Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе Юный эколог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
г. Протвино Московской области
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель научно-методической кафедры начального обучения
____________/Купряшина О.А./
Протокол от «____ » 2014г.
№ _____
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель руководителя
по УМР МБОУ «Лицей»
_____________/Лебедева Е.В./
«____»___________2014г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Лицей»
_____________/ Кащеева Т.М./
Приказ от «___»______2014г.
№ ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
«Юный эколог»
4 класс
ступень начального общего образования
34 часа (1 час в неделю)
УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
СУХИХ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению:
«Юный эколог»
Ступень начального общего образования
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Учитель географии Сухих О.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы по внеурочной деятельности "Я познаю мир" для 1-4 классов ФГОС УМК "Школа 2100"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23]. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18]. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный эколог» основывается на принципах: - целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Юный эколог», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель А. В. Вахрушев УМК « Школа 2100». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Программа кружка «Юный эколог» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.Программа кружка «Юный эколог» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. - Формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи: Обучающие: - расширять представления об окружающем мире; - формировать опыт участия в природоохранной деятельности; - формировать ответственность за свои поступки; - Изучение природы родного края. - Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы. - Воспитание экологической культуры. - Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Программа «Юный эколог» рассчитана на 4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, конкурсы, проекты, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Виды деятельности и формы занятий:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.
Результативность и целесообразность работы по программе "Юный эколог" выявляется с помощью комплекса диагностических методик, формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День воды»,"День птиц", "День Земли", а также научно-практические конференции учащихся.Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д.
Индивидуальная деятельность
Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
Коллективная деятельность
Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.
Заключение
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Курс «Юный эколог» будет одной из таких форм.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Описание места курса во внеурочной деятельности.
Программа «Юный эколог» рассчитана на 4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
Курс кружка «Юный эколог» рассчитан на 4 года обучения: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю). Итого 135 часов.
Изменения, внесенные в рабочую программу.
Изменения, внесённые в рабочую программу «Юный эколог» определены федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. В структуру данной рабочей программы мною добавлены разделы:
1.Описание ценностных ориентиров содержания кружка.
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка.
3.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Описание ценностных ориентиров содержания кружка.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты освоения программы
внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей»
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· проведение самостоятельного поиска информации;
· понимание причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
· ориентирование на местности и чтения карт;
· учёт фенологических наблюдений в природе своей местности;
· решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий;
· высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии населения Подмосковья;
· использование знаний об историческом пути и традициях населения Подмосковья в общении с людьми другой культуры.
В результате изучения курса «Юный эколог» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учебно-тематическое планирование
Классы 4-ые
Учитель Сухих Ольга Александровна
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению
Дополнительная литература:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование тем
4 класс
Теория
Практика
1
Мир глазами эколога 3 часа
1.Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
2.Экологическая игра «Не проходите мимо!»
3.Природоохранительная акция «Мой экодом».
2
Раздел 2. Мы любим свой край 4ч
1.Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем района, города.
2.«Охрана природы – твоя обязанность». Составление памятки.
3. Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
4. Выход на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Протвино». Экскурсия.
3
Раздел 3. Птицам - наша забота 4ч
1. Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
2. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Фотовыставка.
3. Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. Подготовка презентации страничек Красной книги Протвино.
4. Конкурс кормушек
4
Раздел 4. Охрана растений нашей местности 4ч .
1. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.
2. Устный журнал «Зеленая книга».
3. Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!».
4. «Красная книга растений Московской области» - образовательный проект.
5
Раздел 5. Животные, которым угрожает исчезновение 4ч
1. Разнообразие животных Московской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
2.«Красная книга» животных Московской области – учебный проект. Подготовка страничек презентации «Красная книга Протвино»
3. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Занятие – исследование.
4. Составление плана участия школьников в охране животных, правил охоты и рыбной ловли.
6
Раздел 6. История нашего края 6ч
1.Знакомство с историей Московской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
2.«Протвино – город - науки, город - труженик». Виртуальная экскурсия по городу.
3. Обсуждение. «Рубеж обороны» - видеоролик образовательного проекта старшеклассников лицея
4. Экскурсия в городской краеведческий музей.
5. Создание буклета «История моего города».
6. Изготовление кукол-оберегов.
7
Раздел 7. Заповедники и заказники родного края 5ч
1. Заповедники и заказники Московской области
2.Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области».
3. Проект «Заповедные зоны родного края».
4. Экскурсия в ООПТ «Рябчик шахматный»
5. Выпуск «Жалобной книги природы».
8
Раздел 8. Чем занимаются люди земли Подмосковной
1. Чем занимаются люди земли Подмосковной
Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». Практ. работа
9
Раздел 9. Передаем свои знания 2ч
1 Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» Презентация «Красная книга Протвино».
2. КВН «Эта хрупкая планета»
Содержание программы
1.Мир глазами эколога 3ч
Теория 1ч
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа
Практика 2ч
Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2. Мы любим свой край 4ч
Теория1ч
Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем района, города.
Практика 3ч
«Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выход на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Протвино».
3. Птицам - наша забота 4ч
Теория 1ч
Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
Практика 3ч
Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. Конкурс кормушек.
4. Охрана растений нашей местности 4ч
Теория 1ч
Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.
Практика 3ч
Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная книга растений Московской области» - образовательный проект.
5. Животные, которым угрожает исчезновение 4ч
Теория1ч
Разнообразие животных Московской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. Конкурс экологической фотографии.
Практика 3ч
«Красная книга» животных Московской области – учебный проект.
6. История нашего края 6ч
Теория 1ч
Знакомство с историей Московской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
Практика 5ч
Экскурсии: «Протвино – город - науки, город - труженик». «Рубеж обороны»
Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего города».
7. Заповедники и заказники родного края 5ч
Теория1ч
Заповедники и заказники Московской области.
Практика 4ч
Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области». Экскурсия «Рябчик шахматный».
Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
8. Чем занимаются люди земли Подмосковной
Теория 1ч
Практика 1ч
Экскурсия «Краеведческий музей г. Протвино». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
9. Передаем свои знания 2ч
Теория 1ч
Практика1ч
Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». Презентация «Экологический календарь»
4. Формы учёта знаний, виды контроля.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Учусь создавать проект» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
5. Список литературы.
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н. Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1. Гераськина Е. Г., Кувшинова Л. В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.
1.Кропочева, Т. Б. Дидактические игры на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н. А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т. И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т. Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М. Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р. М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: «Юный эколог» НА 4 –ые КЛАССЫ
№
п/п
Тема занятия
Раздел 1. Мир глазами эколога 3ч
Развитие универсальных
учебных действий
Дата проведения
У ученика будут сформированы
Выпускник получит возможность для формирования
планируемая
фактическая
1
Теория 1 ч.Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
Личностные универсальные учебные действия
02.09
2
Природоохранительная акция «Мой экодом».
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Устный журнал «Зеленая книга». Узнают об особенностях роста хвойных растений.
Составят и развесят листовки. Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» Составят презентацию «Красная книга растений Протвино»
09.09
Экологическая игра «Не проходите мимо!»
16.09
4
Раздел 2. Мы любим свой край 4ч Теория 1 Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем района, города.
23.09
5
«Охрана природы – твоя обязанность». Составление памятки. Практ. работа
30.09
6
Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
14.10
7
Выход на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Протвино». Экскурсия.
21.10
8
Раздел 3. Птицам - наша забота 4ч
Теория 1ч. Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
28.10
9
Природоохранная акция «Пернатые друзья». Фотовыставка.
04.11
10
Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. Подготовка презентации страничек Красной книги Протвино.
11.11
11
Конкурс кормушек
Регулятивные универсальные учебные действия
25.11
12
Раздел 4. Охрана растений нашей местности 4ч . Теория 1ч Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Научатся делать различные кормушки Подготовят выступления и презентации о разнообразии животных Московской области. Нарисуют животных, показав особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Проведут исследования «Причины сокращения численности редких животных» Составят план их участия в охране животных, правила охоты и рыбной ловли. «Красная книга» животных Подмосковья.
Узнают, чем питаются разные птицы. Заготовят корм. Природоохранная акция «Пернатые друзья».
Составят и изготовят «Красную книгу» исчезающих птиц Московской области. Научатся делать различные кормушки
Запишут факты боевых и трудовых подвигов станичников. Оформят краеведческий уголок в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». Узнают о профессиях своих родственников. Подберут книги о заповедниках и заказниках нашего края. Игра – путешествие «Заповедники и заказники нашего края». Научатся различать растительность рощи.
02.12
13
Устный журнал «Зеленая книга».
09.12
14
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!».
16.12
15
«Красная книга растений Московской области» - образовательный проект.
23.12
16
Раздел 5. Животные, которым угрожает исчезновение 4ч Теория1ч Разнообразие животных Московской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
30.12
17
«Красная книга» животных Московской области – учебный проект. Подготовка страничек презентации «Красная книга Протвино»
13.01
18
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Занятие – исследование.
20.01
19
Составление плана участия школьников в охране животных, правил охоты и рыбной ловли.
27.01
20
Раздел 6. История нашего края 6ч Теория 1чЗнакомство с историей Московской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
03.02
21
«Протвино – город - науки, город - труженик». Виртуальная экскурсия по городу.
10.02
22
«Рубеж обороны» - видеоролик образовательного проекта старшеклассников лицея
Познавательные универсальные учебные действия
17.02
23
Экскурсия в городской краеведческий музей.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Подготовят выступления и презентации о разнообразии животных Московской области. Нарисуют животных, показав особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
03.03
24
Создание буклета «История моего города».
10.03
25
Изготовление кукол-оберегов.
17.03
26
Раздел 7. Заповедники и заказники родного края 5ч Теория1ч Заповедники и заказники Московской области
24.03
27
Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области».
31.03
28
Проект «Заповедные зоны родного края».
Коммуникативные универсальные учебные действия
07.04
29
Экскурсия в ООПТ «Рябчик шахматный»
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
21.04
30
Выпуск «Жалобной книги природы».
28.04
31
Раздел 8. Чем занимаются люди земли Подмосковной. Теория 1 ч.
05.05
32
Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». Практ. работа
12.05
33
Раздел 9. Передаем свои знания 2ч Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» Презентация «Красная книга Протвино»
19.05
34
КВН «Эта хрупкая планета»
26.05
4 класс КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
1. Месторождения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
З. В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа.
в) железной руды, медной руды.
5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:
______________________________________________________
________________________________________________________
6. В шахтах добывают... . . .
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?
Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется.
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют
а) холм; б) гора; в)плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.
4. Хранилища воды называют...
а) низменности; б)водоемы; в) плато.
5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Назови наиболее крупные реки Краснодарского края. Запиши их________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Запиши наиболее крупные озера своего края __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки;
ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.
· Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________
2. Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:
а) лапы;
б) ноги;
в) руки;
г) крылья.
3. Соедини стрелками название признака и название группы животных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
РЫБЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.
а) 4 ноги;
б) 8 ног;
в) 6 ног.
5. Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп.
6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.
а) ящерица;
б) лягушка;
в) носорог;
7.Запиши, как растения влияют на жизнь животных твоего края___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Запиши самого большого и самого маленького зверя твоего края______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Расшифруй сокращения.
ГЭС – ________________________________________________________.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – ________________________________________________________.
3. Подчеркни предприятия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Обувная фабрика, хлебозавод, кондитерская фабрика, электростанция, мясокомбинат, металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.
4. Какие отрасли промышленности производят данные товары? Установи соответствие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
МЕТАЛЛУРГИЯ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Какую продукцию производят в твоей местности? Запиши _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления рельсов?
________________________, ___________________________,
________________________, ___________________________.
7. О каких известных людях Кузнецкой земли ты знаешь? Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315