Конспект урока на тему Художественный стиль речи (11 класс)

Урок русского языка в 11 классе
Тема: Художественный стиль речи.
ЗАДАЧА УРОКА: показать красоту русского языка и значимость художественного слова.
Цели урока: образовательная: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме, уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры речи, умение писать сочинение-рассуждение;
развивающая: развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, развитие творческих способностей учащихся; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать свои мысли; умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать во времени;
воспитательная: воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация урока, раздаточный материал, ноутбук, проектор.
Ход урока:
Эпиграф урока:
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А. Н. Толстой
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье, -
Есть нашей жизни оправданье
А.Дементьев

Организационный момент.
На доске написана тема урока, эпиграф к уроку.
Введение в тему.
- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку (высказывание А.Н.Толстого и К.Г.Паустовского).
- Исходя из прочитанного эпиграфа, попробуйте сформулировать задачи урока.
Задача урока: показать красоту, богатство русского языка, русского слова.
- Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота и богатство все это выражается, прежде всего, в художественных произведениях. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.
Итак, тема урока: «Художественный стиль речи».
Слайд №1
- Какие цели стоят перед нами, исходя из темы урока?
(Повторить и обобщить изученный материал по теме) Слайд №2 – задачи и цели
-Верно. Кроме того, на уроке мы поработаем с типовыми заданиями ЕГЭ.

Повторение и обобщение изученного по теме.
Фронтальный опрос.
- Ребята, обратимся к строкам из стихотворения Андрея Дементьева, ставшими эпиграфом к нашему уроку. Это стихотворный текст, а следовательно, к какому стилю речи мы отнесем его? (художественный)
- Назовите сферу употребления художественного стиля.
(художественные произведения)
- Какова цель употребления художественного стиля? (Цель художественного стиля эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)
- Что вызывают эти образы? (Художественные образы вызывают в читателе эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют сопереживать, т.е. воздействуют на мысли, чувства, воображение читателя, оказывают воздействие на душу человека.)
- Назовите жанры художественного стиля (повесть, рассказ, роман, притча, стихотворение, поэма)
- Какова основная функция художественного стиля? (эстетическая)
- Т.е., приобщение к прекрасному с помощью художественных образов.
- Исходя из сказанного, назовите основные стилевые черты.
(эмоциональность, выразительность, образность, конкретность) Слайд № 3
- Очень важны в стилистическом анализе определение языковых особенностей. Назовем их.
(ЛЕКСИКА Все пласты лексики: книжная лексика, просторечия, диалектизмы; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Все эти средства здесь подчиняются основной функции художественного стиля – эстетической; самое широкое использование изобразительно-выразительных средств языка (тропов и фигур речи)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами, что передаёт интенсивность действия, динамичность; большое количество причастий, прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике; личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности; неопределенные местоимения –“отдаляют” события и предметы
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Все виды предложений по цели высказывания, интонации, по наличию главных (простые, сложные), и второстепенных членов, односоставные, двусоставные, неполные предложения;)
-Одной из важных языковых особенностей является использование изобразительно-выразительных средств. Какие это средства? (тропы, фигуры речи, звуковые средства выразительности, изобразительные возможности лексики, синтаксиса)
Что такое тропы? Фигуры речи? Слайд №4
Тропы - Это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
-Перечислите тропы
Аллегория, гротеск, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, овеществление, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет, . оксюморон.
- Назовите фигуры речи.
Фигуры речи (риторическая, стилистическая) - Это оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.
анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
- Назовите звуковые средства выразительности.
Звуковые средства выразительности - Базируются на необычных созвучиях, нагнетении звука или его отсутствии. Звукопись, звукоподражание, аллитерация (повтор согласных звуков), ассонанс(повтор гласных звуков).
Изобразительные возможности лексики - Антонимы, контекстные антонимы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова, книжная лексика, неологизмы, окказионализмы, омонимы, просторечия, синонимы, контекстные синонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, термины, экспрессивная разговорная лексика.
Изобразительные возможности синтаксиса - Ряды однородных членов предложения, предложения с вводными словами, многосоюзие, бессоюзие, диалогичность изложения, парцелляция
Все эти изобразительно-выразительные средства помогают обеспечить сильное и яркое раскрытие произведения.




Лингвистический практикум. Нормированность речи.
На уроках мы говорили о различных видах ошибок, нарушениях норм русского языка.
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст / на проекторе для всех/ Слайд № 5

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
Конечно, и Пушкин, и Гоголь, и Чехов прекрасно владели правильной речью.

Пушкин сказал: « без грамматической ошибки я русской речи не люблю».
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи.
В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
Только мастера художественного слова имеют право на ошибку.

5. Комплексная работа с текстом
- Итак, всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность, волшебство
В экзаменационной работе предполагается работа над текстом. .Выполним задания по одному из таких текстов.
Домашним заданием у вас было не только повторить особенности художественного стиля речи, но и ознакомиться с текстом из открытого банка заданий ЕГЭ.
- Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста)
Слайд №6 (фото косули)
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю. – (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули? – (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась! – (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: – (11)Ты точно косулю видел? – (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится! – (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. (19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. (26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (30)Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала. – (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад... (43)Солнце жгло прокаленную землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом. – (45)Вкусно, миленькая? – спросил он.       – (46)Вкусно! (47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову).* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.
1) Осмысление  прочитанного. Беседа с классом:
– Найдите ключевые  слова в  тексте.(лекарство, боль, дочка хворает, печальные глаза, смотрит с тоской, косуля, детеныш, , малыш, миленькая, фиолетовое покрывало)
- К какому стилю относится текст? Докажите. (Ответы учащихся)
Художественный стиль. Образность, эмоциональность, вымышленные герои, нет прямых авторских оценок событиям и героям, яркие художественные средства.
-Какие? Сравнения, слова с оценочным значением (миленькая, остренькие), разговорная лексика. Метафоры (бесконечные лабиринты боли)


2) -Сейчас выполним тестовые задания. Работаем в парах.(2-3 минуты решают, проверка)
Тест.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Савушкин отправился на поиски косули?»
Савушкин любил охоту, и в этот раз он решил добыть рога косули, чтобы украсить ими дом.
Савушкину необходимо было сделать заготовку мяса на зиму для его многодетной семьи.
Савушкин не поверил рассказу пастуха и решил всем доказать, что Гришка лжёт.
Савушкину нужны были рога косули: он надеялся сделать из них лекарство для больной дочери.

А2. В каких предложениях текста содержатся аргументы, подтверждающие мысль автора о том, что Николай Савушкин с самого начала был настроен решительно?
9 – 13
17 – 21
24 – 29
4) 30 – 34

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 37 – 41?
Савушкин очень любит лес и его обитателей.
Савушкин – человек, способный на необъяснимые ничем поступки; он очень противоречивый и порой сам не знает, чего хочет.
Савушкин сделал правильный нравственный выбор: думая о собственном ребёнке, он не смог лишить детеныша косули матери.
Савушкин – человек слабохарактерный, боязливый

А4. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

1) 18 2)2 3)33 4) 34


В 8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __6____ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: ____3___ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), _9__ («печальные глаза» в предложении 24) и ___2___ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет


3) Работа над сочинением.
-Хорошо. В экзаменационной работе вам предстоит написать сочинение по тексту. Вспомним структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
(на доске план, восстановить логический порядок)
План сочинения- рассуждения (на доске записано, ученик исправляет)

1. Вступление
(4)2. Формулировка проблемы
(5)3. Комментарий проблемы
(2)4. Авторская позиция
(3)5. Свое мнение.
(7)6. Аргументы в защиту своего мнения из читательского
(6)7. и жизненного опыта)
8 Заключение

- Что такое проблема? Как выделить проблему в тексте? (Ответы учащихся)
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья.
Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь; дает простор для выражения собственных мыслей, основанных на жизненном или читательском опыте.
–Какие известны  виды проблем:
Нравственные, Психологические, Экологические, Социальные, Философские
– Попробуйте  определить характер проблемы данного текста.(нравственные, экологические)
- А как бы вы сформулировали проблему? ( Ответы учащихся. Называем несколько проблем.)

- Проблема связи человека и природы
- Проблема родительской любви
- Проблему милосердия, гуманного отношения человека к живой природе
- Проблема нравственного выбора Слайд № 7

- Какая же из проблем в центре внимания автора? (Большинством голосов решили, что главная - проблема нравственного выбора)

4) Словарная работа.
- Говоря о нравственности, нельзя не вспомнить такие слова, как милосердие, гуманизм, любовь, совесть и др. Проведем Словарную работу.  
У ..было индивидуальное задание: с помощью толкового словаря  объяснить лексическое значение следующих слов:
Альтруизм
Милосердие
Гуманизм
Филантроп
Мизантроп
Совесть
Любовь
Материал для учителя.
Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них личными интересами. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности. Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией. Филантропия – Человеколюбие. Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник.
Совесть - чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.
Любовь - чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.

Беседа:
– В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм», «гуманизм»? (Синонимы) – В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы) - Подберите и запишите синонимы к слову милосердие (сострадание, гуманность, сочувствие, жалость, любовь к ближнему)
- Это такие чувства, которых, подчас, не хватает в нашей жизни.



- Одну из проблем мы определили как проблему милосердия, гуманного отношения к природе.
– Какую роль в тексте играет  описание природы?
(туман – передает состояние героя, его потерянность, безысходность.; солнце нещадно палило – передает адские переживания героя, напряженную атмосферу.
Пейзаж служит важным средством раскрытия душевного состояния героя.
Прием психологического параллелизма позволяет читателю сделать вывод о том, что природа и человек выступают как равновеликие силы, взаимосвязанные между собой).
- В тексте есть и сюжетный параллелизм.
Как он проявляется в тексте? (Ответы учащихся)
Слово «миленькая» при обращении Савушкина к косуле и к дочери.
Сравнение «тень, будто фиолетовое покрывало».
Вывод учителя.
Все это акцентирует наше внимание на главной проблеме: сложного выбора героя – мы понимаем, что выбор подчас сделать очень трудно, но человек всегда должен поступать по совести, помня о том, что все живое в мире взаимосвязано. И это связующее звено – ЛЮБОВЬ. И нельзя убить одного ради жизни другого.

- Еще раз прочитаем строки А.Дементьева.
Как мы соотнесем слова из стихотворения с содержанием текста (пока мы способны сопереживать, сострадать, проявлять милосердие, мы можем называться людьми и наша жизнь будет иметь смысл.

6)Задание в группах по 4 человека (письменно)
Вернемся к плану сочинения-рассуждения.
- Мы уже определили проблему текста. (Проблема родительской любви, проблема нравственного отношения человека к природе;  проблема нравственного выбора – убить или отказаться от убийства?)
Сформулируйте эту часть сочинения.
В тексте А.Владимирова затронуто несколько важных проблем. Одной из актуальных проблем является – проблеме нравственного выбора.




Сейчас подумайте над другими частями сочинения в формате ЕГЭ. ( 3минуты)
1 ряд.. Сформулировать  комментарии к тесту. На чём заостряет внимание автор?
Эта проблема раскрывается автором текста на примере героя Николая Савушкина, у которого дочь была сильно больна. Несмотря на то, что Савушкину очень нужны были рога косули для лекарства, он не выстрелил в животное. Поступок героя свидетельствует о том, что он не смог переступить через совесть. Этот эпизод был своеобразной нравственной проверкой.
2 ряд. Определить авторскую позицию. (1) нельзя убить одного ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга).
Позиция автора текста очевидна. А.Владимиров заставляет читателя задуматься над тем, что на чужом горе, боли, страданиях счастья не построишь, что благородная цель не может быть достигнута жестокими средствами. Автор подводит нас к выводу: стремясь к чему-либо, человек должен соотносить свои намерения с совестью, моралью.
3 ряд.   Сформулировать собственное мнение.
Я полностью согласен с писателем. Человек в любой ситуации должен руководствоваться милосердием, любовью ко всему живому. Нечестные, антигуманные средства достижения цели недопустимы.
(Ответы учащихся, проверка их работы, комментарий, оценки)
- Ребята, какие аргументы можно привести в кач6стве доказательств из литературы?
(«Преступление и наказание» - идея Раскольникова; совершить малое зло ради добра, цель оправдывает средства.
Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»- проблема человека и природы, истребление редких видов животных и птиц. Журавли внесены в «Красную Книгу» как очень редкий, исчезающий вид.
Ч.Айтматов «Плаха» - В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.)
Подумайте, какие еще моно привести аргументы из литературы и жизненного опыта в качестве доказательства своих мыслей)
. Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ.
6. Заключительный этап.
Рефлексия:
- Итак. Ребята, еще раз скажем, какова цель художественного стиля речи? (эмоциональное воздействие)
- Оказал ли на вас текст А.Владимирова такое воздействие? Что вы почувствовали? (сопереживание, сострадание, понимание, жалость)
- Чему учит нас текст Владимирова? Какие выводы вы сделали для себя? (поступать по совести, следовать нравственным принципам)


-И в заключение хотелось бы сказать, что в жизни у вас будут возникать разные ситуации, когда нужно совершить выбор. От вас зависит, по какой дороге, каким путем вы пойдете. Пусть это будет дорога добра, любви и милосердия. Песня «Дорогою добра»





Журавли
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.


Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
1948



Не только у этого гиппопотама есть очень красивая добрая мама.
Она у жирафа есть, и у гориллы, у льва и, представьте, что у крокодила.
И прежде, чем кто-то обидит оленя, кошку, лису или гиппопотама,
пусть вспомнит, а вдруг это чья-нибудь мама?
И ждет ее дома такой же звереныш, самый красивый для мамы детеныш




Сейчас выполним тестовые задания. Работаем в парах.(2-3 минуты решают, проверка)
Тест.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Савушкин отправился на поиски косули?»
Савушкин любил охоту, и в этот раз он решил добыть рога косули, чтобы украсить ими дом.
Савушкину необходимо было сделать заготовку мяса на зиму для его многодетной семьи.
Савушкин не поверил рассказу пастуха и решил всем доказать, что Гришка лжёт.
Савушкину нужны были рога косули: он надеялся сделать из них лекарство для больной дочери.

А2. В каких предложениях текста содержатся аргументы, подтверждающие мысль автора о том, что Николай Савушкин с самого начала был настроен решительно?
9 – 13
17 – 21
24 – 29
4) 30 – 34

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 37 – 41?
Савушкин очень любит лес и его обитателей.
Савушкин – человек, способный на необъяснимые ничем поступки; он очень противоречивый и порой сам не знает, чего хочет.
Савушкин сделал правильный нравственный выбор: думая о собственном ребёнке, он не смог лишить детеныша косули матери.
Савушкин – человек слабохарактерный, боязливый

А4. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

1) 18 2)2 3)33 4) 34

В 8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – ______ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: _______ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), ___ («печальные глаза» в предложении 24) и ______ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет

15