Авторская программа кружка Юный эколог
Управление образования администрации
Агрызского муниципального района РТ
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра внешкольной работы»
От «_____» ______________ 2014г., протокол №_______
Председатель__________________/___________________/
(подпись)
Утверждаю:
директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Агрызского муниципального района РТ
________________________ А.З. Блюхерова«____» _________________ 2014 г.
Дополнительная образовательная
авторская программа
кружка «Юный эколог»
на базе Терсинской СОШ
Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Саликова Фарида Дамировна
«Мы чувствовать, страдать умеем,
мы мыслить и созидать хотим!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально- культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной и средней школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
В школе нет предмета – экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.
Жизнь – это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических наук, каждая из которых исследует определённые стороны жизни. В центре внимания экологии тоже живые объекты. Ее задачи – изучить, как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана с теми науками, которые изучают законы живой и неживой природы: с биологией, географией, химией, валеологией и др.
Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса. Всё современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди всё глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооружённость. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества.
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
В процессе изучения данного курса раскрываются понятия среда, экологические факторы и их взаимодействие, на основе чего впоследствии формируется представление о воздействии экологических факторов па организм, а также влиянии самих организмов на окружающую среду. Кроме того, теоретический материал позволяет на основе организуемой учебно-исследовательской деятельности перейти к экологическому анализу и установить связь: биосфера - биогеоценоз - популяция - организм. Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них.
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с учащимися 8 классов, помогает воспитывать экологически грамотную личность, способную гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.
Продолжительность образовательного процесса рассчитана на пошаговые 3 года.
На реализацию программы данного кружка в 1 год отводится 4 часа в неделю, т.е. 144 часа.
Цель: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на теоретических занятиях обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи на различных этапах обучения
Основные направления Этапы развития отношения учащихся к природе
1 год обучения 2 год обучения
3 год обучения
Мировоззрение
--понимание причинности явлений природы и общества в их взаимосвязи;
--многообразие неживой и живой природы и места человека в ней -- усвоение единства природы и общества, первичности природных законов;
-- целостность природы и место человека в ней;
-- характер воздействия человека на природу и зависимость его существования от природной среды;
-- взаимосвязи природных и социальных факторов жизни человека;
Социализация
--знакомство с законодательством в области охраны природы
--сравнение различных общественных условий решения проблем охраны природы;
-- природа как общая ценность; -- законодательные акты, стратегия устойчивого развития, политика государства в области охраны природы;
-- осознание единства человек – родина – природа; -- природопользование в странах мира;
-- взаимосвязь глобальных проблем и сохранения природы
Трудовая деятель
ность--умение экологически правильно организовывать свою деятельность;
-- трудовая деятельность, в которой проявляется забота о защите среды;
-- развитие навыков оценки состояния природной среды, прогнозирование воздействия на нее и принятие решений по ее улучшению; -- понимание труда как непрерывного процесса обмена веществ между человеком и природой;
-- умение принять решение,
-- преодоление противоречивого характера трудовой деятельности на природу и способность практически оптимизировать свое воздействие;
-- укрепление привычек разумного потребления;
-- активное участие в преодолении негативных последствий влияния человека на природу;
Нравственность и эстетика
-- осознание многообразной ценности природы в жизни человека, проявление к ней гуманных чувств, любви, защиты;
-- развитие эстетического наслаждения от восприятия картин природы и ее объектов; -- понимание гуманистического значения решения экологических проблем для современности и последующего развития человечества;
-- осознание единства законов красоты (эстетики) и законов добра (этики);
-- понимание и принятие общественной морали в отношении каждого человека к природе;
-- оценка значимости вечной и непреходящей красоты природы в развитии духовного мира человека;
-- отражение единства, красоты природы и искусства;
Здоровье
-- укрепление навыков физического развития в связи с использование природных факторов. -- понимание взаимосвязи социальных и природных факторов телесного и духовного здоровья;
-- совершенствование физических качеств организма при благотворном влиянии природной среды, опосредованной социальными факторами. -- развитие адаптационных сил организма с учетом влияния окружающей среды;
-- усвоение валеологических принципов здоровья человека.
Формы работы:
1.индивидуальная
2. групповая
3. в паре
4. комбинированная
Методы, используемые для реализации работы кружка:
-- экскурсии, целевые прогулки;
-- наблюдения;
-- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
-- проведение практических работ
-- оформление работ, презентаций
Сроки реализации. Программа кружка "Юный эколог" рассчитана на трехлетнее изучение общего материала и индивидуальные и групповые творческие работы детей. Всего на учебный год - 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Кружковые занятия проходят:
1 год обучения –2 раза в неделю по 2 часа в день (144 часа)
2 год обучения –2 раза в неделю по 2 часа в день (144 часа)
3 год обучения –2 раза в неделю по 2 часа в день (144 часа)
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять: познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека, бережное отношение к природе; творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди! ;самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Ожидаемый результат 1 года обучения
Показатели в личностной сфере учащегося:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом;
- Солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- экологическую ситуацию с. Терси и его окрестностей; демографическую обстановку в Агрызском районе районе; историю села Терси; свою родословную.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор);
- наблюдать предметы и явления природы.
Ожидаемый результат 2 года обучения
Учащиеся должны знать:
- отличия между живой и неживой природой, взаимодействие веществ в природе;- редкие и исчезающие виды растений и животных Республики Татарстан;- значение воды для жизни на Земле.
- разнообразие растений и животных; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
- особенности растительного и животного мира;
- влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
Учащиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- составлять карту местности;
- составлять родословную; - общаться в духе партнерства со сверстниками и взрослыми;- овладеть трудовыми навыками в процессе практических занятий;- уметь правильно вести себя в природе, открыто высказывать свою точку зрения на недостойное поведение в природе своих товарищей.
Ожидаемый результат 3 года обучения
Учащиеся должны знать:- называть основные экологические законы природы;- устанавливать связи в природе
- называть главные заказники и заповедники Республики Татарстан
- влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
- физиологические основы закаливания;
- способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях. Учащиеся должны уметь:- оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
- правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
участвовать в природоохранных акциях;
- работать с научной литературой; выполнять учебные рефераты, презентации;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
- рассматривать взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы.
Формы подведения итогов реализации:
-- учебно-исследовательские конференции
-- школьные, муниципальные и республиканские олимпиады
-- муниципальные и республиканские конкурсы
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные
Методы проектного обучения
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковые, или эвристические
исследовательские
Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.
Техническое оснащение программы
Типовое здание школы.
Компьютеры, принтер, сканер.
Цифровой фотоаппарат.
Проектор
Экран переносной.
Основные направления: --экология природы
-- экология здоровья
-- ответственность за будущее
--эстетическое воспитание,
--творческое отношение к окружающему миру
Учебно-тематическое планирование курса «Юный эколог»
(первый год обучения)
1.Вводное занятие 4 4 2. Воспитательная роль туризма 6 2 4
3. Теория и практика экологического туризма 6 6 -
4. Экологический туризм как инструмент развития территории 10 10 -
5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе 10 10 -
6. Проведение походов 10 - 10
7. Ориентирование по компасу 6 4 2
8. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса 6 2 4
9. Туристское снаряжение 6 4 2
10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему 2 2
11. Основные принципы экотуризма8 8 -
12. Основные характеристики экологических троп 10 10 -
13.Экологическая безопасность 14 6 8
14.Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности 8 4 4
15. Исследовательская работа в природе 22 8 14
16. Проведение походов 10 - 10
17. Итоговое занятие. 4 2 2
Итого 144 82 62
Содержание программы 1 год обучения
Тема №1. Вводное занятие(4часа- 4ч. теории)
Знакомство с целями и задачами на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. План работы на учебный год. Повторение основных знаний, полученных за 2 года обучения.
Тема №2. Воспитательная роль туризма (6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)
Значение туристско – краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила , нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.
Тема №3. Теория и практика экологического туризма(6часов- 6ч. теории )Введение экотуризма, его история. Простейшие формы экотуризма. 10 определений экотуризма. Биотуризм. Природный туризм. Приключенческий туризм. Агроэкологический туризм. Историко-краеведческий, этно-экологический, поддерживающий «зеленый» туризм. Основные характеристики «мягкого» и «жесткого» туризма. Природноориентированный экотуризм.
Тема №4. Экологический туризм как инструмент развития территории
(10часов- 10ч. теории)
Официальные международные декларации об экотуризме. Программа 0071 по окружающей среде 1995. Хартия устойчивого туризма Юнеско, Ланцарот 1995, Севильская стратегия для биосферных резерватов, Юнеско. Декларация устойчивого развития туризма, Берлинская декларация, Всемирный экотуристский Саммит-2002г. Квебекская декларация. Объекты экотуризма. Памятники природы: Салаушский сосновый бор. Кичкетанский заказник, его растительный и животный мир.
Тема 5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе (10часов- 10ч. теории)
1. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. 2. История края, памятные исторические места.
3. Предприятия, сельскохозяйственные организации района.
4. Знатные люди Агрызского района.
5. Роль туристов в охране природы и культуры края. 6. Охрана природы. Закон об охране природы. 7. Краеведческая и экскурсионная работа в походах.
8. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк.
9. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки.
10. Фотографирование в походе.
Тема №6. Проведение походов(10часов- 10ч. практики)
В результате этих походов кружковцы приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего района.Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Тема №7. Ориентирование по компасу
(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)
Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Практическая работа. (2 часа).
1.Работа с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка).
2. Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Тема №8. Топографическая подготовка.
Ориентирование с помощью карты и компаса(6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)
1. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. 2. 2. 2. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.
Практическая работа.
1. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. (2 часа). 2. Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов). (2 часа).
Тема №9. Туристское снаряжение (6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Практическая работа. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход». (2часа).
Тема №10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему
(4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.Практическая работа. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего (2 часа).
Тема №11. Основные принципы экотуризма (8часов- 8ч. теории)
Экологичность. Привлекательность. Многоаспектность. Функционалъность экологического туризма. Экотуризм - особый сектор туристской сферы. Направления экотуризма. Российская ассоциация экотуризма. Природно-рекреационный фактор. Историко-культурный фактор экотуризма. Государственная политика в области экологического туризма.
Тема №12. Основные характеристики экологических троп (10часов- 10ч. теории)
Лечебные (терренкуры), природные и учебные (экологические) тропы. Учебно-экологические тропы, требования, предъявляемые к ним. Типы троп по состоянию поверхности: грунтовые, грунтово-улучшенные, деревянные, скальные, тротуарные экологические тропы. Протяженность учебно-экологических троп. Основные остановки тропы. Лес. Растительный и животный мир леса. Влаголюбивые растения. Овраги- раны Земли. Луг. Кострище.
Тема №13. Экологическая безопасность (14часов- 6ч. теории и 8ч. практики)
Воздействие цивилизации на природную среду. Состояние окружающей природной среды, ее загрязнение и вызываемые им последствия. Экологический кризис. Факторы риска в зонах экологического кризиса. Понятие об экологической опасности. Экологическое состояние вод реки Чаж, Иж. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях видоизменений и зараженной природной среды. Понятие о природном и техногенном радиационном фоне.
Тема №14. Экологический практикум. Решение экологических задач
исследовательской направленности(8часов- 4ч. теории и 4ч. практики)
Рассмотрение различных экологических ситуаций и возможные варианты их решения. Экспериментальная экология.
Тема №15. Исследовательская работа в природе (22часа- 8ч. теории и 14ч. практики)
Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.
Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.
Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.
Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.
Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.
Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.
Практическая работа:
1. Гидрологические исследования на водоемах своего района. (2 часа)
2. Изучение физических и химических свойств воды. (2 часа).
3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.
4. Изучение режима реки по сезонам года.
5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.
6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.
7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.
8. Сбор образцов полезных ископаемых. (4 часа).
Тема №16. Проведение походов(10часов- 10ч. практики)
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: правила и режим пешего движения, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Тема №17. Итоговое занятие. (4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)
Подготовка научно-исследовательских работ учащихся к региональным конференциям, смотрам-конкурсам, и научно-практическим конференциям . Подведение итогов работы.
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения
№ Тема занятия количество часов всего
теория практика Введение 2 0 2
1 Мифы как способ познания мира 6 8 14
2 Экологические традиции и обряды 6 10 16
3 Экологическая этика в истории и современности местного населения 10 8 18
4 Законы человеческого общества как отражение законов природы 12 6 18
5 Творческий проект 8 10 18
6 Среда обитания и здоровье человека 14 6 20
7 Экология человека 8 10 18
8 Творческий проект 10 10 20
Итого: 76 68 144
Содержание программы Введение (2 часа)
Цели и задачи кружка. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. История развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения. Инструктаж по ТБ.
Тема №1. Мифы как способ познания мира (14 часов)
Теория. Мифологический способ познания мира. Представление о мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской, мифологии. Мифологические представления детства и их отражение в мировоззрении взрослого человека.
Практика:
1.Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе (2 часа).
2.Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Сравнение с Мифами Древней Греции. Объяснениe особенностей мировоззрения в cвязи с климатическими условиями и образом жизни. (2 часа).
3.Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии (2 часа).
4.Социологический опрос населения «Миф о том, что мифы были только в Древнем мире» (2часа).
Тема №2. Экологические традиции и обряды в фольклоре (16 часов)
Теория. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.
Практика:
1.Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки» (2часа).
2.Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности» (2 часа).
3.Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» (2ч)
4.Сбор краеведческого материала «Любимые и нелюбимые деревья жителей нашей местности» (2ч)
5.Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа)
Тема №3.Экологическая этика в истории и современности местного населения (18 часов)
Теория. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.
Практика:
Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта» (2 часа)
Проект «История родной школы» (2 часа)
Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях. (2 часа)
Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности» (2 часа)
Тема №4. Законы человеческого общества как отражение законов природы (18 часов)
Теория. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.
Практика:
Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» (2 часа).
Сопоставление законов местного сообщества и законов природы (2 часа)
Социологический опрос «Правила поведения человека в природе» (2 часа)
Тема №5. Творческий проект (18 часов)
Теория. Требования к оформлению проекта.
Практика:
1.Выполняются индивидуальные проекты по темам. Темы выбраны учениками.
2.Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач.
3.Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта.
4. Защита проекта.
Тема №6. Среда обитания и здоровье человека ( 20 часов)
Теория. Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Влияние природных факторов на здоровье населения. Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды. Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность населения (бюджет семьи, обеспеченность медицинскими и бытовыми услугами).
Практика.
1.Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека (2 часа)
2.Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек. (2 часа)
3.Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и искусственной освещённости, температурного режима, эффективности вентиляции). (2 часа)
Тема №7. Экология человека (18 часов)
Теория.
1.Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. (2часа).
2.Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. (2часа).
3.Типы волос, уход за волосами. Пользование предметами личной гигиены. (2часа).
4.Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. (2часа).
Практика:
1.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности – помощники в уходе за кожей»(2ч).
2.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители» (2 часа).
3.Социологический опрос «Взаимосвязь окружающей среды с душевным состоянием человека»(2)
3.Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев» (2).
4.Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа)
Тема №8. Творческий проект (20 часов)
Практика:
1.Выполняются индивидуальные проекты по темам. Темы выбраны учениками (2ч теор+2ч прак)
2.Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. (2 часа теории + 2 часа прак)
3.Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. ( 5 часов).
4.Осуществление и оформление проекта. ( 5 часов).
5.Защита проекта. (2 часа теории + 2 часа практики)
Учебно-тематическое планирование 3 год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория практика общее
1 Введение в экологию 5 2 7
2. Водная среда обитания 7 8 15
3. Наземно-воздушная среда 5 9 14
4 Почва как среда жизни 6 5 11
5 Здоровье и окружающая среда 13 13 26
6 Мониторинг состояния окружающей среды 6 8 14
7 Экологические основы природопользования 16 22 38
8 Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия 6 2 8
9 Экология города (урбоэкология) 5 5 10
Итого: 70 74 144
Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в экологию (7 часов).
Предмет и задачи экологии.
Структура экосистем. Естественные и искусственные экосистемы.
Основные экологические понятия.
Биосфера.
Общее знакомство с методами экологических исследований.
Практическая работа (2 часа).
Составление пищевых связей в экосистемах.
Оборудование, используемое при исследованиях.
Тема №2. Водная среда обитания (15 часов).
Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
Природные воды Республики Татарстан.
Экологическая роль растений и животных.
Виды загрязнения водной среды.
Физико-химические методы исследования состояния природных вод.
Биоиндикационные методы исследования состояния природных вод.
Основы рационального водопользования.
Практическая работа (8 часов).
Изучение природных вод Республики Татарстан (реки, озера, родники).
Изучение растений из Красной книги Татарстан.
Лекарственные и сорные растения нашей местности.
Изучение животных из Красной книги Татарстан.
Изучение причин загрязнения водной среды.
Физико-химические методы исследования состояния природных вод.
Биоиндикационные методы исследования состояния природных вод.
Изучение методов рационального водопользования.
Тема №3. Наземно-воздушная среда (14 часов).
Атмосфера. Виды и источники загрязнения атмосферного воздуха.
Влияние человека на воздушную среду.
Автомобильный транспорт – одни из главных источников загрязнения воздушной среды населенных мест.
Санитарно-гигиеническая роль растений в состоянии воздушной среды.
Биоиндикаторы качества природного воздуха.
Практическая работа (9 часов).
Знакомство с методом снегометрии. Изучение активной реакции среды атмосферных осадков. Анализ запыленности воздушной среды по твердой фракции снега.
Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта в различных местах села методом подсчета интенсивности движения транспортных потоков.
Сопоставительный анализ качества воздушной среды в микрорайонах города с помощью различных методов визуализации результатов автотранспортного мониторинга.
Картографическое моделирование результатов учета транспортных потоков на улицах города.
Санитарно-гигиеническая роль растений в состоянии воздушной среды. Фитонцидные свойства растений. Чувствительность разных видов растений к техногенным загрязнениям.
Изучение влияния фитонцидов на качество воздушной среды школы, квартиры.
Лишайники как показатель качества воздушной среды. Лихеноиндикация и ее применение для оценки уровней загрязнения атмосферного воздуха.
Определение состояния воздушной среды в различных местах с.Терси и на различных участках автодорог села методом лихеноиндикации. Изучение роли растений в уменьшении степени запыленности воздуха.
Итоги работы. Круглый стол «Результаты изучения компонентов наземно-воздушной среды села различными методами».
Тема №4. Почва как среда жизни (11 часа).
Общие сведения о почве.
Почва как среда жизни.
Виды загрязнения почв.
Физико-химические методы исследования состояния почв. Кислотность почв.
Биологические методы исследования почв.
Получение экологически чистой продукции. Нитраты в продукции растениеводства.
Практическая работа (5 часов).
Разнообразие растений пришкольного участка.
Определение типа почвы на пришкольном участке.
Определение кислотности почв.
Определение влияния площади питания растений на размер и урожай картофеля.
Степень и типы засоленности почвы, влияние на рост сельхоз растений.
Тема №5. Здоровье и окружающая среда (26 часов).
Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека. (1 час).
Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Механизмы приспособления организма к окружающей среде. (3 часа).
Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища. Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека. (3 часа).
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Культура здорового образа жизни. (2 часа).
Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж. (3 часа).
Практическая работа (13 часов).
Изучение экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами. (2 часа).
Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов. (2 часа).
Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека.
Влияние хлорид иона и сульфат иона на пищеварение. (2 часа).
Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов. (2 часа).
Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны.
Влияние кислотности среды на свойства белка. (2 часа).
Отрицательное влияние полиэтилена.
Тема №6. Мониторинг состояния окружающей среды (14 часов).
Основные понятия о мониторинге. Виды мониторинга. (2 часа).
Цели и виды экологического мониторинга. (2 часа).
Методы школьного экологического мониторинга. (2 часа).
Экологический и социально-гигиенический мониторинг в республики Татарстан. (2 часа).
Практическая работа (6 часов).
Мониторинг лесных насаждений в Агрызском районе. (2 часа).
Мониторинг вырубки лесных насаждений в Агрызском районе. (2 часа).
Мониторинг лесных насаждений в Республики Татарстан. (2 часа).
Тема №7. Экологические основы природопользования (38 часов).
1.Что такое природопользование. Виды природопользования. Современное состояние природных систем Земли. (2 часа).
2.Гидросфера Земли. Ресурсы питьевой воды и проблемы водопользования. Водоснабжение населенных пунктов. (2 часа).
3.Антропогенное воздействие на гидросферу. Загрязнение и самоочищение водоемов. (2 часа).
4.Тяжелые металлы в водной среде. (2 часа).
5.Антропогенное воздействие на атмосферу. (2 часа).
6.Экологические последствия загрязнения атмосферы. Снег – индикатор качества воздуха. (2 часа).
7.Антропогенное воздействие на почвенный покров. Характеристика земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. (2 часа).
8.Экологические проблемы энергетики. Энергосбережение. (2 часа).
9.Альтернативная энергетика как перспективный путь решения экологических проблем. (2 часа).
10.Биотехнология. (2 часа).
11.Применение методов биотехнологии для улучшения качества жизни человека и его среды обитания. (2 часа).
Практическая работа ( 18часов).
Экологическое обследование территорий. (2 часа).
Понятие и классификация природных ресурсов. (2 часа).
Антропогенное воздействие на водные ресурсы. (2 часа).
Антропогенное воздействие на почвенные ресурсы. (2 часа).
Антропогенное воздействие на атмосферу. (2 часа)
Ресурсные циклы. (2 часа).
Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий. (2 часа).
Законы природопользования. (2 часа).
Тема №8. Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия (8 часов).
1.Охрана природы – важнейшая проблема современности.
2.Взаимодействие природы и общества. Принципы и правила охраны природы.
3.Проблема сохранения биологического разнообразия.
4.Система особо охраняемых природных территорий и их роль сохранения в биологического разнообразия. Тема №9. Экология города (урбоэкология) (10 часов).
1.Особенности городской среды. Экологические проблемы больших и малых городов.
2.Шумовое, пылевое загрязнение городской среды. Роль зеленых насаждений в защите воздушной среды от загрязнения.
3.Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения.
4.Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения.
5.Пути превращения современного города в экологически безопасное место существования человека.
Практическая работа ( 5 часов).
Подготовка проекта «Мое село, мой дом. Мы хозяева в нём».
Реализация проекта.
Защита проекта «Мое село, мой дом. Мы хозяева в нём».
Заключительное (итоговое) занятие. (2 часа).
Результативность экологической работы:
--- успешное выступление учащихся, посещающих кружки дополнительного образования с исследовательскими с работами на экологических, научно – практических конференциях разного уровней.--- успешное участие в конкурсах экологических рисунков, листовок, фотографий на конкурсах муниципального, регионально и федерального уровней.
Способы проверки знаний и умений:
Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один ученик отвечает устно, остальные - письменно). Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. Наиболее гибкий метод контроля - устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, даёт возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ.
1. Фронтальная беседа перед изучением нового материала.
2. Фронтальная письменная проверка знаний (пользуясь указаниями и таблицами сделать запись в тетрадь по изученному материалу, заполнить сравнительно – обобщающую таблицу, выполнить самостоятельно рисунок на заданную тему.)
3. Ответы на вопросы и задания учителя с использованием натуральных объектов.
4. Выполнение рисунков по слуху.
5. Диктант биологических терминов.
6. Взаимная проверка учащимися своих знаний.
7. Самостоятельные, проверочные работы.
8. Тестирование.
Критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.Диагностика оценки результативности
Оценка работ осуществляется по 3 бальной системе
«3» - высокая уровень
«2» - средняя уровень
«1» - низкая уровень
Анализ уровня интеллектуального экологического развития определяется по следующим показаниям
Умения и навыки Оптимальный 12-9 баллов Нормальный 8-5 балла Пессимистичный от 1 -4 баллов
Уметь давать определение, Описать видов самостоятельно или используя дополнительный источник Сравнить объекты по сходству и различиям Уметь делать выводы, объяснять ситуации Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
1. Основные виды диагностики результата:
*входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
*текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
* промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;
* итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
* выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
*выполнение нескольких тестов и подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
*подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
*система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование воспитанников. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Анкетирование детей, занимающихся в кружке «Юный эколог»
Для определения основных мотивов занятия в экологическом кружке детям предлагается анкета «Как ты относишься к занятиям». Анкета проводится в первый год после полугодия обучения, затем по окончании каждого учебного года.
Анкета
На занятиях бывает интересно.
Нравится педагог.
Нравится, когда хвалят.
Родители заставляют заниматься.
Занимаюсь, так как это мой долг.
Занятие полезно для жизни.
Узнаю много нового.
Занятия заставляют много думать.
Получаю удовольствие, занимаясь в кружке.
На занятиях мне все дается легко.
С нетерпением жду занятия.
Стремлюсь узнать больше, чем требуется на занятиях.
Методика обработки анкеты: вычисляется средний балл по группе.
Отношение к занятиям в кружке Варианты ответов
Всегда (3 балла) Иногда (2 балла) Никогда (1 алл)
Вопросы Работа с родителями
Родительские собрания.
Консультации
Анкетирование
Открытые занятия.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Содержание программы
Проблема экологического воспитания – это, прежде всего, проблема формирования научного мировоззрения школьника. В стране насчитывается около 40 учебников по охране природы рассматривающих лишь охрану природных ресурсов: охрану недр, почв, вод, но не природы. Но необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделимости с ней – это воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.
В этой связи актуальным становится не только разработка образовательных программ, реализующих содержание экологического материала, но и привлечение системы мероприятий, направленных на эмоционально-волевую сторону личности детей. Ведь общеизвестным является факт, что одним из важнейших элементов мировоззрения являются ценностные ориентации. Анализируя некоторые литературные источники по проблеме экологического воспитания, можно прийти к выводу, что в процессе экологической работы должны быть сформированы только правила, установки, формы поведения, направленные на бережное отношение к природе, ее охрану, воспитание взгляда на природу как на равноправного партнера, звена единой системы человек – природа. В известной степени данное заключение верно, но это должно быть не навязано извне элементом сознания, а вытекать из самой сущности сознания.
Экологическое сознание представляет собой приобретенные и накопленные человеком знания о закономерных связях, устойчивых равновесиях, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом в сферах самой природы, социума и отдельного индивида; знание об экологических эталонах и нормах оптимального функционирования живых организмов в окружающей среде. Целеполагающим принципом экологической работы должно быть формирование убеждения в том, что экологическое сознание лишь тогда станет сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой. Именно об этом писал Г.Д. Гачев: «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и «окружающую среду», то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней на производстве, техника и точные науки – как к объекту… Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект». В этом случае для учащихся будут характерны:
1. интерес к проблемам окружающей среды;
2. озабоченность экологическими позициями родителей, педагогов, друзей, населения в целом;
3. сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться;
4. готовность к экологической деятельности, которая становится важнейшей функцией человека.
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что экологическое сознание – это сложный феномен, развитие которого предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьников. В МБОУ Терсинсакя СОШ для пробуждения чувств учащихся, обращения к его эмоционально-волевой сфере применяются разнообразные формы экологической работы. Поэтому мы работаем под девизом: «Мы чувствовать, страдать умеем, мы мыслить и созидать хотим!».
План ежегодных экологических мероприятий
Мероприятие Форма проведения Классы Место проведения (организация) Сроки проведения
Школьный уровень
Осенний бал Смотр с-хоз продукции с пришкольного участка 1-11 Пришкольный участок МБОУ Терсинская СОШ Сентябрь
Красота спасет мир Конкурс букетов 1-11 Рекреация
Терсинская СОШ Сентябрь
Друзья наши меньшие (Всемирный день животных) Конкурсная программа 1-11 Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ 4 октября
В гостях у Берендея Конкурс поделок из природного материала 1-8 Рекреация Терсинская СОШ Октябрь
Природа- наш общий дом Конкурс экологических плакатов 5-11 Рекреация Терсинская СОШ Октябрь
Прекрасен мир вокруг Выставка рисунков 5-11 Рекреация Терсинская СОШ В течение года
Здоровье детей – здоровье нации Театрализованное представление 6-8,
9-11 Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ Декабрь
Вредные привычки Классные часы 1-11 Класс- кабинет Декабрь
Пернатые друзья (Международный день птиц) Викторина 5-8,
9-11 Актовый зал Терсинская СОШ 1 апреля
Здоровье береги с молоду (Всемирный день здоровья)
Конкурсная программа 1-4,
5-8,
9-11 Актовый зал Терсинская СОШ 7 апреля
«Марш парков» Встреча с сотрудниками заказника Кичкетан1-4,
5-11 Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ 18-22 апреля
Земля – наш дом! (Международный день Земли) Конкурс экологических проектов 7-11 Рекреация
МБОУ Терсинская СОШ 22 апреля
Первоцвет- подснежник Конкурс рисунков из Красной растений 2-4,
5-8 Рекреация
МБОУ Терсинская СОШ 26 апреля
Единый экологический урок Экологические проблемы Агрызского района и пути их решения 1-4,
5-11 Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ 12 мая
Лес – наше богатство Коллективная посадка деревьев
5-11 Участки за пределами школы май
Комплексное исследование водоемов с.ТерсиЭкологический поход 5-8, 10 Участки за пределами школы 29мая
Экологическая научно-исследовательская практическая конференция Защита экологических проектов
5-11
Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ 30 мая
Наркомания – знак беды (Всемирный день без табака) Конкурс экологических плакатов 5-11 Рекреация
МБОУ Терсинская СОШ 31 мая
Дети – цветы жизни (Международный день защиты детей) Конкурсная программа,
игры 1-8,
10 Актовый зал МБОУ Терсинская СОШ 1 июня
Окружающая нас среда (Всемирный день окружающей среды) Конкурс рисунков 1-4,
5-8,
10 Рекреация Терсинская СОШ 5 июня
Школьная экологическая тропа
экскурсии 5-11 эколог. тропа В течении года
Муниципальный уровень
Экологическая олимпиада школьников Олимпиада 8-10 г.Агрыз Сентябрь
Республиканский уровень
Моя малая Родина Конкурс детских природоохранных проектов 5-11 Рекреация
МБОУ Терсинская СОШ Сентябрь-октябрь
Республиканская заочная олимпиада по экологии Олимпиада 7-11 Интернет Сентябрь-ноябрь
Марш парков мира Конкурс литературных произведений, рисунков 1-11 Кичкетанский заказник Сентябрь-май
Конкурсы исследовательских работ Региональный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов 5-11 Сентябрь-май
Сотрудничество с различными образовательными, природоохранными, научными и иными учреждениями оказывает неоценимую помощь и в деле экологического воспитания. МБОУ Терсинская СОШ на протяжении 7 лет тесно сотрудничает с Кичкетанским заказником, Агрызским лесхозом. Начало сотрудничеству было положено в 2008 году, когда начали исследовательскую работу «Кедр - краса и гордость Агрызского района». Участвуя на различных республиканских конкурсах получали дипломы I степени. С этого момента совместно было реализовано более 8 проектов, часть из которых стала носить ежегодный статус.
Реализуемые экологические проекты и акции
Название проекта (акции) Уровень реализации Содержание проекта (акции) Период проведения
Накорми птиц Школьный Сбор плодов для зимнего прикорма птиц Сентябрь-октябрь
Лесные богатства Школьный Просветительская и природоохранная работа по сохранению леса и его богатств Апрель-июнь
Родник Школьный Разведывание и очистка родников (Гульдум)
Май-август
Участок Школьный Создание экологически благоприятной среды территории школы (сбор мусора, высадка деревьев и т.д.) Апрель-май
Река ЧажШкольный Очистка русла реки ЧажМай-август
Елка Школьный Сторожить близлежащие посадки от вырубки ели в новый год Декабрь
Кормушка Муниципальный Изготовление кормушек для зимнего прикорма птиц Сентябрь-ноябрь
Сохраним лес и его обитателей от пожара Муниципальный Просветительская и природоохранная деятельность по сохранению леса и его обитателей от пожара Апрель-ноябрь
Скворечник Муниципальный Изготовление скворечников Март-апрель
Возродим наш лес Региональный Просветительская и практическая природоохранная деятельность по сохранению и восстановлению лесных массивов в районе Сентябрь-октябрь
Посади дерево Региональный Лесовосстановительная работа в районе
Сентябрь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, система экологического воспитания школьников чрезвычайно сложна, поскольку затрагивает различные стороны их личности, в том числе, интеллектуальную и эмоционально-волевую. В соответствии с чем, при организации экологической работы в учебном заведении должны быть учтены различные аспекты: возрастные и индивидуальные особенности, особенности организации УВП, материально-технические условия учреждения, кадровый вопрос и многие другие. В последующих программах будет продолжено освещение вопросов экологического воспитания школьников, которые нашли отражение в направлениях реализации целевой программе всестороннего воспитания, реализуемой в практике МБОУ Терсинская СОШ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.
Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.
Зверев А.Т. Экология 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. _ М.: Дрофа, 1995.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
Скорик А.В., Ларина О.В. Экология. Тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10(11) классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1983. – С. 40-64, 80-94.
Лихачев, Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Б.Т. Лихачев // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. – М.: Горизонт, 1997. – С. 65-79.
Степанчук, Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010. – С. 42-49.