Рабочая программа объединения «Юный эколог» педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Рассмотрено:
На методическом совете
Протокол №1 от 06.09.2012
Согласовано:
Зам.директора МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
_________ Бариева Л.Х.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
___________ С.Ф. Исаев
Приказ № от 2012 г
Рабочая программа
объединения «Юный эколог»
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района РТ
Гаязова Раиля Райнуровича
на 2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана для дополнительного образования учеников 6-7 классов.
Весь курс рассчитан на один год и составляет 144 часа, по 4 часа в неделю (по 2 часа 2 раза в неделю).
Курс состоит из следующих частей:
Введение в курс
Основы фитоценологии
Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. Естественно-исторические районы РТ
Памятники природы, природные заказники, заповедники
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник
Охрана окружающей среды
Актуальность программы определяется тем, что ученики имеют лишь небольшое представление о природных заповедниках, заказниках и о памятниках природы, а курс программы ориентирован на знакомство с нетронутыми участками природы. Кроме того курс помогает ученикам познакомиться с растительным миром Республики Татарстан, основами экологии и охраной окружающей среды.
Цель программы:
На основе изучения фитоценологии познакомить учеников с Природным богатством (памятники природы, природные заказники, заповедники) Республики Татарстан и продолжить воспитание экологического мировоззрения.
Задачи:
раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
продолжить воспитание экологического мировоззрения;
познакомить учеников с основами фитоценологии;
познакомить учеников с особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан;
познакомить с памятниками природы, природными заказниками, заповедниками Республики Татарстан;
научить учеников охранять природу от загрязнений и рационально использовать природные богатства.
После изучения курса учащиеся должны знать:
основы фитоценологии;
особо охраняемые природные территории Республики Татарстан;
естественно-исторические районы Республики Татарстан;
памятники природы, природные заказники, заповедники;
охрану окружающей среды.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно оценивать общее экологическое состояние экосистем;
самостоятельно добывать и анализировать нужную информацию;
приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи;
анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению.
Учебно-тематический план на 1 год занятий
№п/п
Тема
Всего
Теор.
Прак.
1
Введение. Знакомство с целями и задачами курса.
2
2
-
2
Основы фитоценологии
62
44
18
3
Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан
Естественно-исторические районы РТ
20
2
18
4
Памятники природы, природные заказники, заповедники
36
36
-
5
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник
8
4
4
6
Охрана окружающей среды
16
12
4
Итого:
144
100
44
Содержание занятий
№п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Календар.
Фактическ.
Введение в курс
1
Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Предмет экологии. Краткая история экологии.
2
3.09
Основы фитоценологии
2
История развития фитоценологии
Казанская школа геоботаников
2
7.09
3
Основы фитоценологии.
Состав и строение фитоценозов
2
10.09
4
Сукцессии
2
14.09
5
Знакомство с фитоценозами прилегающих территорий
2
17.09
6
Структура растительных сообществ
2
21.09
7
Ярусность фитоценозов
2
24.09
8
Экскурсия по экологической тропе « Экосистема смешанного леса. Ярусость. Экологические факторы. Осень в природе»
2
28.09
9
Устойчивость растительных сообществ
2
1.10
10
Смена аспектов фитоценоза
2
5.10
11
Классификация растительных сообществ
2
8.10
12
Экология растений
2
12.10
13
Экскурсия «Изучение лишайников и хвои сосны с целью биодиагностики чистоты воздуха в лесу и близ дороги».
2
15.10
14
Ареал
2
19.10
15
Типы и устойчивость ареалов
2
22.10
16
Основные элементы флоры
2
26.10
17
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха.
2
2.11
18
Экологические факторы
2
9.11
19
Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(поставка опытов)
2
12.11
20
Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(анализирование результатов)
2
16.11
21
Доклады учеников на темы «Экологические последствия загрязнения атмосферы» ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
2
19.11
22
Климатические факторы
2
23.11
23
Поиск материалов из интернета учениками на тему Влияние климатических факторов на окружающий мир
2
26.11
24
Эдафические факторы
2
30.11
25
Влияние человека на экосистемы леса и озера»
2
3.12
26
Рельеф
2
7.12
27
Экскурсия «Знакомство с рельефом окружающей территории»
2
10.12
28
Земельные ресурсы Республики Татарстан
14.12
29
Водные ресурсы Республики Татарстан
2
17.12
30
Доклады о рациональном использовании водных и земельных ресурсов
2
21.12
31
Основные источники загрязнения воды. Экологические последствия загрязнения водоёма.
2
24.12
32
Иссл. работа. «Биодиагностика чистоты воды» по материалам собранным на экскурсии.
2
28.12
Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан
Естественно-исторические районы РТ
33
Охраняемые территории, причины их организации и значение.
2
4.01
34
Знакомство учеников с картой и районами Республики Татарстан
2
7.01
35
Естественно-исторические районы РТ
Северный район елово-пихтовых смешанных лесов
2
11.01
36
Южный район елово-пихтовых смешанных лесов
2
14.01
37
Западный предволжский район широколиственных лесов
2
18.01
38
Центральный район широколиственных лесов
2
21.01
39
Восточный широколиственных лесов
2
25.01
40
Район западной (Заволжской) лесостепи
2
28.01
41
Район западной Закамской лесостепи
2
1.02
42
Район юго-восточной Закамской лесостепи
2
4.02
Памятники природы, природные заказники, заповедники
43
Памятники природы, природные заказники, заповедники
2
8.02
44
Национальный парк «Нижняя Кама»
2
11.02
45
Заказник «Кичке-Тан»
2
15.02
46
ГПКЗ «Спасский», «Чистые луга»
2
18.02
47
Заказник «Степной», «Чулпан»
2
22.02
48
Заказник «Голубые озёра»
2
25.02
49
Городской лесопарк «Лебяжье»
2
1.03
50
Памятник природы «Дубки»
2
4.03
51
Заказник «Свияжский», «Чатыр-Тау»
2
11.03
52
Парк на улице Товарищеской
2
15.03
53
Памятник природы «Петровские сосны»
2
18.03
54
Памятник природы Кайбийские дубравы
2
22.03
55
Рукотворный лес
2
25.03
56
Балтасинские леса. Заказник «Ашит»
2
29.03
57
Семиозёрский лес
2
1.04
58
Заказник «Ленино-Кокушкино»
2
5.04
59
Памятник природы Нарат-Астинский бор
2
8.04
60
Казанский Кедровый парк
2
12.04
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник
61
Раифская часть заповедника, или Раифский лес
2
15.04
62
Доклады по теме «Растительный покров Раифского заповедника»
2
19.04
63
Сараловский участок заповедника
2
22.04
64
Доклады по теме «Раифский дендралогический сад»
2
26.04
Охрана окружающей среды
65
Загрязнения окружающей среды
2
3.05
66
Доклады по загрязнениям окружающей среды
2
6.05
67
Загрязнения почв тяжелыми металлами, отходами производства и потребления, токсичными веществами, нефтью и нефтепродуктами
2
10.05
68
Санитарное состояние растительного мира
2
13.05
69
Выступления с докладами по темам
2
17.05
70
Редкие виды флоры Республики Татарстан
2
20.05
71
Экологические закономерности распространения редких видов в ландшафте
2
24.05
72
Заключительный урок. Выводы по курсу.
2
27.05
Литература
Карташев А.Г. Введение в экологию: Учебное пособие. - Томск, 1998.
Ситникова Н.В. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-133с.
Ситникова Н.В. Растительный мир Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-257с.: ил.
15