6. Итоговая работа по обществознанию теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». Профильный уровень

Итоговая работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
Вариант 1.
Часть А.
1. Кто впервые ввел в научный оборот термин «социология»?
а) М.Вебер; б) К.Маркс; в) О.Конт.
2. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии общественного развития были: а) законы; б) мифы; в) религиозные нормы.
3. Философия зародилась:
а) в Древнем Китае; б) Древней Индии; в) Древней Греции.
4. Отожествление общества и государства характерно для:
а) буддизма; б) даосизма; в) конфуцианства.
5. В средние века получила развитие:
а) философия; б) античная культура; в) схоластика.
6. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
а) Т.Мор; б) Аристотель; в) Платон.
7. Какой ученый XVII века обосновал идею «общественного договора»?
а) Фома Аквинский; б)А.Смит; в) Т.Гоббс.
8. Как называется произведение Н.Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства: а) «История Флоренции»; б) «Государь»; в) «О гражданине».
9. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основанный на определенном способе производства»?
а) цивилизация; б) политическая надстройка; в) общественно-политическая формация.
10. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение ХХ века экзистенциализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.

Часть В.
1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой колонке:
1. Психология
А. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

2. Социология
Б. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.

3. Экономика
В. Изучает поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.

4. Демография
Г. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.


2. Какие из указанных суждений относятся к науке социологии:
А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.
Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.
В) Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные.
Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.
Д) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.
Е) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

3. Вставьте слово вместо пропусков:
Науки антропология, анатомия, физиология и т.д. изучают человека как-------- организм.

4. Кому принадлежат высказывания:
А) Любой правитель – это не ставленник бога, а лишь народный избранник, которого можно в любой момент заменить.
Б) Для процветания государства необходимы три условия: господство частной собственности, отсутствие препятствий для личной инициативы, невмешательство государства в экономику.
В) Общественное бытие определяет общественное сознание.
Г) Основная задача общества – развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.
Д) Государь в общественных интересах может приносить в жертву жизнь своих подданных.

Часть С.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты и, во-вторых, экзистенциалисты – атеисты. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности.
Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает.
Наш исходный пункт – это субъективность индивида. В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: «Я мыслю – следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего самое себя. ( Ж.П.Сартр)
Вопросы: 1. Каковы две разновидности экзистенциализма? Что объединяет представителей этих течений? 2. Как вы понимаете утверждение Сартра о том, что человек таков, каким он хочет стать?

2. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность).
Вопросы: Как в этом подходе отразились представления о философии раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему?

3. Является ли философия наукой? Ответ обосновать.
























Итоговая работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
Вариант 2.
Часть А.
1.Кто ввел термин «философия»: А) Сократ, Б) Пифагор, В) Гераклит.
2.Конфуцианство – это:
А) свод боевых искусств; Б) сборник мифов; В) этические нормы.
3. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого:
А) продемонстрировать свои чудесные способности;
Б) поразить воображение окружающих;
В) достичь состояния, помогающего освобождению души.
4. Автор тезиса: «Не государство существует ради человека, а человек живет ради государства»:
А) Сократ; Б) Платон; В) Аристотель.
5. Что такое «общественный договор»:
А) юридическое понятие; Б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;
В) соглашение между двумя государствами.
6. Как монах Т.Компанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?
А) «Утопия»; Б) «Кодекс природы»; В) «Город солнца».
7. Кто впервые применил к обществу понятие «система»?
А) О.Конт; Б) Г.Спенсер; В) А.Смит.
8. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер?
А) экзистенциализм; Б) неокантианство; В) технократизм.
9. Что марксизм понимает под социализмом:
А) первую (низшую) фазу коммунистической формации;
Б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;
В) разновидность империализма.
10. Один из основоположников технократизма: А) Ж.П.Сартр; Б) В.И.Ленин; В) Д.Гэлбрейт.

Часть В.
1.Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой колонке:
1. Этнография
А. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

2. Антропология
Б. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

3. История
В. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

4. Политология
Г. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.


2. Какие из указанных суждений относятся к науке психологии:
А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.
Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.
В) Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные.
Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.
Д) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.
Е) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

3. Вставьте слова вместо пропусков:
Человек как------, как субъект------жизни – это предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, правоведения и других наук.

4. Кому принадлежат высказывания:
А) Чтобы избежать «войны всех против всех» в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой «общественный договор».
Б) Власть не должна концентрироваться в одних руках или в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.
В) Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.
Г) Человек внутренне свободен, его удел – быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.
Д) Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм побеждает первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является «узлом противоречий».

Часть С.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Ученик спросил учителя: «Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?»
Учитель ответил: «Можно. Чего не желаешь себе, того не делай и другим». (Конфуций)
Вопросы: 1. Под каким названием указанное правило вошло в сокровищницу человеческой мудрости? Можно ли утверждать, что оно годится на все времена? 2. Означает ли это правило запрет зла? Или мудрец вкладывает в него другой смысл?

2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах – мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах – ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы.
Вопросы: Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия атомы и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.

3. Является ли философия наукой? Ответ обосновать.