УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ РАБОТА С ТЕКСТОМ( 6 КЛАСС)


Урок русского языка.6 класс
Тема: «Работа с текстом »(УМК С.И.Львовой,В.В.Львова )
Цели урока Формирование языковой компетенции:
1) Познавательные
- обучить работе с текстом;
- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;
- расширить лексический запас слов.
2) Практические
- учить детей читать и понимать текст
- учить видеть структуру текста;
- учить составлять план текста.
Формирование надпредметных компетенций:
учебно-организационные:
-определять учебную задачу,
-оценивать свою учебную деятельность
учебно-инормационные:
-работать с текстом
-составлять план текста
учебно-коммуникативные:
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.
-умение выслушивать мнение других
Социальные компетенции
- работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные цели:
воспитывать любовь к природе ,к национальным обрядам ,культуре народа.
Тип урока Урок развития речи
Оборудование Рабочие листы к уроку
Мультимедийный комплекс
Презентация к уроку
Доска Учимся читать и понимать текст
План урока
ОргмоментАктуализация знаний Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
-Вы обладаете такими качествами? (Да)
-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?
Загадка
Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
-А всегда ли вы понимаете текст, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)
-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст»
(запись темы урока)
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?
(будем учиться понимать текст)
-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?
- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения ? (на других
уроках, на экзамене и просто в жизни)
Работа с текстом
Подготовка к восприятию текста II. Типологический и стилистический анализ текста (упр. 227 (1)-Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)
-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня открою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.
План работы читателя с текстом
Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.
До чтения текста По ходу чтения текста После чтения текста
1.Автор
2.Название
3. Эпиграф
4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст) 1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)
2.Выделение ключевых слов
3.Диалог с автором (какую информацию он хочет донести автор до читателя)
4.Основная мысль 1. Понимание информации
-тема;
-основная мысль
2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)
Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения.
-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать?(работа с таблицей, графа «До чтения»)
-Кто автор?
-О чем этот текст? (цветение папоротника и сила его цветка)
-определите основную мысль (идею) текста (по народному поверью, папоротник цветёт в купальскую ночь и цветок его наделяет человека невиданной силой).
-Подберите заголовок, отражающий тему или идею текста («Удивительный цветок», «Чудесный цветок», «Волшебный цветок», «Чудо купальской ночи» и т. п.).
-. Почему вы так озаглавили текст?
-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста: -Подчеркнуть все непонятные слова
-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл)
-при чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?
Итак, господа ученые, сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтению и пониманию текста.
Чтение текста Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.
Осмысление (понимание) текста
Фронтальная беседа -Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали во время его чтения? (радость, удивление, любопытство )-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)
-То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)
- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст?
-Определите тип и стиль речи (художественное повествование с элементами описания)
-Назовите языковые средства, которые способствуют созданию таких стилевых черт, как образность, выразительность, эмоциональность: эпитеты (огненный, яркий, горячий, чудный, редкий, волшебный удивительный (цветок), невиданная (власть)), -олицетворения (переходят с места на место (деревья), шепчутся (деревья и травы)),
-сравнения ((сияет) огненным пламенем), предложения с рядами однородных членов (2, 9, 11, 15, 16).
-С какой цель автор использует эти средства? (эти выразительные языковые средства необходимы для создания образа оживающей в купальскую ночь природы и центрального образа текста – распускающегося папоротника).-Какую информацию несут рисунки? слайд №1,2 (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)-Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)
-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком, музыкой ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок) при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)
-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)
Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)-Какие слова вам не понятны? (….)-Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)
-Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов) приложение№1Работа с композицией текста
-Из скольких частей состоит текст? (из 3)
-Как называются эти части? (микротемы)
-Давайте выделим ключевые слова в каждой части .1 часть- «в купальную ночь все в природе оживает:»
- Что хочет сказать автор читателям о папоротнике? (именно в Иванов день совершается чудо –внезапно появляется почка на папоротнике )
2 часть -«красота огненного цветка папоротника, который появляется лишь на миг)
3 часть-«сила удивительного цветка –кто его отыщет, тот станет сильнее всех, сможет повелевать всем на свете»
- Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо?
-Для чего автор рассказал нам о папоротнике ?
-Как вы думаете, почему люди верят , что есть такой цветок? (людям свойственно верить в чудо , мечтать о счастье)
Составление план текста
Понятие рисунок схема
-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)
-А приходилось ли вам составлять план?
-Сейчас я попрошу вас поделиться на пары (7) и выполнить задания, работая в группе
1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ
(каждая группа работает со своей частью)- 5 мин
Составление плана (слайды)
Помните ,что они должны точно отражать содержание каждой микротемы и в то же время быть связанными с темой текста -- «Папоротник».
Вариант плана
1. Чудо купальской ночи.
2. Огненный цветок.
3. Сила папоротника.
-Перед нами план текста.( Слайд № 5) Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей)
- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)
-К каждой из частей мы нарисовали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема) (нет)-В чем разница? Что позволяет сделать рисунок? (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)
- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?
Итог урока
-Ну что ж ,дорогие ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестное?
-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках?(….)
Ребята,понравился вам текст? (…)
-Дома напишите сжатое изложение по данному тексту.
-Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать.
А в завершении урока я прочту стихи о папоротнике .Предвечерний час объемлетОкружающий орешник.Чутко папоротник дремлет,Где-то крикнул пересмешник.В этих листьях слишком внешних,В их точеном очертанье,Что-то есть миров нездешних...Стал я в странном содроганье,И на миг в глубинах духа(Там, где ужас многоликий)Проскользнул безвольно, глухоТрепет жизни жалкой, дикой.Словно вдруг стволами к тучамВырос папоротник мощный.Я бегу по мшистым кучам...Бор не тронут, час полнощный.Страшны люди, страшны звери,Скалят пасти, копья точат.Все виденья всех поверийПо кустам кругом хохочут.В сердце ужас многоликий...Как он жив в глубинах духа?Облик жизни жалкой, дикойЗакивал мне, как старуха.Предвечерний час объемлетОкружающий орешник.Небо древним тайнам внемлет, Где-то крикнул пересмешник.
В. Я. Брюсов.
Приложение