Рабочая программа дополнительного образования детей творческого объединения Юный эколог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»

Утверждаю:__________
Директор МБОУДОД ЦДОД Н.В. Двоеглазова
Приказ №_____от_____________
Принято на Педагогическом совете
Протокол №1 от ____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Юный эколог»
(эколого-биологическая направленность)
срок обучения 4 года
возраст детей 6 - 9 лет







Составитель: Соловьева Анна Васильевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДОД


СОГЛАСОВАНО:
Методист по УВР___________
Е.Е.Сафронова











2014г. МОЖГА

Пояснительная записка
1.1.Курс «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие раннее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Специфика курса «Юный эколог» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся, материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Программа расчитана на четыре года обучения. Общее количество часов: 586ч. Срок реализации программы 2014-2018гг., возраст детей 6-10 лет. Формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.). Состав группы постоянный, виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают практические занятия, беседы, деловые и ролевые, дидактические игры, самостоятельные работы, выставки, творческие работы, поектно-исследовательские работы, участия в различных конференциях и конкурсах разного уровня.

1.2. Цель курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
1.3. Задачи курса:
формирование в сознании ребенка ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;
овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;
приобретение базовых умений работы с ИКТ - средствами;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.
воспитание любви к своему городу, к своей Родине, к семье, к школе, к природе.
1.4. Планируемые результаты

Прогнозируемые результаты. Показателями высокой экологической культуры детей данного возраста следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, дает ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта. Позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Юный эколог» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного курса благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для дальнейшего развития личности.
Отбор содержания курса «Юный эколог» осуществляется на основе следующих ведущих идей:
1.Идея многообразия мира.
2.Идея экологической целостности мира.
3.Идея уважения к миру
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») это познание детьми различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый круг (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, дети расширяют и углубляют свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Дети научатся:
называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;
моделировать различные ситуаций поведения в быту, на дороге, в природе и других общественных местах.;
пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
различать природные богатства, живые и неживые;
различать растения и животных;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры названий растений и животных (5-10);
распознавать деревья своей местности по листьям; части растения, некоторые виды плодов и семян, ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, заботиться о птицах зимой, заботиться о своём здоровье.
различать государственную символику Российской Федерации; знать столицу России, название своего региона и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее;
называть объекты дневного и ночного неба; основные виды природных водоёмов, свойства снега и льда; разнообразие камней;
различать комнатные и дикорастущие растения, их части; основные группы животных, их внешнее строение;
различать дни недели и времена года; холодные и жаркие районы Земли;
объяснять, где зимуют перелётные птицы; как ученые изучают динозавров
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих;
понимать необходимость здорового образа жизни.

Ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.






1.4. Условия реализации программы: кабинет, в котором проводятся занятия, оснащен мультимедийным проектором, имеется интерактивная доска, микроскоп, компьютер, видео диски, в самом оборудования заложена программа по экологии, где предусмотрено проверка знаний и умений обучающихся, имеются необходимая литература, тесты, в кабинете доступен интернет.
Формы аттестации/контроляи оценочные материалы.
Для контроля используются тестовые материалы, организуются выставки, систематически обучающиеся участвуют в конкурсах российского уровня, защищают проекты, исследовательские работы на муниципальном уровне, публикуют свои работы на различных сайтах.
На занятиях применяются разные технологии:технология проблемного обучения, информационно коммуникативные технологии, игровы технологии, педагогика сотрудничества, технология мастерских, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии и т.д.




















Первый год обучения: 144 часа (из расчета 4 часа в неделю).

Количество часов распределено следующим образом:
Введение
4 ч

Что и кто?
40 ч

Как, откуда и куда?
30 ч

Где и когда?
36 ч

Почему и зачем? - 34 ч
34 ч

Итого:
144 ч



п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)



всего
теория
практика




144
72
72


I
Раздел I
Кто и что?
40 ч

14

26



1.1.
Введение: Инструктаж по ПДД, ППБ. Мир вокруг нас.
4
4

Беседа

1.2.
Что у нас над головой?
4
2
2
Беседа, просмотр фильма, творческая мастерская

1.3.
Что можно увидеть под ногами?
2

2
Практическое занятие

1.4.
Что растет на подоконнике и на клумбах?
2

2
Практическая работа

1.5.
Что это за дерево? Проект

8
2
6
Практическая работа, защита проекта

1.6.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?
10
4
6
Наблюдение,
выставка рисунков

1.7.
Наша Родина Россия.

6
2
4
Выставка работ, практичекая работа

1.7.
Планета Земля, ее форма.
8
4
4
Просмотр фильма, творческая работа

II
Раздел II
Как, откуда и куда?
30
14
16


2.1.
Куда текут реки?
8
4
4
Практическая занятие, работа по схемам, мини-исследование

2.2.
Как живут растения и животные?
12
4
8
Беседа, творческая работа, отчет

2.3.
Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед) и другие?
2
2

Беседа, работа с таблицей

2.4.
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище? Проект.
8
4
4
Беседа, диспут, защита проекта

III
Раздел III
Где и когда?

36 ч
20
16


3.1.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
4
2
2
Практическая работа

3.2.
Холодные и жаркие районы Земли.
6
4
2
Практическая работа по схемам

3.3.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?
6
6

Практическая работа, наблюдение

3.4.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры удивительные животные прошлого.
12
4
8
Беседа, сбор информации, практическая работа

3.5.
Каким может быть окружающий мир в будущем?
8
4
4
Беседа, просмотр фильма, творческая работа, выставка работ

IV
Раздел IV
Почему и зачем?

34 ч
20
14


4.1.
Солнце ближайшая к Земле звезда.
4
2
2
Беседа, посмотр фильма

4.2.

Почему идет дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная?
4
4

Беседа, творческая работа

4.3.
Медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?
2
2

Беседа, творчкская работа

4.4.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
2
2

Беседа, изготовление памяток

4.5.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2
2

Беседа, ролевая игра

4.6.
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
6
2
4
Беседа, изготовление памяток

4.7.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
4
2
2
Беседа, творческая работа

4.8.
Экология наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля День Земли
10
4
6
Мини-конференция

Итого часов:
144
72
72


Содержание программы и характеристика деятельности учащихся
Введение:
Мир вокруг нас, его многообразие.

Дорога от дома до школы. Наша школа. Инструктаж по ПДД, ППБ. Правила эвакуации из здания. Знакомство с правилами поведения, обсуждение правил о взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на занятиях кружка.
Учиться задавать вопросы об окружающем нас мире.

Раздел I
Кто и что?

Что у нас над головой?
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большой Медведицы. Научиться находить на небе небесные тела: Солнце, Луну, облака, звёзды, созвездие Большой Медведицы. Изготовление модели небесных тел (Творческая работа).

Что можно увидеть под ногами?
Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет). Гранит, кремень, известняк. Наблюдать за разнообразием камней, научиться сравнивать их по форме, цвету, размерам.

Что растет на подоконнике и клумбе?
Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Узнавать некоторые комнатные и
садовые растения, правила ухода за комнатными и садовыми растениями.

Что это за дерево?
Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Научиться различать части растений, разные виды плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?
Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений,
чтения, работы с иллюстрациями. Оценивать результаты своих наблюдений
о природе родного края. Описывать внешний вид, характерные особенности
представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, уходе за домашними животными. Подготовится к выставке работ.

Наша Родина Россия.
Природа, города, народы России. Наш город часть большой страны. Знакомиться с названием нашей Родины, столицей большой Родины, столицей малой родины, народами, проживающими в нашем крае, с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Наша родина на глобусе, наблюдать за вращением Земли вокруг своей оси, сравнивать соотношение суши и воды на Земле.


Планета Земля, ее форма
Глобус модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Изготовление модели Земли из пластилина.

Раздел II
Откуда и куда?

Куда текут реки?
Пресная и соленая вода. Река и море. Расширить знания о реках, познакомить с природным источником воды используемой в быту, воспитывать бережное отношение к природе водоемов. Знакомиться с водоёмами, находить сходство и отличие между ними.
Путь воды в наш дом. Проследить по схемам, откуда вода приходит в наш дом и куда уходит. Канализация и очистные сооружения.
Откуда берутся снег и лед? Характеризовать свойства снега и льда, наблюдать
простейшие опыты и сделать вывод. Изучение свойств снега и льда. Мини исследования.


Как живут растения и животные?
Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными за кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.Прктическое занятие.

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед) и другие?
Просмотр фильма.
Деловая игра: «Полезное и не полезное»

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?
Проект, просмотр фильма, обсуждение, изготовление памяток «Как сберечь нашу природу». Изготовление плаката.

Раздел III
Где и когда?


Представление о времени.
Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года, работа в группах.

Холодные и жаркие районы Земли.
Практическая работа по физической карте мира, первичное представление о климате в разных районах Земли. Работа по схемам. Причина.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?
Просмотр фильма. Наблюдение. Беседа по результатам наблюдений.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры удивительные животные прошлого.
Как ученые изучают динозавров?
Практическое занятие в библиотеке, сбор информации о динозаврах. Творческая работа, отчет.


Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
Практическая работа. Формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты. Творческая работа.

Раздел IV
Почему и зачем?



Солнце ближайшая к Земле звезда
Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?

Почему идет дождь и дует ветер?
Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши? Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Что могут рассказать растения?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Изучить правила поведения в природе, показать красоту цветов, обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей природе и его последствий, выработать элементрарные эколого-этические нормы.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Систематизация и обогащение знаний об овощах и фруктах, их разнообразии, значении для человека. Показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытье рук). В каких овощах содержатся витамины.

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни; воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Зачем летают в космос?
Расширить представления детей о космонавтике. Выяснить, зачем люди летают в космос. Познакомить с искусственными спутниками Земли и их значением для человека, первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.Развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания. Воспитывать патриотические чувства.

Экология наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля День Земли.
Сформировать представления детей об экологии и роли экологии в жизни людей, объяснить смысл названия "Зелёный дом"; формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды; продолжить обучение работе в группах.



Второй год обучения

Количество часов распределено следующим образом:



Всего часов
Теория
Практика

Введение
4
4


Что изучает экология?
34
16
18

Голубая планета Земля
32
11
21

Человек и природа
34
10
24

Путешествие в мир растений и животных
48
21
27

Итого:
152
62
90




Название раздела, темы
Число часов для занятий




Всего
152 ч
Теория
62
Практика

90
Форма контроля
Примечания



Введение.
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. ППБ, ПДД. Правила эвакуации.
4
4

Беседа,
практическая часть







I
Раздел – I
Что изучает экология?

34

16

18




1.1.
Что изучает экология?
Просмотр видеофильма.

6 ч
4 ч
2 ч
Беседа.
Практическая работа.
Просмотр видеоролика
Оформление стенгазеты


1.2.
Экология – это наука.
Союзники экологии.
4 ч
4 ч

Познавательная игра, выставка.


1.3.
Проектная работа
« Куда девать мусор?»
10 ч
6 ч
4 ч
Презентация работы


1.4.
Проект
«Посади дерево»
4 ч

4 ч
Практическая работа
Посадка деревьев







1.5.
Экскурсия в лес.
Сбор корма для птиц.

4 ч


4 ч
Совместный выход на природу с родителями.
Практическое занятие..


1.6.
Проект изготовление костюмов из осенних листьев.
6 ч
2 ч
4 ч
Демонстрация готовых изделий на празднике «Осенние посиделки»


II
Раздел - II
Голубая планета Земля.
32 ч
11
21 



2.1.
Земля – наш дом во Вселенной.
Изготовления модели Земли
4 ч
1 ч
3 ч 
Практическая работа




2.2.
Проектная работа
Вода, ее значение.
Опыт (мини исследование) (индивидуальное)
6 ч
2 ч
4 ч
Выполнение проектной работы,
презентация работ.


2.3.
Исследовательская работа по теме: «Температурный режим школы» (групповое)
12 ч
2 ч
10 ч
Выполнение проектной работы,
Презентация работы.






2.4.
Исследовательская работа « Отчего зависит смена времен года?» (групповое)
10
6
4
Выполнение проектной работы,
Презентация работы.


III
Раздел - III
Человек и природа.
В здоровом теле – здоровый дух
34 ч
10
24



3.1.
Роль человека в природе
иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи человека и природы
4 ч
4 ч

Просмотр видеосюжета


3.2.
«Спортивный праздник»
4 ч

4 ч
Занимательное занятие


3.3.
Значение соблюдения режим дня младшего школьника
2 ч
1 ч
1 ч
Режим дня оформить


3.4.
Как быть здоровым – правила питания
Проектная работа «составление таблицы продуктов по калорийности
6 ч
2 ч
4 ч
Меню моей семьи
составить и
подсчитать количество калорий одного дня





3.5.
Экологическая игра «День воды»
2 ч

2 ч
Лесной турнир


3.6.
«Ключ старого леса»
Игровая программа
4 ч

4 ч
Игровая программа



3.7.
Прогулка на природу
4 ч
1 ч
3 ч
Поход


3.8.
Проектная работа по теме: « Значения спорта в жизни школьника»
8 ч
2 ч
6
Презентация работ


IV
Раздел – IV
Путешествие в мир растений и животных
48 ч
21
27



4.1.
Красная книга Удмуртии.
Выделять особенности природы своего края: рельеф, погоды (её изменения по временам года), наиболее распространённые полезные ископаемые (нефть, глина, песок, торф), водоёмы (реки, пруды, болота, источники), растения и животные природных сообществ своего края.
2 ч
1 ч
1 ч
Творческая работа нарисовать растение, которое нуждается в охране.


4.2.
Значения растений в жизни человека Растения – живые барометры Лекарственные растения
4 ч
2 ч
2 ч
Творческая работа,
нарисовать растение из будущего.


4.3.
Операция «Синичка
Подкормка птиц
6 ч


Практическая работа,
изготовление кормушек


4.4.
Как помочь нашим братьям меньшим Санитары леса
4 ч
4 ч

Беседа


4.5.
Наблюдение за растениями и животными.
Экскурсия на природу
4 ч

4 ч
Экскурсия совместно с родителями.


4.6.
Исследовательская работа: «Бывает ли среди зимы весна?» (индивидуальная работа)
10 ч
4

6
Презентация работы на НПК


4.7.
Операция «Скворечник»
2 ч

2 ч
Практическая работа.
изготовление скворечников


4.8.
Проектная работа по теме:
«Значение комнатных растений в жизни человека»
8 ч
4 ч
4 ч
Презентация работ,
практическая работа уход за растениями.



4.9.
«Почему солнце светит днем, а звезды ночью?»
Проект
8 ч
6 ч

Презентация работ, отчет.



Итого:
152 ч
62 ч
90 ч














Содержание программы и характеристика деятельности учащихся

Содержание учебного материала
Характеристика деятельности учащихся

Введение



Вводное занятие, инструктаж на рабочем месте, ППБ, ПДД.
Правила эвакуации, эвакуация учащихся.
На вводном занятии знакомим с программой, задачами, которые будем совместно решать на протяжении всего года.
Повторяем правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения на занятиях, в т.ч. при проведении экскурсий и практических занятиях. Просмотр видеоролика.
Учитель ОБЖ повторяет с детьми правила эвакуации из здания школы, проводит практическое занятия с детьми.


Раздел – I
Что изучает экология?


Экология – это наука.

Экология – это наука об отношении человека к окружающему миру, к Земле.
Рассматриваем на занятиях предметы живой и неживой природы.
Проводится познавательная игра «Живая и неживая природа». Знакомимся с союзниками экологии, дети готовят публичные выступления, оформляется выставка. Просмотр фильма по экологии.

Союзники экологии
Современная экология теснейшим образом связана с физиологией, биогеографией, генетикой и эволюционным учением, а также с науками о Земле – такими, как климатология, гидрология, геология и почвоведение. Однако есть у экологии и свои особенности.Практическая работа с таблицей.

Проектная работа
« Куда девать мусор?»

Выполняем совместную проектную работу по теме: «Можгинский полигон ТБО». Где находится ТБО, его состояние, площадь, переработка отходов. Изучаем способы утилизации мусора. Изучаем как утилизуется бумага, пластмассы, стеклобой, текстиль, древесина, кожа, пищевые и растительные отходы. Выделить пути экологической безопасности полигона ТБО. Используем при этом Экологический портал УР, интернет, встречу с представителями полигона ТБО, телерадиовещательную компанию и др.

Проект «Посади дерево»
Организуется совместная посадка деревьев и кустарников с родителями учащихся. Дети продолжают наблюдение за своим деревом и продолжают работу над проектом «Мое дерево»

Экскурсия в лес.

·Сбор корма для птиц.

Совместно с родителями проводится экскурсия, с целью сбора корма для птиц.

Проект изготовление костюмов из осенних листьев.
Предварительно готовим материал, сушим листья и другой природный материал. Костюмы готовим как индивидуально, так и парами или группой по желанию детей. Работа заключается в презентации костюмов на осеннем празднике «Осенние посиделки»

Раздел - II
Голубая планета Земля


Земля – наш дом во Вселенной.
Изготовления модели
Изучаем модель Земли. Для изготовления модели используем как бумагу, так и пластилин или другой подручный материал. К данной работе привлекаем родителей.

Проектная работа
Вода, ее значение.
Опыт (мини исследование) групповое
На теоретических занятиях изучаем состав воды. Рассматриваем роль воды, как в жизни человека, так и в жизни животных и растений.
В каком состоянии встречается вода в нашей жизни. Проводятся опыты, мини исследования. Работа с микроскопом.

Исследовательская работа «Температурный режим школы»
Дети делятся на мини группы. Каждая группа получает задание. Каждая из которой занимается определенным участком , измеряет в течении определенного времени температуру в разное время суток, вычисляет площади фрамуг, форточек и т. д. определяет соответствие температурного режим данного участка и выявляет, соответствует ли температурный режим нормам. пРезентация работы на НПК.

Исследовательская работа
« Отчего зависит смена времен года?»
Работа проводится по группам. От чего зависит погода? (её изменения по временам года), знать и применять разнообразные способы ориентирования на местности;
вести наблюдения в природе, фиксировать их в тетради;
Публичное выступление с работой перед первоклассниками. Презентация работы на НПК.

Раздел - III
Человек и природа.
В здоровом теле – здоровый дух.

Роль человека в природе

Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи человека и природы. Показать на примере тесную взаимосвязь человека и природы. Просмотр фильма.

«Спортивный праздник»
Занимательное занятие
Забавная спартакиада проводится совместно с родителями.

Значение соблюдения режим дня младшего школьника
Составление режима дня, как влияет режим дня на жизнь второклассника? Проекты.

Как быть здоровым – правила питания
Проектная работа «Составление таблицы продуктов по калорийности
Повторяем правила правильного питания, изучаем калорийность продуктов, которые употребляем ежедневно и вычисляем калорийность продуктов. Проект совместно с родителями.

Экологическая игра «День воды»

Всемирный день воды. Выпуск стенгазеты. Какую площадь занимает пресная вода?

«Ключ старого леса»
Игровая программа
Мероприятие проводится в игровой форме.
( Сборник «Праздники, игры, затеи с классом под редакцией М. С. Коган)

Прогулка на природу
Совместно с родителями, с целью наблюдения какие изменения происходят в природе?

Проектная работа по теме:
« Значения спорта в жизни школьника»
Изучаем, как спорт влияет на развитие организма. Какую пользу приносят ежедневные пешие прогулки.
Серебряный призёр Олимпийских игр в Сочи (2014)
Дмитрий Яппаров, и двукратной чемпионкой Европы по биатлону среди юниоров Ульяной Кайшевой и др. (уроженецы города Можга). Сбор информации. Выставка проектных работ.



Раздел - IV
Путешествие в мир растений и животных


Красная книга Удмуртии.
Природа, рельеф, полезные ископаемые нашего края.


Работа с Красной книгой, распознавать растения, занесённые в «Красную книгу. Восстановление и увеличение численности редких животных и растений.
Выделять особенности природы своего края: рельеф, наиболее распространённые полезные ископаемые (нефть, глина, песок, торф), где и как используются, учимся узнавать в окружающей природе, изучаем горные породы (глина, песок)
иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влияние на хозяйственную деятельность человека;
знать и применять правила поведения в природной зоне;

Значения растений в жизни человека.
Растения – живые барометры.
Лекарственные растения
Рассказывать об особенностях растительного мира своей республики; учиися распознавать некоторые лекарственные растения; различать съедобные грибы от несъедобных грибов, а так же ягоды, травы; правила приготовление отваров из лекарственных растений.


Операция «Синичка
Подкормка птиц зимой. Практическое занятие.

Как помочь нашим братьям меньшим. Санитары леса
Каких животных мы называем санитарами лесов, почему? Какую пользу могут принести животные природе нашего края, отношение к санитарам леса.Просмотр видеоролика.

Экскурсия на природу. Наблюдение за растениями и животными.
Понимать значимость охраны природы и соблюдать правила бережного отношения к ней.

Исследовательская работа: «Бывает ли среди зимы весна?» (индивидуальная работа)
В течении двух месяцев проводим наблюдение за веточками березы, тополя. Рябины. Наблюда, какие изменения происходят? Записи в тетради, готовим презентуем работу на НПК.

Операция «Скворечник»
Практическая работа изготовление скворечников.

Проектная работа по теме:
«Значение комнатных растений в жизни человека»
Сбор информации по теме, оформление работы, презентация проекта.

Проектная работа по теме:
« Почему солнце светит днем, а звезды – ночью».

Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день.
В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.
– Так что же такое звезды? Рассуждаем с детьми
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?
Знакомим с мифом о созвездии Льва:
-Из чего состоят созвездия?
-Что такое звезды?
-Что такое Солнце. Наблюдение. Сбор информации.
Творческий отчет.










































Третий год обучения
Количество часов распределено следующим образом:



Всего часов
Теория
Практика

Введение
2
2


Что изучает экология?
32
6
26

Голубая планета Земля
32
18
14

В здоровом теле здоровый дух
48
20
28

Путешествие в мир растений и животных
32
12
20

Итого:
146
63
83





Число часов для занятий



Название раздела, темы
Всего

Теория

Практика


Форма контроля Примечания




Введение.
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. ППБ, ПДД. Правила эвакуации
2
2

Беседа,
практическая часть





1.1.
Раздел – I
Что изучает экология?

32
6
26





1.2.
Что изучает экология?
Вводное занятие.
Знакомство с целью и задачами курса.

4 ч
2 ч
2 ч
Беседа.
Практическая
работа.
Просмотр
видеоролика








1.3.
Моя экологическая деятельность в летний период.
4 ч

4 ч
Видеотчеты


1.4.
Участие во Всероссийском конкурсе «Секретный код»
2 ч

2 ч
Практическая
работа










1.5.
Экскурсия по экологической тропе.

4 ч


4 ч
Совместный
выход на
природу
с родителями,
практическое
занятие.


1.6.
Мир глазами эколога
4


Деловая игра


1.7.
Вопросы задает природа
4

4
Деловая игра




1.8.
Экологические катастрофы
2
2

Просмотр фильма


1.9.
Роль окружающей среды на здоровье человека
2

2
Беседа, сбор информации.


1.10.
Экскурсия в лес, сбор корма для птиц
4

4
Практическое
занятие.


I I
Раздел II
Голубая планетаземля
32
18
14



2.1.
Земля наш дом во вселенной
4
4

Беседа, просмотр фильма



2.2.
Проект «Посади дерево»
6
2
4
Практическая
работа









2.3.
Профилактика метеопатических реакций
4
4

Сбор
информации


2.4.
Природа в опастности
6
2
4
Сбор информации


2.5.
Исследовательская работа: « Моя роль в природе»
12
6
6
Работа
с информацией



Раздел III
Путешествие в мир растений и животных
48
20
28



3.1.
Красная книга Удмуртии
2

2
Практическое
занятие


3.2.
Растения необходимые условия в жизни человека. Медоностные растения. Значение пчел для развития растения. Зеленая аптека.
6
4
2
Сбор информации


3.3.
Проект чистая планета
2

2
Беседа


3.4.
Первоцветв. Роль первоцветов.
4
4

Работа с
тсточниками информации


3.5.
Акция «Синичка»
2

2
Практическая
работа


3.6.
Удивительный мир животных.
4
4

Просмотр фильма


3.7.
Роль хищников в природе.
4
2
2
Работа с
источниками информации







3.8.
Экскурсия на природу
4

4
Поход
Совместно
с родителями


3.9.
Акция «Скворечник»
2

2
Практическая
работа


3.10.
Причины перелета птиц.
4
2
2
Сбор
информации













3.11.
Участие в НПК
2

2
Презентация
проекта


3.12.
1 апреля -Всемирный день птиц.
4

4
Сбор
информации


3.13.
Практическая работа по теме: « Правила охраны насекомых в природе»
8
4
4
Практическое
занятие



Раздел IV
В здоровом теле-здоровый дух
32
12
20



4.1.
Проведение физической зарядки
2

2
Занимательное
занятие


4.2.
Биоритмы их роль на активеность человека.
4
2
2
Сбор информации


4.3.
Закаливание и его роль в укреплении здоровья
4
2
2
Работа с
источниками информации


4.4.
Влияние звуков на человека
4
2
2
Работа с
источниками информации


4.5.
Здоровое питание
4
2
2
Работа с
источниками информации


4.6.
Простейшие жизненные уроки.
6
2
4
Работа с
источниками информации





4.7.
Мини-исследование: « Сколько весит здоровье ребенка»
8
2
6
Презентация
проектк



Итого:
144 ч
63
83









Содержание программы и характеристика деятельности учащихся

Раздел – I
Что изучает экология?


Введение.
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. ППБ, ПДД. Правила эвакуации.
Повторение правил по технике безопасности
во время занятий кружка, повторение ПДД, ППБ.

Раздел – I
Что изучает экология?

Вводное занятие.
знакомство с целями и задачами курса на это учебный год.


Моя экологическая деятельность в летний период.
Дети представляют свои видеоотчеты. Презентация творческих проектов, подготовленных за летний период.

Участие во всероссийском конкурсе «Секретный код»
Выполнение конкурсной работы.

Экскурсия по экологической тропе.

Совместный выход на природу с родителями

Мир глазами эколога
Практическое занятие.

Вопросы задает природа
Учимся задавать вопросы.

Экологические катастрофы
Просмотр фильма.

Роль окружающей среды на влияние здоровье человека
Сбор информации о роли влияния окружающей среды на здоровье человека.

Сбор корма для птиц
Экскурсия в лес, практическое занятие.

Раздел II
Голубая планета Земля

Земля наш дом во вселенной
Учимся работать с источниками информации

Проект
Продолжаем работать над проектом «Посади дерево»

Профилактика метеопатических реакций
Сбор информации

Природа в опасности
Сбор информации

Исследовательская работа: «Моя роль в природе»
Работа с источниками информации

Раздел III
Путешествие в мир растений и животных

Красная книга Удмуртии
В Красную книгу Удмуртии занесены находящиеся на грани исчезновения, а также редкие растения, животные, рыбы, насекомые и грибы Удмуртии. Подготовила этот серьезный труд группа ученых. В 2001 году в двух томах вышла первая Красная книга Удмуртии. Животные (картинки и названия опубликованы на страницах) исчезающих видов.

Растения необходимые условия в жизни человека. Медоностные растения. Значение пчел для развития растения. Зеленая аптека.
Сбор информации, изготовление книжки-малышки о медоностных растениях.

Проект чистая планета
Работа над проектом.

Первоцветв. Роль первоцветов
Изучить литературу и выяснить, какие первоцветы встречаются в нашем районе;  выявить  особенности, которые характерны  раннецветущим растениям;
описать роль  первоцветов в  природе и  для человека.
Если эти растения  расцветают ранней весной,  значит, они приспособлены к природным условиям  этого времени  года.

Операция «Синичка»
Изготовит кормушки совместно с родителями, принести фото для выставки.

Удивительный мир животных.
Познакоить с редкими необвчными животными

Роль хищников в природе.
Роль хищников в природе, в нашей жизни многогранна и во всей своей сложности и противоречивости. В природе нет ничего лишнего.

Экскурсия на природу
Организация экскуссии.

Операция « Скворечник»
Изготовление скворечников совместно с родителями, принести фото на выставку.

Причины перелета птиц.
Для многих птиц сезонные перелёты - важная жизненная функция. Способность перелетать с места на место позволяет им в разное время года жить в наиболее благоприятном для них климате – в этом и состоит главная причина сезонных перелётов птиц.
Необходимость добывать пищу, поиск мест, которые пригодны для вывода птенцов и бегство от естественных врагов - вот три главные причины, из-за чего птицы путешествуют?


Защита проектов
Презентация проектов на муниципальной НПК.

1 апреля - Всемирный день птиц.
Необходимость охраны птиц – вовсе не надумана, она имеет под собой серьезные основания. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около ста видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. И наибольшую опасность для птиц представляют высотные здания, автомобили и разливы нефти в водоемах смертельно опасны для перелетных птиц.
Очевидно, что вряд ли возможно остановить наступление человечества на мир птиц, но еще остается надежда замедлить его. Возможные пути для этого: введение более строгих мер наказания за нанесение вреда естественным местам обитания птиц, включая загрязнение среды, а также увеличение заповедных территорий. Акция «Берегите птиц!»


Практическая работа составление правил охраняя насекомых
Изготовление буклета по теме: «Правила охраны насекомых»

Раздел IV
В здоровом теле-здоровый дух

Проведение физической зарядки
Игровая программа

Биоритмы их роль на активеность человека.
Сбор информации, оформление, организация выставка работ.

Закаливание и его роль в укреплении здоровья
Сбор информации, выставка рисунков.

Влияние звуков на человека
Полезные звуки в первую очередь, это конечно звуки природы: журчаеие ручья, пение птиц, звуки волн и дождя
Но мы свами подвергаемся довольно агрессивному воздействую множества факторов это выхлопные газы,шум проезжающих машин, работа машин на стройке и т.д. Как уберечь себя, от негативных звуков, изготовление памяток.

Разговор о правильном питании.
Сбор информации, работа с учебными пособиями.

Простейшие жизненные уроки.
Сбор информации

Исследовательская работа по теме: «Сколько весит здоровье ребенка?»
Практическая работа











































Четвертый год обучения
Распределение часов



Всего часов
Теория
Практика

Введение
4
4


Познавательная экология
34
12
16

Природа России
32
11
21

Родной край – часть большой страны
48
23
25

Земля и человечество
32
19
13

Итого:
144
69
75






Число часов для занятий




Название раздела, темы
Всего
Теория

Практика
Форма контроля Примечания



I

Раздел – I
Познавательная экология
34
12
16



1.1.
Введение.
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. ППБ, ПДД. Правила эвакуации.
4
4

Беседа,
Практическая
часть.





1.2.
Жизнь на земле. Среда обитания.
6
2
4
Просмотр
видеофильма


1.4.
Экскурсия
4

4
Организация экскурссии






1.5.
Времена года на земле.
6

4
2
Просмотр документального фильма
«Времена года»


1.6.
Осень на пришкольном участке
8
2
6
Практическая
работа.



1.7.
Экологический проект: «Почему нужно защищать природу?»
6
2
4
Практическая
работа.





II
Раздел II
Природа России
32
11
21 



2.1.
Равнины и горы россии
4
1
3
Практическая
работа.





2.2.
Моря озера и реки россии
6
2
4

Практическая
работа.


2.3.
Леса россии
.
12
2
10
Практическая
работа.




2.4.
Лес и человек
10
6
4
Практическая
работа.


2.5.
Экологическое равновесие



Практическая
работа.


III

Раздел – III
Родной край – часть большой страны
48
23
25



3.1.
Наш край
2
1
1
Беседа



3.2.
Поверхность нашего края
6
4
2
Практическая
работа


3.3.
Наши подземные богатства земля кормилица.
4
2
2
Творческая
работа




3.4.
Жизнь полей
4 ч
2
2
Практическая
работа. Игра.


3.5.
Жизнь леса
6
4
2
Практическая
работа с
атласом – определителем.





3.6.
Жизнь лугов
4
2
2
Беседа. Игра.


3.7.
Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоемов.
4
2
2
Беседа.



3.8.
Растеневодство нашего края. Мини-исследованиепо теме: «Кому достается часть урожая»
4
2
2
Практическая
работа


3.9.
Животноводство нашего края.
4
2
2
Беседа




3.10.
День науки
2

2
Защита проектов.


3.11.
1 апреля – всемирный день птиц. Охрана птиц.
4

4
Акция: « Помоги пернатым
друзьям»


3.12.
Исследовательская работа «Перелетные птицы»
4
2
2
Практическая
работа



IV
Раздел – IV
Земля и человечество
32
19
13



4.1.
Мир глазами астрономом
2
1
1
Беседа


4.2.
Планета солнечной системы
4
2
2
Практическая работа


4.3.
Звездное небо.
4
2
2
Просмотр фильма


4.4.
Когда и где
4
4

Беседа


4.3.
Прошлое и настоящее глазами эколога
4
2
2
Практическая работа


4.4.
Сокровища земли под охраной человечества
6
4

2
Выставка


4.5.
Исследовательская работа по теме: « Тайны звездного неба»
8
4
4
Сбор информации, презентация работы



Итого:
144
69
75






















Содержание программы и характеристика деятельности учащихся

Введение.
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. ППБ, ПДД. Правила эвакуации.
Беседа по правилам техники безопастности во время занятий кружка, во время проведения экскурсий, повторение ПДД, ППБ. Правила эвакуации из здания.

Раздел – I
Познавательная экология


Жизнь на земле.
Среда обитания.  

Неживая и живая природа, окружающая растения, животных и человека носит название среда обитания. Первой средой жизни на Земле стала- вода.
Наземно-воздушная среда жизни является самой сложной по экологическому условиям и обладает большим разнообразием областей обитания.Почвенная среда занимает промежуточное положение между водной и наземно-воздушной средами. Организменная среда.

Экскурсия
Организуем экскурсию совместно с родителями. 18 сентября день леса.изготовление условных знаков к правилам поведения в природе экологических памяток.

Времена года на земле
Просмотр документального фильма.о временах года. Земля вокруг своейоси (условной линии, проходящей через центр северногои южного полюсов)совершает за сутки полный оборот.благодаря этому астрономическому явлению день сменяетночь. Когда на континетах,обращенныхк Солнцу, горячий полдень,на неосвещенных континентах-глубокая ночь.

Осень на пришкольном участке
Знкомство с растениями, растущими на нашем пришкольном участке. Практическая работа.

Экологический проект « Почему нужно защищать природу?»
Природу надо беречь, чтобы мы сами могли жить на земле.
Да и не только мы, еще и наши предки, дети, внуки.
Природа кормит нас, поит, снабжает нас всем необходимым.
Да и как не беречь, если все что нам окружает очень красиво, радует нас каждый день.
Животные могут погибнуть, пищевые цепи начнут вымирать, нам самим будет нечем питаться, опять смерть планеты и наша, естественно.
Каждый так думает, а зачем? Да просто так! Земле очень много лет, она как наша старая прабабушка, к которой нам надо иметь уважение и оберегать. Эта наша планета и наша обязанность соблюдать на ней порядок.
За нами будущее

Раздел II
Природа России

Равнины и горы россии
Знакомим детей с основными формами земной поверхности, со стороением холмом и гор.
Вводим новые термины: склон,подножие,вершина

Моря озера и реки россии
Познакомить с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.


Леса россии
Велик вклад лесов России в мировой процесс депонирования углерода и предотвращения нежелательных последствий глобального потепления климата. 

Лес и человек
Лес – источник энергии для человека. Лесные массивы оказывают большое влияние на формирование окружающей среды и способны воздействовать на такие факторы, как температура и влажность воздуха на планете. Они также играют важную роль в биогеохимических циклах воды, углерода, азота, кислорода, фосфора, серы и многих других элементов. Благодаря корням деревьев замедляются процессы эрозии почвы, задерживаются водные и воздушные потоки.

Проект экологическое равновесие
Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы, жизнь на земле зависит от экологического равновесия, просмотр документального фильма: «Экологическое равновесие»

Раздел – III
Родной край – часть большой страны

Наш край
История возникновения родного края. Почему наш край удмуртский называют родниковым краем

Поверхность нашего края
Основные формы земной поверхности нашего края образование оврагов, обследование окрестности города совместно с родителями.

Наши подземные богатства, земля кормилица.
Почему землю называют кормилицей знакомство с подземными богатствами нашего края.

Жизнь полей
Расширить знания о полях, какие культурные растения выращивают в нашей местности. Познакомить с трудом хлебороба.

Жизнь леса
Практическая работа с атласом – определителем «От земли до неба»

Жизнь лугов
Познакоить с растительным миромлуга,с особенностямижиз животных лугов.

Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоемов.
Значение водоемом в жизни человека. Роль пресной воды.

Растеневодство нашего края.
Отрасли растеневодства, экскурсия в оранжерею города. Мини исследование по теме:» Кому достается часть урожая»

Животноводство нашего края.
Познакомиь с отраслями животноводства, их особенностями, изучить особенности разведения и содержания домашних условиях в нашем крае

День науки
Защита проектно-исследовательских работ.

1 апреля – всемирный день птиц. Охрана птиц.
Акция: «Помоги пернатым друзьям»

Исследовательская работа «Перелетные птицы»
Определить, какие виды скворцов прилетают в наш край, изучить повадки характер. Найти ответ на вопрос: «Почему скворцы улетают от нас осенью?»

Раздел – IV
Земля и человечество

Мир глазами астрономом
На занятии попробуем взглянуть на мир глазами астронома. Нам предстоит многое узнать: что такое астрономия и телескоп, кто такие астрономы, что такое Вселенная и галактика Млечный Путь, какие планеты входят в состав Солнечной системы. Поговорим о представлениях древних о космосе и Солнце, о сведениях современной науки о нем.


Планета солнечной системы
Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце. По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.
В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.


Звездное небо.
Ещё с древности люди мысленно объединяли самые заметные звёзды в фигуры и называли их созвездиями. С созвездиями связывали мифы и легенды. Сегодня созвездием называют участок звёздного неба с условными границами, включающий в себя не только звёзды, но и другие объекты - туманности, галактики, скопления. Объекты, входящие в то или иное созвездие, ничем между собой не связаны, поскольку находятся, во-первых, от Земли на различных расстояниях, а во-вторых, границы созвездий условны, т.е. в любой момент могут быть изменены. Невооружённым глазом можно увидеть около 6 000 звёзд (одновременно над горизонтом около 3 000). 



Когда и где?
История путешествия в глубь времен. Век, столетие, знакомство с лентой времени, с нумерацией.

Прошлое и настоящее глазами эколога
Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
Воспитывать сознание того, что человек часть природы


Сокровища земли под охраной человечества

Просмотр фильма.
На занятиях мы совершим увлекательное путешествие во времени и пространстве, увидим величайшие творения человека и природы во всем мире. Узнаем, какая участь постигла знаменитые семь чудес света, почему так необходимо стараться сохранить великолепные природные и архитектурные объекты Земли, занесенные в список объектов Всемирного культурного и природного наследия.


Исследовательская работа по теме: «Тайны звездного неба»
Тайна звездного неба интересна всем ребятам без исключения, Учёные и астрономы провели много исследований, раскрыли много тайн. Про звезды написано много книг, снято много познавательных фильмов, и все же, многие ребята не знают всех тайн звездного неба.
Актуальность темы исследовательской работы заключается в том, что несмотря на высокую заинтересованность, которую ученики проявляют к данной теме, выявлена недостаточность их знаний в этой области. Выбранная тема учитывает возрастные особенности учащихся и способствует развитию их познавательной активности. Нам всем с детства интересно, почему мы не можем дотянуться до звезд, чтобы потрогать и пересчитать их.
Таким образом, цель работы – провести исследование, изучить тайны звездного неба, подготовить материалы для доклада и рассказать одноклассникам о звездах. Для этого были поставлены следующие задачи:
провести анкетный опрос среди учеников 4-х классов
обработать анкеты и выяснить, что они уже знают о тайнах звезд;
изучить литературу, сайты  сети Интернет и подобрать необходимый материал;
оформить исследовательскую работу и презентацию.
Методика написания исследовательской работы основана на анкетном опросе, изучении учебной, научной литературы, а также практических материалах по данной теме.
Результаты анкетирования
Ученикам 4-х классов предложено ответить на вопросы анкеты, для того чтобы оценить их знания по данной теме, анкета включала в себя 4 вопроса, в опросе приняли участие 22 ученика.
 Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность нашего исследования очевидна.



Список литературы

1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.:Вече,2007. 2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002. 3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.:Айрис-пресс,2007. 4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.:ВАКО, 2006. 5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005. 6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993. 7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001. 8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990. 9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001. 10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000. 11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115




“ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415