуме каб. биологии).
Метод наблюдения.
3.
Ядовитые и лечебные действия растений и животных.
Теоретическое занятие.
Ученый совет.
Создание проблемной ситуации, поиск её решения (гербарий лекарственные растения, дневники наблюдений, цветные карандаши, энциклопедии, интернет-ресурсы, справочники ядовитые и лечебные растения и животные)
Метод проблемного обучения. Наглядный метод.
4.
Условия существования растений.
Теоретическое занятие. Практическое занятие. Совместная деятельность учащихся и педагога
Философский стол
Выполнение практических работ по инструкции (комнатные растения, луковицы).
Поиск информации о редких видах растений (интернет-ресурсы, справочники о редких видах растений).
Словесный метод, метод практической работы, метод наблюдения.
5.
Условия существования животных.
Теоретические занятия. Семинар.
Поиск информации о редких видах животных
(интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии о редких видах животных).
Словесный метод. Литературный метод (составление кроссвордов)
6.
Изменение растений в течение жизни.
Теоретическое занятие. Практическое занятие. Совместная деятельность учащихся и педагога
Практическое занятие (подсчет возраста по спилам различных деревьев, лупа).
Словесный метод. Метод практической работы.
7.
Сезонные изменения растений и животных.
Теоретическое занятие. Экскурсия.
Оценка обстановки. Подготовка наглядных пособий из подручного природного материала.
Словесный метод. Метод показа.
8.
Жизненные формы растений.
Теоретическое занятие. Экскурсия.
Оценка обстановки.
Словесный метод. Метод показа.
9.
Взаимоотношения между животными
Теоретические занятия. Семинар.
Поиск информации о различных взаимоотношениях между животными
(интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии).
Словесный метод. Литературный метод (мини-сочинение).
10.
Экологические факторы и их воздействие на растения и животных.
Теоретическое занятие. Практическое занятие. Совместная деятельность учащихся и педагога
Выполнение практических работ по инструкции (экологические наборы для практических занятий).
Поиск информации о редких видах растений (интернет-ресурсы, энциклопедии, справочники о редких видах растений).
Словесный метод, метод практической работы, метод наблюдения.
11.
Индикация растениями загрязнения среды.
Теоретическое занятие. Экскурсия. Совместная деятельность учащихся и педагога
Ведение дневника наблюдений во время экскурсии.
Словесный метод, метод, метод наблюдения.
12.
Гербаризация растений.
Теоретическое занятие. Практическое занятие. Совместная деятельность учащихся и педагога
Определитель растений.
Практическая работа по созданию гербария (толстая игла (шило), нитки, гербарная сетка, гербарная этикетка, газеты).
Словесный метод, метод практической работы.
Список литературы.
Литература, используемая педагогом.
Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971
Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988
Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
15