Конспект классного часа на тему Наш дар бесценный — речь (8,9 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Белбажская основная школа»
Классный час
для учащихся 8 и 9 классов
«Наш дар бесценный - речь»
Учитель русского языка и литературы
классный руководитель 8 и 9 классов
Догадова Галина Викторовна
с. Белбаж
Цель: научить учащихся правильно пользоваться речью
Задачи:
повысить уровень грамотности речи учащихся;
обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка;
побудить к более бережному, обдуманному владению собственным словом.
Слайд 1. На экране записаны высказывания поэтов о богатстве и красоте русского языка:
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный. (И.Гришашвили)
Слайд 2.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он как русский народ многолик,
Как держава наша, могуч! (А.Яшин)
Слайд 3.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык! (С.Абдулла)
Действующие лица:
Ведущие, учитель, Сева, сестра, Пушкин, ученик.
Слайд 4. Анкетирование учащихся (Цель: выявление умения общаться)
1. Умеете ли вы общаться?
2. Что такое искусство общения?
3. Считаете ли вы, что нужно учиться искусству общения? Или это умение приходит само?
4. Считаете ли вы себя интересным собеседником?
5. Допускаете ли вы, что книга о проблемах общения могла бы вас заинтересовать?
6. Что такое дар общения?
7. Употребляете ли вы в своей речи сленговые фразы, нецензурные выражения?
Ход классного часа
Учитель: «Если в мире есть вещи достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них», сказал Лев Васильевич Успенский.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре общения.
Необходимо относиться к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек».
А какой он, культурный человек?
Слайд 5. Это человек, владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить и писать.
«Борьба за чистоту, смысловую ясность языка есть борьба за орудие культуры», - говорил М. Горький.
Ведущий 1. Зачем нам нужен язык? Над этим вопросом размышлял русский человек с древних времен и выразил свое отношение к слову в многочисленных пословицах. Вот некоторые из них:
Слайд 6.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Слово пуще стрелы разит.
Кто языком штурмует, не много навоюет.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Лишнее говорить - себе вредить.
От одного слова - да навек ссора.
За худые слова слетит и голова.
Кстати промолчать - что большое слово сказать.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Ветер горы разрушает, а слово - народы поднимает.
На основе пословиц сделайте вывод об отношении русского народа к слову.
Ведущий 2. И вы правы. Язык - бесценный дар, которым наделён человек. «Языком не расскажешь - пальцем не растычешь», - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. Поэтому народ всегда ревниво оберегал язык от засорения и порчи, развивал и обогащал его.
Ведущий 1. Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. В повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы мучаемся, пытаясь найти его, это единственное нужное, правильное, точное. «Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды...» - эти слова В.Маяковского не только о поэтах и о поэзии. Это и о каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека.
Слайд 7.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Вадим Сергеевич Шефнер. «Слова»).
Ведущий 2. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон поучал своего сына: «Будь искусным в речах - слово сильнее, чем оружие». Об этом необходимо помнить каждому человеку. Нельзя не вспомнить известные слова Валерия Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Учитель: А сейчас обратимся к анкетам. Большинство из вас считают, что умеют общаться, но книги по проблеме общения вам интересны. Искусство общения вы определяете как умение общаться с людьми, культуру, а дар общения - это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Многие употребляют в своей речи и сленговые фразы, и нецензурные выражения.
Действительно, сегодня никто не будет спорить с тем, что язык Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других художников слова - это наша национальная гордость, это то, чем может гордиться каждый россиянин. Но настораживает то, что этот великий язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления.
На каком же языке мы говорим сегодня?
Инсценировка стихотворения И. Солодаря «Тарабарщина».
Сцена 1
Ведущий 1.
Прибежал из школы Сева, зычно крикнул:
Сева: «Предки, где вы?»
Ведущий 2.
А сестра ему в ответ:
Сестра: «Папы с мамой дома нет!»
Ведущий 1.
Сева с жаром восклицает:
Сева: «Отпасни обед, сестра!
Шамать - просто умираю – Не рубал еще с утра!»
Ведущий 2.
И, набивши рот печеньем, продолжал он с увлеченьем:
Сева: «Мы писали сочиненье «Береги язык родной!»
Захиляли все ребята – Память, что ли, коротка.
Я решил паять цитаты о богатстве языка.
Вспомнил Льва Толстого - сила! Вспомнил Чехова - моща!
Все, о ком ты говорила, вспомнил я - на «эф», на «ща»;
Фета, Щедрина - законно, Гончарова и тэ дэ.
Мы, небось, ведь не филоны. Знаем, что, куда и где.
Вот за это сочиненье (Я трепаться не хочу),
Без сомненья, без стесненья я пятерку отхвачу.
Хочешь спорить? Бесполезно.
Тема хоть и хилая – Написал-то я железно
И со страшной силою.
Я тебе не Васька Кочкин. Он сидит, дрожма дрожит,
Написать не может строчки, все забыл он, вот рахит.
Тут, конечно, дело ясно: Ваське крышка, переплет.
Оторвет он кол потрясно, а экзамен не толкнет.
Потому что все прохлопал, вечерами все стилял
И в кино охотней топал, не в библиотечный зал.
Мне за Ваську так неловко: друг такой - один позор...
Ну, спасибо за шамовку. Прошвырнусь-ка я на двор.
Сцена 2
Ночь. Сева спит.
Ведущий 1.
Ночью Севе снится сон: Чей-то профиль у подушки...
Александр Сергеич Пушкин! Неужели это он?
Севе хочется поэту рассказать в мгновенье это,
Как ему Дубровский мил, как пленился он Русланом,
Как смеялся над Салтаном, как Гвидона полюбил...
Как прекрасно величавы «Медный всадник» и «Полтава»,
Как трагичен «Годунов»... Только нету нужных слов,
Нету слов хороших, внятных, сильных, ярких, всем понятных,
Сева шепчет, трепеща:
Сева: «Ваша проза - во! Моща! Ваши сказки - колоссально!»
Ведущий 2.
Почему же так печально
Восьмикласснику в ответ улыбается поэт?
Пушкин:
«Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!»
Ведущий 1.
В школах Сев подобных много. И сказать им нужно строго,
Тарабарщиной нельзя заменить язык, друзья!
Ученик: Из подслушанного разговора: «Из уст приятелей сына я часто слышу одобрительный возглас «кул!» (от англ. cool- круто). Хороший журнал - кул, интересный фильм - кул, красивая Девочка - кул».
Ученик: Из подслушанного разговора. Учитель сетует: «Порой я не понимаю языка своих учеников. Стоит отвлечься от биологии, которую я им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что современные дети говорят не на русском, а на полуамериканском языке».
Ведущий 1. О какой проблеме современного русского языка идет речь? Конечно же, о проблеме заимствованных слов. В русский язык, по образному выражению Александра Сергеевича Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древних времен. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными.
Ведущий 2. Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства, реформы Петра I вызвали бурный поток заимствованных слов.
В 90-е годы XX века - время глобальных перемен во всех сферах жизни России - происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов.
Настораживает то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляемых заимствованных слов, поэтому их неуместное употребление в речи носит комический характер.
Ученик. Из подслушанного разговора: Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец - это былинный супергерой».
В сочинениях можно встретить такие выражения: «Салтыков-Щедрин хлестко описывает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворянина».
Ведущий 1. Проверим, понимаете ли вы некоторые заимствованные слова:
Слайд 8
Блокбастер (Сенсация, фильм, имеющий огромную популярность)
Ремейк (Переделка)
Постер (Небольшой плакат)
Тинейджер (Подросток, юноша или девушка, от 13 до 18 лет)
Сейл (Распродажа по сниженной цене)
Прайм-тайм (Лучшее время)
Мультиплекс (Многозальный комплекс)
Учитель: Все ли заимствования нужны носителям русского языка? Вот какого мнения придерживаются на этот счет ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по 6-7 иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли?
Ведущий 2. В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление - уместно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на «престижные» заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие сознания.
Ведущий 1. Чувствительность к слову Василий Александрович Сухомлинский считал важнейшей предпосылкой гармоничного развития личности. Знание и сохранение всех тонкостей языка - это прежде всего понимание себя как индивидуума, сознание себя как части народа той или иной национальности, как продолжение его истории.
Ведущий 2. Культура речи означает умелое, правильное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка. Обратите внимание: не знание только, а умелое, свободное владение навыками! Мы со школьной скамьи помним, что числительные склоняются, а послушаешь некоторых людей - и диву даешься: «...из двести семьдесят пять делегатов...». Да полноте, учился ли человек в школе?!
Ведущий 1. А теперь мы предлагаем вам проверить, правильно ли вы произносите некоторые слова.
Слайды 9, 10.
Поставить ударение (проверка)
агЕнт досУг
баловАть заверЕние
бомбардировАть знАчимость
благоволИть медикамЕнты
бюрокрАтия намЕрение
диспансЕр непочАтый
донЕльзя озорничАть
Ведущий 2. А не забыли ли вы грамматику?
Слайды 11, 12. Исправьте грамматические ошибки:
Неправильно
Правильный ответ
Пирожки с повидлой.
Дай мне полотенец.
Я простынь повесила на веревку.
Жаль, сапогов не достала.
Сколько время?
Эта юбка длиньше.
Это наиболее лучший вариант.
Пирожки с повидлом.
Дай мне полотенце.
Я простыню повесила на веревку.
Жаль, сапог не достала. Сколько времени?
Эта юбка длиннее.
Это лучший вариант.
Ведущий 1. Правильно ли вы употребляете слова?
Слайды 13, 14. Исправьте грамматические ошибки:
Неправильно
Правильный ответ
Кто в очереди крайний?
Вы сейчас сходите?
Кто в очереди последний?
Вы сейчас выходите?
Ведущий 2. Каждый язык богат и неповторим. Но нынешнему поколению хочется добавить своего, современного. Другая сторона состояния современного русского языка - употребления жаргонизмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы живем в эпоху третьей волны жаргонизмов.
Ведущий 1. Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 1112 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.
Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.
Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.
Учитель: Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:
Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)
Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)
Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)
Оттопыриться. (Приятно провести время.)
Ведущий 1. Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда пометки: убогое слово тянет убогую мысль. А вот «на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова», как сказал М.Ю. Лермонтов.
Ведущий 2. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.
Ведущий 1. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень редко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.
Ведущий 2. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?
Ведущий 1. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.
Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чём, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?
Учащиеся обсуждают предложенные вопросы.
Учитель: В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать стихотворение В. Полторацкого, которое еще раз подтвердит бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам:
«...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Слово о словах
Слова бывают разные – То дельные, то праздные.
То честные, правдивые. То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения и слово - удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова - высокой доблести и самой низкой подлости...
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми.
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
Автор: В. Полторацкий
Рисунок 2C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\0019-019-I-net-u-nas-inogo-dostojanja.jpg15