Открытый урок Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С.ЕГЭ по русскому языку)

(1)Лет уже тому много лет, кажется, век назад, сидел я на склоне Урала, на старых вырубках с ружьем среди пеньев и кореньев, слушал и не мог наслушаться весеннего разгульного хора птиц, от которого качалось небо. (2)Земля и все на ней замерли, не шевелились, веточкой единой не качали, дивясь тому чудо, тому празднику, которому сама же она и была творцом.
(3)Утро пролетело, туманы осели, солнце поднялось высоко, но птицы всё не унимались, и меж пеньев, кореньев и кустов все шипели, всё уркалит воинственно подпрыгивали распетушившиеся косачи.
(4)Поднявшись из засидки, я тут же подгрубленно осел – занемели ноги. (5)Много я часов просидел, от темнозори до солнца, и не заметил времени. (6)И только сделал я шаг, из-под ног моих, затрещав крыльями, черной бомбой катнулся косач, ткнулся в одинокую березу и вытаращился на меня.
(7)Я выстрелил. (8)Косач, ударяясь о ветви, клубя перо, покатился вниз, захлопался под березой, и только протянул я руку, чтобы взять птицу, как услышал над головой мелкую сыпь и щелчки дождя. (9)Я поднял голову – небо было чисто, солнечно, однако в лицо мне, сгущаясь, падали и падали капли. (10)Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понял – это сок, березовый сок.
(11)Падая вниз, косач выбил из пазухи березы, оторвал от ствола ветку, да и дробью пробило белую кору, и дерево тут же заплакало, зачастило слезами, будто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолетом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю, на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.
(12)Сам охотник будет идти в полуубитых молодых зарослях по щиколотки в пере и плакать, слыша, как хрустят под сапогами хрупкие косточки, и со смятением в сердце думать о будущем. (13)Брызнет ли березовый сок в лицо детишкам нашим и внукам? (14)Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? (15)Услышат ли пенье птиц, да такое, что от него даже качается небо и забывается хмельная земля, ошалелая от внешнего удальства и разгула?
В.Астафьев______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________










Виды вступления к сочинению – рассуждению:

- Приводится краткая справка о писателе.
- Вопросно-ответное единство.
- Цепочка вопросных критериев.
- Риторический вопрос.
- Цитата.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
- Лирическое отступление.
- Назывное предложение.
- С определения темы.
- Размышление о заглавии.
- Проблемы текста.
- Связь с современностью.
- Диалог с воображаемым собеседником.
- Сравнения (прошлое и настоящее).
- Указание на тему сочинения, личный жизненный и духовный опыт.

Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается;
по которой отчетливо заявлена авторская позиция.



Основные проблемы






Позиция автора






Проблема может Опорные фразы
быть

острая исследуется
важная анализируется
животрепещущая Проблема поднимается
спорная рассматривается
актуальная затрагивается
злободневная обсуждается


Комментарий может быть:
Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.
Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.
В комментарии не должно быть:
пересказа исходного текста;
рассуждения по поводу всех проблем текста;
общих рассуждений о тексте.

Оценочные слова, помогающие передать впечатление от прочитанного:
с удовольствием прочитал
нельзя остаться равнодушным
к сожалению
к немалому удивлению, узнал, что
убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
разделяя негодование автора, хочу сказать, что
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что
интересно то, как автор и т.п.

Формулируем позицию автора

Воспользуйтесь при необходимости клише:
По мнению автора,
Писатель убежден в том, что
Глубже понять идею текста помогает четко сформулированная авторская позиция
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобретательно-выразительные средства русского языка
Слова автора «» отражают основную идею. Автор призывает нас к
В своих рассуждениях о автор убедителен и доказателен. По его мнению, «..»
Автор убеждает читателя в том, что
Авторскую позицию нельзя не увидеть в

Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
1)я согласен с мнением автора в том, что
2)автор прав в том, что
3)я согласен с позицией автора и считаю, что


Типы аргументации (лат. argumentatio – доказательство)
    I.  Логические аргументы.
    1. Факты.
    2. Выводы науки.
    3. Статистика (количественные показатели).
   4. Законы природы.
    5. Свидетельства очевидцев.
   6. Данные экспериментов и экспертиз.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.

Конкретные примеры:
     а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)
     б) литературный пример.
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).
  III. Ссылки на авторитет:
Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа и т.д.
Мнение специалиста, эксперта.
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.


Заключение.
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.




















«Подготовка к написанию сочинения по данному тексту»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями задания С1 ЕГЭ по русскому языку, объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания.
Воспитание доброго отношения к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде.

Задачи:
дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения задания С1;
закрепить полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Основная формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оформление доски:
План сочинения-рассуждения.

Эпиграфы

«Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них
обязательно погибнем» (В.Астафьев)

«Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для потомков –
наш святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление
мироздания обязан помогать животным, птицам, растениям.
Помогать, не ждать немедленной награды»
(Д.Лихачев)













Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Через несколько месяцев Вам предстоит сдавать экзамены, и одним из самых сложных считается обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Вы уже начали подготовку, а сегодня мы с вами познакомимся с особенностями задания С1: объемом сочинения, алгоритмом выполнения задания, структурой создаваемого текста, возможными вариантами выполнения задания.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинения, а тем более умеет это делать. При этом сочинение, которое нужно написать при выполнении части С имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.
И мне хочется сегодня поделиться с вами теми знаниями, тем материалом, который в дальнейшем поможет вам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Исходя из данного задания, сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.
Итак, мы сегодня с вами посвятим наш урок по подготовке к сочинению-рассуждению. Любое сочинение – это текст. И он строится по определенным законам. Как получается текс? Перечислите признаки текста.
- Есть тема, основная мысль, смысловая, грамматическая связь между предложения. Присутствуют 3 смысловые части:
1.Вступительная часть.
2.Основная часть.
3.Заключительная часть. Текст имеет смысловую законченность.

Учитель: Значит, в любом сочинении должны быть 3 части.
Теперь вставим такое построение в общий план сочинения. Получится такой план сочинения:
1.Вступительная часть.
2.Постановка проблемы.
3.Комментарии к проблемам.
4.Позиция автора (тезис нашего сочинения).
5.Позиция ученика.
6.Литературные аргументы.
7.Аргумент из жизни.
8.Заключение.

Учитель: Значит, идеальное сочинение должно состоять из 8 абзацев.
Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.
-Итак, представьте, что вы на экзамене и перед вами лежит текст, автором которого является В.Астафьев.
В.Астафьев –
У вас на столах лежат тексты, давайте их прочитаем (один ученик читает текст).
Учитель: Замечательный текст, давайте попытаемся понять его, то есть ответить на вопросы.

II. Беседа по тексту.
Учитель: О чем же прочитанный текст?
Ученик: О том, как автор в лесу охотился и задавался вопросами о природе.
Учитель: Какими вопросами задавался автор?
Ученик: Брызнет ли березовый сок в лицо нашим детишкам и внукам? Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? Учитель: Что хочет автор сказать нам через этот текст? Ученик: Надо беречь природу.
1. Учитель: Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать, авторскую позицию мы можем начать говорить о вступлении к сочинению, которое должно вводить в тему текста.
Учитель: Объем экзаменационного сочинения минимально 150 слов. Какой должна быть при этом вступительная часть? Минимально это 3 предложения. Есть разработанные 15 видов вступления. Познакомимся с ними (прил. №1).
Ученик читает:

Виды вступления к сочинению – рассуждению:
- Приводится краткая справка о писателе.
- Вопросно-ответное единство.
- Цепочка вопросных критериев.
- Риторический вопрос.
- Цитата.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
- Лирическое отступление.
- Назывное предложение.
- С определения темы.
- Размышление о заглавии.
- Проблемы текста.
- Связь с современностью.
- Диалог с воображаемым собеседником.
- Сравнения (прошлое и настоящее).
- Указание на тему сочинения, личный жизненный и духовный опыт.

Учитель: Во вступлении к сочинению по тексту В.Астафьева можете писать краткую запись об авторе или цитату (цитатами могут быть эпиграфы к нашему уроку, давайте прочитаем их. (чтение эпиграфов) , размышления о природе.
2. Учитель: Далее мы должны сделать плавный переход  от вступления и сформулировать основную проблему текста. В тексте обычно бывает несколько проблем, но проблема, которую ты выбираешь, должна быть одна, та, которая «зацепила», та, которая больше всего волнует автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста. Какие проблемы поднимает Астафьев в этом тексте?
Ученик: 1)это проблема охраны природы;
2) проблема ответственности человека перед будущими поколениями.
Учитель: После текста есть таблица, давайте запишем проблемы.
Перед вами на столах раздаточный материал, на листе № 2 вы можете увидеть варианты формулировок проблем исходного текста, а также опорные фразы, которые помогут сформулировать проблему в тексте. Найдите и зачитайте опорные фразы.
Учитель: Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшие размышления над текстом должны вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте автор размышляет об охране природы, то и комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в сторону» - 0 баллов.
3. Учитель: Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?
    Ученик: Комментарии  –  рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Учитель: В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова написано:
Комментарий – 1)пояснения;
2) примечания;
3) толкование.
  Написание комментария к сформулированной проблеме – это работа, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли.
Комментарий может быть:
Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.
Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.
В комментарии не должно быть:
пересказа исходного текста;
рассуждения по поводу всех проблем текста;
общих рассуждений о тексте.

Попробуем написать комментарий к основной проблеме, поднятой В.Астафьевым из модели сочинения.
Так и в прочитанном мной тексте В.Астафьев поднимает проблему охраны природы. Проблема эта - одна из самых современных и злободневных. Все больше человек вторгается в природное равновесие и, увы, зачастую разрушает его. Лесные пожары, пересыхание рек, разрушение озонового слоя- тому примеры. Автор пишет: «деревобудто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолетом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю ,на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.»
4. Учитель: Следующий этап в написании сочинения – это формулировка авторской позиции. Еще раз хочу подчеркнуть, что вытекать она должна из сформулированной проблемы.
Автор считает то, что создано природой- величайшее чудо и нельзя по - варварски относиться к ней. Очень удачно будет, если вы в доказательство найдете в тексте необходимые цитаты, где выражено авторское мнение. «Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понялэто сок, березовый сок» и др.
У вас на листе в таблице есть столбик с авторской позицией, давайте напишем:
1.то, что создано природой величайшее чудо;
2.нельзя по-варварски относиться к природе;
3 мы в ответе перед будущими поколениями за сохранение всего живого на земле.
5. Учитель: Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора.
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
1)я согласна с мнением автора в том, что
2)автор прав в том, что
3)я согласен с позицией автора и считаю, что
И далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
   6. Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Высказывание собственного мнения и его аргументация, вывод являются своеобразным мини-сочинением-рассуждением.
Учитель: Что такое сочинение-рассуждение?
Ученик: Это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис.
Учитель: Из каких частей всегда состоит сочинение-рассуждение?
Ученик: Тезис, доказательства, иллюстрации и вывод.
Учитель: Что такое тезис?
Ученик: Это положение, мысль, которую требуется доказать.
Учитель: Сколько доказательств должно быть в рассуждении?
Ученик: Два и более
Учитель: Не путайте доказательства с иллюстрациями. Доказательства – это ответ на вопрос, почему. Например, ваш тезис «Надо охранять природу». Доказательства отвечают на вопрос «зачем?»
У вас на листах представлены типы аргументации.
Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов, во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.
      Итак, вернемся к нашему тексту о природе. Какие литературные произведения посвящены теме природы?
Ученик: В.Распутин «Прощание с матерой», Паустовский «Мещерская сторона», «Золотая роза», стихи Фета, Пушкина, Тютчева, Есенина.
    1-й аргумент: С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературным произведением этого же автора, книгой «Царь-рыба». Здесь вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Так в главе «Царь-рыба» образ царь - рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек . Поединок заканчивается в пользу природы, Утратив совесть, человек терпит поражение, волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея. Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой.
    7. 2-ой аргумент - жизненный. 2013 год в России и Республике Башкортостан объявлен Годом охраны окружающей среды. В нашем районе уже начались мероприятия, прирученные к этому году. На днях на пруду в селе Леуза было проведено мероприятие по сохранению рыбных биологических запасов.
  8.Учитель: И последний пункт плана – заключение  Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.

Заключение.
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Учитель: Прочитаем возможный вариант заключения.
Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Хочу закончить свое сочинение словами Пришвина: «Охранять природу - значит охранять Родину»
      Итак, работа над сочинением завершена, у вас есть  возможный вариант сочинения – рассуждения
      Физкультминутка.
Слайд с музыкой.
Сядьте удобно, глубоко вдохните, выдохните, расслабьтесь. Займите удобное положение, закройте глаза.
Представьте, что вы оказались в березовом лесу, на горизонте догорает вечернее солнце, ветерок нежно обдувает, птицы поют.
Ваше дыхание ровное. Вам очень спокойно и приятно, свежий воздух согревает вас изнутри. Вам легко и приятно. Открываем глаза.
     
Спасибо за работу. Весь материал я оставляю вам. Он пригодится вам при подготовке к ЕГЭ.
        Удачи!
Домашнее задание: написать полное сочинение