Рабочая программа внеурочной деятельности кружка Юный эколог









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
в 1 классе
на 2015-2016 учебный год


















1. Паспорт рабочей программы
Тип программы
Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых классов в рамках ФГОС-2.


Категория обучающихся
Учащиеся_1 класса

Сроки освоения программы
1год

Объём учебного времени
33 часа

Форма обучения
очная

Режим занятий
1 час в неделю




2. Пояснительная записка

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.
Сад считался защитником дома, его добрым духом.
Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.
А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»
Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.
Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства
В ходе её достижения решаются задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение курса «В мире прекрасного»
Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа «Юный эколог» разработана и предназначена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа предполагает систему занятий , педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.


Перечень учебно-методических средств обучения ЭОР
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
-компьютерный класс, медиаустановка;
- аудио- и видеоматериалы,
-аудиоаппаратура,
- наглядные пособия.

Принципы построения программы «Юный эколог»
Программа кружка «Юный эколог» основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
В результате реализации программы обучающиеся должны:

Знать/понимать:
- строение цветкового растения;
- несколько видов комнатных растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- распознавать виды некоторых цветковых растений;
- роль цветковых растений в жизни человека.

Уметь:
- выполнять правильный полив , очистку листьев;
- проверять семена на всхожесть;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений
Эмоциональный уровень:
Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся к концу курса:

Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.

Личнностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.


Содержание курса внеурочной деятельности

Цветы-краски природы (6 часов)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.
Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Строение цветущего растения (4 часов)
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Уход за растениями (5 часов)
Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Эти удивительные растения (6 часов)
Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра «Что мы знаем о цветах».
Растения в доме и в саду (6 часов)
Комнатные растения Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»
Школа цветовода (7 часов)
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».
Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)




















4. Календарно-тематическое планирование

п/п
Планируемая дата проведения(по учебным неделям)
Фактическая дата проведения
Тема занятия
Ожидаемые результаты
Корректировка

Раздел 1 «Цветы – краски природы» (6часов)




Что мы знаем о цветах. Рисование любимого цветка.
строение цветкового растения;
- несколько видов комнатных растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- распознавать виды некоторых цветковых растений;
- роль цветковых растений в жизни человека.







Цветы в нашей жизни. (загадки)






«Цветы вокруг нас» Экскурсия






Аппликация «Мой любимый цветок».






Коллективное панно «Цветочная поляна»






Цветочные узоры.



Раздел 2 «Строение цветущего растения» (4 часов)




Строение цветущего растения
строение цветкового растения
- несколько видов комнатных растений
- способы ухода за комнатными растениями





Живи цветок (что необходимо для жизни растений).






Игра «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из частей)






Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение



Раздел 3 «Уход за растениями» ( 5 часов)




Уход за растениями Правила безопасности при работе с водой, землёй.
выполнять правильный полив , очистку листьев;
- проверять семена на всхожесть;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений
выполнять правильный полив , очистку листьев;





Правильный полив.






Рыхление. Подкормки.






Уход за листьями.



Раздел 4 «Эти удивительные растения» ( 12 часов)




Эти удивительные растения
Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.







Эти удивительные растения






Цветы-синоптики.






Цветы- доктора






Цветы-хищники.






Игра- практикум «Что мы знаем о цветах»



Раздел 5 «Растения в доме и в саду» (6 часов)




Комнатные растения
умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.


2.03




Какие цветы в нашем доме.

2.03




Условия выращивания.

2.03




Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»

6.04




Игровая программа «Во саду ли , в огороде»

6.04




Игровая программа «Угадай цветок».

13.04

Раздел 6 «Школа цветовода» ( 7 часов)




Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение)
проверять семена на всхожесть;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений
20.04




Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.

20.04




Весенняя экскурсия «Рождение жизни»

27.04.




Экскурсия. Наблюдение за появлением первых всходов растений.

27.04




Цветочное местечко. Уход за ростками.

18.05




Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту»

25.05




Выпуск школьной газеты « Зелёная страничка»

25.05.























Перечень учебно-методических средств обучения ЭОР
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
-компьютерный класс, медиаустановка;
- аудио- и видеоматериалы,
-аудиоаппаратура,
- наглядные пособия.


7. Список литературы

Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. М: Лада. - 2008.
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду.– М: Мир книг.-2009.
Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. 2010.- с. 218 -220.
Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом..- М: Лада.- 2008
Ляхов П.Р. Всё о растениях. детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.

15