Статья «Формирование ключевых компетенций в учебно-исследовательской работе учащихся»

Формирование ключевых компетенций в учебно-исследовательской
работе учащихся

Бурнаева Валентина Александровна,
в последние годы изменения в практике казахстанского образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали, в первую очередь, новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечат:
активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развитие, в первую очередь, общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Одной из наиболее удачно и полно отвечающей требованиям современного образования является проектная методика. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Учителя нашей школы используют проектную технологию не только на уроках, но и при организации исследовательской деятельности учащихся. Постановка задач исходит, разумеется, от учеников, заинтересовавшихся закономерностями в происходящих природных явлениях, научных процессах развития, исторических фактах и т.д. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с определенной точки зрения.
Отсюда появляется и формулировка тем:
- «Лекарственные растения на территории Костанайской области»;
- «Давайте удивляться чудесам или физика вокруг нас»;
- «История моющих средств»;
- «Здоровый образ жизни и питание»;
- «Школьный двор»;
- «Пауэрлифтинг – путь к здоровью»;
- «Химия и пища»;
- «Стресс – враг нервной системы» и т.д.
В ходе реализации проектной деятельности акцент обучения делается не на содержании учения как самоцель (“что нужно делать?”), а на процессе применения имеющихся знаний (“знать, как”). Вместе с ребятами проделаны десятки простых экспериментов, которые можно выполнить не только в лабораторных условиях, но и дома. Обращается особое внимание на технику безопасности, эстетическую сторону и аккуратность исполнения. В ходе работы выполнены исследования, проведён их анализ, построены графики и диаграммы. Как результат долгой и кропотливой работы являются призовые места на районном и областном НОУ.
Учитель, используя технологию метода проекта, видит необходимость исследовательской деятельности учениками старших классов для развития компетенций, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. Работа над проектами охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. В таких проектах принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях, отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии, литературы, определять природу явлений и ее закономерности. И
- «Это удивительная вязь колец»;
- «Древние системы счисления»;
- «Поговори об артиклях»;
- «ЭВМ и профессия программиста»;
- «Цветы в литературе и духовной жизни человека»;
- «Без воды нет жизни»;
- «Олимпийские игры»;
- «Из истории возникновения и развития теории вероятности»;
- «Оптика в шутку и всерьез»;
- «Проблема духовности и безнравственности молодежи в современной литературе (по повести «Сурок-беглец»)», Амиржана Альпеисова.
В ходе реализации исследовательской деятельности ребята исследовали вопросы с разных сторон: положительные и отрицательные стороны изучаемой проблемы, собственное отношение к данному вопросу, влияние на окружающую среду в целом и на район проживания в частности. Причем проекты выполняются учащимися как индивидуально, так и в парах, группах. Это тоже положительно влияет на развитие личности ученика. В результате работы учащиеся выступили с презентацией на школьной научно-практической конференции, а также в районе и области.
Удачно использовать на этапах работы над проектом: постановка проблемы, выдвижение гипотез, планирование деятельности по реализации проекта - технологию мозгового штурма. В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. Это развивает у учащихся абстрактное мышление, саморефлексию, определение своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, формирует интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.); т.е. комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность.
Как отмечено в стратегии модернизации содержания общего образования все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:  многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.
В проектной деятельности в большей степени формируются компетентности, относящиеся к деятельности человека.
В результате работы с точки зрения компетентностного подхода были достигнуты следующие цели:
научить:
решать познавательные задачи: объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, решать аналитические проблемы;
Одним из важных аспектов организации обучения в школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Реализация этого аспекта возможна при выполнении проектной деятельности межпредметного характера, разработке междисциплинарных проектов. В результате работы развивается познавательный интерес к предмету, к исследовательской деятельности у учащихся, а для педагога эта работа влияет на профессиональный рост и приносит удовлетворение.
Чтобы все было именно так, учитель всегда должен помнить нижеприведенные правила:
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Таким образом, реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающее перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Заголовок 115