Урок. Творческая мастерская.Соединение разных типов речи в одном тексте


Творческая мастерская
8 класс Учитель Носач Е.В.
Тема. Соединение разных типов речи в одном тексте
Тип урока. Урок развития речи.
Жанр урока: творческая мастерская на тему «Весна идет!».
Цель: изучение особенностей текста, в котором соединены два типа речи – повествование и описание; развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом; развитие ассоциативного мышления; формирование умений и навыков выполнять анализ текста, составлять творческий продукт деятельности; побуждать любовь к природе, прививать эстетические чувства.
Задачи урока: определение стиля и типа речи текста, анализ прочитанного, определение изобразительно-выразительных средств в текстах, творческая работа учащихся над созданием мини-саги.
Оборудование: тексты для анализа, памятки «Как составлять мини-сагу», карточки-цветы, картина Виктора Борисова - Мусатова «Весенняя история», аудиозапись песни Лариса Долина «Опять весна».

ХОД УРОКА
І. Мотивационный этап. 3 мин.
Индуктор: учитель демонстрирует картину Виктора Борисова- Мусатова «Весенняя история»

Учитель:
- Ребята, перед вами картина великого художника Виктора Борисова- Мусатова.Как вы думаете, какое название этой картины?
Учащиеся называют (используется метод мозговой атаки).
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Какие ассоциации она у вас вызывает?(Игра в ассоциации)
Учащиеся: Весна, тепло, оживает природа…..
Целеполагание. Как вы уже догадались, речь у нас сегодня пойдет о весне, о весенних явлениях природы. Именно весна нам и поможет рассмотреть особенности текста, в котором соединяются 2 типа речи: повествование и описание. Мы познакомимся с жанром сочинения мини-сага, и вы все попробуете себя в роли автора мини-саги о весне.
-Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетради.
Добро пожаловать в нашу творческую мастерскую!!!
IІ. Создание творческого продукта. 10 мин.
Слово учителя:
Прочитайте название темы про себя, шепотом, с удивлением, с восторгом, с нежностью.
- Именно такие чувства испытывали поэты, когда говорили о весне.
Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года.
Уходи, Зима седая!Уж красавицы ВесныКолесница золотаяМчится с горней вышины!Старой спорить ли, тщедушной,С ней – царицею цветов,С целой армией воздушнойБлаговонных ветерков!А что шума, что гуденья,Теплых ливней и лучей,И чиликанья, и пенья!..Уходи себе скорей!У нее не лук, не стрелы,Улыбнулась лишь – и ты,Подобрав свой саван белый,Поползла в овраг, в кусты!..Да найдут и по оврагам!Вон – уж пчел рои шумят,И летит победным флагомПестрых бабочек отряд!
(А. Майков)
Звонче жаворонка пенье...
 
Звонче жаворонка пенье,Ярче вешние цветы,Сердце полно вдохновенья,Небо полно красоты.Разорвав тоски оковы,Цепи пошлые разбив,Набегает жизни новойТоржествующий прилив,И звучит свежо и юноНовых сил могучий строй,Как натянутые струныМежду небом и землей.(А. Толстой)
 Самоконструкция.
- О чем говорили поэты в своих стихах?
Социоконструкция.
- Запишите словосочетания, которые ассоциируются у вас с весной.
- Озвучьте придуманные словосочетания. С несколькими, наиболее понравившимися, придумайте предложения.( Кто-то один записывает их на доске, остальные  - в тетрадь)
Афиширование.
Выборочный диктант.
Слушая поэзию о природе, обратите внимание на художественные средства, используемые поэтами, и запишите их в тетради.
Сыплет черёмуха снегом
 
Сыплет черемуха снегом,Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам,Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы,Пахнет смолистой сосной.Ой вы, луга и дубравы, –Я одурманен весной.Радугой тайные вестиСветятся в душу мою.Думаю я о невесте,Только о ней лишь пою.Сыпь ты, черемуха, снегом,Пойте вы, птахи, в лесу.По полю зыбистым бегомПеной я цвет разнесу.
(С. Есенин)
За рекой луга зазеленели... За рекой луга зазеленели,Веет лёгкой свежестью воды;Веселей по рощам зазвенелиПесни птиц на разные лады.Ветерок с полей тепло приносит,Горький дух лозины молодой...О, весна! Как сердце счастья просит!Как сладка печаль моя весной!Кротко солнце листья пригреваетИ дорожки мягкие в саду...Не пойму, что душу раскрываетИ куда я медленно бреду!Не пойму, кого с тоской люблю я,Кто мне дорог... И не всё ль равно?Счастья жду я, мучась и тоскуя,Но не верю в счастье уж давно!Горько мне, что я бесплодно трачуЧистоту и нежность лучших дней,Что один я радуюсь и плачуИ не знаю, не люблю людей.
(И. Бунин)
Фронтальный опрос:
- Какая единица языка называется текстом.
- В каких стилях может употребляться текст?
- Какие типы текстов существуют?
- В каком стиле написаны стихи о зиме?
- Почему? (Учащиеся зачитывают выписанные тропы).
Анализ текста. Работа в парах. Приложение 1
III. Первичная социализация. 5 мин.
Учащиеся делятся результатами своей работы над анализом текста с одноклассниками.
IV. Промежуточная рефлексия. 1 мин.
Учащиеся делают вывод об особенностях текста, в котором соединены два типа речи – повествование и описание.
V. Новая информация. 4 мин.
1. Ознакомления с понятием «сага» и с памяткой «Как составлять мини-сагу». Приложение 2
2. Пример мини-саги. Зачитывают участницы олимпиады по русскому языку и литературе.
VI. Создание новой версии творческого продукта. 15 мин.
1. Написание саги.
Учащиеся работают в группах, разделившись по розданным в начале урока карточкам-иллюстрациям. Свой вариант сочинения каждая группа записывает на карточке, в виде весеннего цветка.
Работа выполняется под музыкальное сопровождение – Лариса Долина «Опять весна»
VII. Социализация. 5 мин.
Учащиеся зачитывают свои саги и создают на доске из цветов букет.
VIII. Общая рефлексия. 2 мин.
Учащиеся вербально проводят самооценивание и взаимооценивание; делятся своими впечатлениями о работе в мастерской в роли автора-сочинителя мини-саги.
IX. Домашнее задание. 1 мин. Написать рассказ о своем весеннем приключении, используя описание зимнего пейзажа.

Приложение 1
Текст
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
Выполните задания:
Прочитайте текст.
Попробуйте определить автора произведения, из которого взят отрывок. (Автор: Толстой Лев Николаевич)
Определите стиль и тип текста. Ответ аргументируйте.
Объясните основные орфограммы и пунктограммы в предложениях.
В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка и различные стилистические фигуры. Назовите, какие?


Приложение 2
Са́га (от др.-сканд. saga — «сказ», «сказание») — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».
В метафорическом смысле (а иногда и иронически) сагой называют также литературные произведения других стилей и эпох (в том числе современные) или вообще жизненные истории, имеющие нечто общее с древнеисландскими сагами: обычно это некоторая эпичность стиля или содержания и/или отношение к семейным историям нескольких поколений. Некоторые авторы включают слово «сага» в название своих произведений[1].
Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja — говорить, и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное время.
Памятка
«Как составлять мини-сагу»
Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 метафор. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.
Приложение 3
Подснежник
Печеночница (перелеска)

Крокус

Калужница