Программа кружка Обучение сочинению-рассуждению (подготовка к части 3(С) ЕГЭ по русскому языку)


Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №1
от 31 августа 2012 года
Председатель педсовета
___________Рыбина Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
Обучение сочинению-рассуждению
(подготовка к части 3(С) ЕГЭ по русскому языку)
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование 11 класс

Количество часов 34 Уровеньбазовый
Учитель Зуева С.В.
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________Сулейманова Н.Н.
«___» __________ 2012 года
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка по русскому языку
Обучение сочинению-рассуждению
(подготовка к части 3(С) ЕГЭ по русскому языку)
Класс 11
Учитель Зуева С.В.
Количество часов: 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы Зуевой С.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2012 года.
Пояснительная записка
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа кружка будет полезна любому выпускнику школы.
Цели кружка:
овладение учащимися свободной письменной речью
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык
Задачи кружка:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Организации учебного процесса по кружку.
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
самостоятельная работа;
индивидуальная работа
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы
1. Теоретическая часть кружка.
Введение. Задачи кружка.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлениВиды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позициЛогические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
Заключительная часть сочинения
2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Прогнозируемый результат
Программа кружка предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного кружка, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению кружка и критерии оценки.
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате посещения кружка минимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2011.
Назарова Т.Н. ЕГЭ 2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы/ Назарова Т.Н., Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 от «30»августа 2012г.
заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
_________________Зуева С.В.СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
___________Сулейманова Н.Н.
«30» августа 2012г.
Календарно-тематическое планирование кружка в 11 классе
№ Дата Темы занятий
План Факт Композиция сочинения - рассуждения
Зачин сочинения-рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение
Тема и проблема текста.
Как определить проблему в тексте.
Практикум «Определение проблемы текста»
Самостоятельная работа «Определение проблемы текста»
Как прокомментировать проблему. Виды комментария
Практикум «Написание комментария»
Практикум «Написание комментария»
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Практикум «Определение авторской позиции в тексте»
Практикум «Определение авторской позиции в тексте»
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Практикум «Выражение собственного мнения по выявленной проблеме»
Что такое аргумент? Типы аргументирования.
Способы ввода аргументов
Практикум «Аргументирование собственной позиции»
Финал сочинения
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
Создание собственного текста
Создание собственного текста
Создание собственного текста
Анализ допущенных ошибок
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Создание собственного текста
Создание собственного текста
Анализ допущенных ошибок
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Создание собственного текста
Написание сочинения (часть 3 (С) ЕГЭ)
Анализ написанных работ
Итоговое занятие