Конспект урока по обществознанию на тему Человек и его деятельность (6 класс)


Конспект урока по обществознанию в 6 классе
Тема урока: Человек и его деятельность
Класс: 6 класс
Цели урока: Образовательные: Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.
Изучить структуру деятельности
Рассмотреть виды деятельности.
Развивающие: Работать над развитием устной речи;
Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: Формирование интереса к обществознанию;
Сформировать у детей уважение к труду.
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.Формы обучения: индивидуальная, фронтальнаяОборудование:
Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2015 г
Презентация: «Человек и его деятельность»
Компьютер
Проектор
План урока:
Что такое деятельность.
Структура деятельности
Мотив
Цель
Деятельность
Результат
Виды деятельности
Подведение итогов
Основные понятия:
Деятельность;
Субъект;
Объект;
Мотив;
Цель;
Результат;
Формируемые УУДПредметные:Формируется представление о деятельности человека.
Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).
Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;
Уметь высказывать собственное мнение и суждения.
Метапредметные:
Познавательные:Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;
Анализировать вопросы, формулировать ответы.
Осуществлять поиск дополнительной информации;
Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные;Участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;
Формулируют точку зрения.
Регулятивные:Принимают и сохраняют учебную задачу;
Учатся составлять план последовательности действий
Личностные:Сравнивать разные точки зрения;
Оценивать собственную учебную деятельность;
Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Организационный этап
Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.
Д/з §3 Записывают в тетрадь число.
II Актуализация знаний Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Что объединяет поговорки?
“Делом спеши, да людей не смеши”
“Кончил дело – гуляй смело”
“Не ошибается тот, кто ничего не делает”
“Веселись, играй, да дело знай”
“Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”
Тема урока
«Человек и его деятельность»
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- На какие вопросы нам предстоит ответить? Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение.
Выделяют слово дело, деятельность
Записывают тему урока в тетрадь
Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы.
-Что такое деятельность?
-Какую роль играет деятельность в жизни человека?
III Изучение нового материала Что такое деятельность.
Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.
- Кто создал все эти вещи?
Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.
- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.
- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.
- Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108
Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.
Работа с документом: «Повесть о настоящем человеке» (см. приложение)
- Почему Алексея Маресьева назвали настоящим человеком?
- Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу.
Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.
«Пчела мала, да и та работает»
-Прочитайте название п.2 §3 учебника.
- Как вы поняли смысл пословицы?
Познакомьтесь со слайдами презентации- труд представителей животного мира.
- Занимаются ли животные трудовой деятельностью?
- Что лежит в основе их поведения?
- Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека?
2. Структура деятельности
Деятельность человека состоит из компонентов.
Давайте познакомимся с ними
Работа со схемой
- Что заставляет человека действовать?
- Почему он начинает заниматься деятельностью?
Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Учебник стр. 27
- Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»
«Алиса спрашивает Чеширского кота:
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне всё равно… - сказала Алиса.
- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.»- Была у Алисы цель?
- Куда она придет?
-Что же такое цель?
Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.
- Рассмотрим примеры:
- Какая цель у учителя?
- Цель врача?
- Цель менеджера?
На следующем этапе выбираются средства деятельности.
Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.
Рассмотрим примеры:
-Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности?
Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности
Завершающий этап – Результат деятельности
Результат деятельности  может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 
Рассмотрим примеры:
- Что будет результатом учебы?            
- Назовите результат труда?            
- Результат научной деятельности?        
Подведем итог.
- Сформулируйте отличительные черты деятельности человека
3.Виды деятельности
Человеческая деятельность разнообразна.
Вспомните произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.
Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ёё изловить, убить, ощипать, изжарить…»
- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
- Какие бывают виды деятельности?
Выделяют следующие основные виды деятельности:
Учение;
Игра;
Труд
Общение.
- Опираясь на текст, дайте характеристику каждому виду деятельности.
Ребята получают листы с дополнительным материалом. Работают в парах.
Проверка выполненного задания.
Представим виды деятельности в виде лестницы.
Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни;
Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к тру, развивает её умственно, физически, эстетически
Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков Человек. Люди
Высказывают свои варианты.
Записывают в тетрадь.
Высказывают версии.
Читают определение. Записывают определение в тетрадь.
Работают с документом. Отвечают на вопросы к документу.
Работаю с пословице, учебник стр. 27
Высказывают свои мнения.
Смотрят изображения животных
Отвечают на вопросы по презентации
Записывают в тетрадь название под – темы .Зарисовывают схему по мере ее заполнения.
Отвечают на вопрос
(необходимость в чем-либо, повод)
Делают записи в тетради
Работа с текстом учебника п.2
Читают отрывок сказки
Отвечают на вопросы
Формулируют определение понятия – цель
Делают запись в тетради, заполняют схему.
Отвечают на вопросы
- дать знания
- лечить больных
- хорошо руководить компанией
Делают записи в тетради
Делают записи в тетради
Отвечают на вопрос
Результат – это итог деятельности.
Отвечают на вопросы.
Знания;
товар;
идеи, изобретения;
Учащиеся формулируют вывод.
(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)
Отвечают на вопросы
Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом, дополнительным материалом.
Выписывают определения в тетрадь, заполняют таблицу (см. приложение)
Смотрят презентацию. Распределяют виды деятельности по ступеням.
IV Закрепление изученного материала. - Фронтальный опрос.
- Выполнение заданий (см. презентация) Выполняют задания. Отвечают на вопросы.
V Подведение итогов. Рефлексия Подводя итоги, вернемся с вами к вопросам, поставленным в начале урока.
- Что такое деятельность?
- Какую роль играет деятельность в жизни человека?
Деятельность - особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.
В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.
сегодня я узнал…
я понял, что…
я приобрел…
я смог…
я попробую…
урок дал мне…
Домашнее задание Ознакомиться с текстом §3, с. 27-31 Открывают дневники, записывают Д/з