План — конспект урока по русскому языку «Сочетание разных типов речи в тексте»

Тема «Сочетание разных типов речи в тексте»

Тип урока: закрепление умений и навыков с использованием приемов технологии практического мышления.
Цели урока:
Образовательные: изучение языковых особенностей сочетания разных типов речи в тексте.
Развивающие:
-развитие учебно-информационных умений (воспроизвести новую информацию о сочетании разных типов речи в тексте).
-развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы).
-развитие критического мышления;
-развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах, группах).
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленной цели, проявление инициативы.
-воспитание толерантных качеств.
Задачи урока:
-изучить виды описаний и их языковые особенности;
-научиться объяснять особенности сочетания разных типов речи в тексте;
-использовать полученные знания на практике.
-способствовать выработке у учащихся умения обобщать пройденный материал;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование к уроку:
-раздаточный материал;
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
-коллективная.
Межпредметные связи: литература.

Эпиграф к уроку.

О Великий, Могучий Русский язык!
С твоей помощью можно выразить
все оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства,
передать все нюансы тончайших эмоций,
описать всю красоту природы,
передать любые знания.
Ты податлив, ярок, многогранен!
И.С.Тургенев.


План урока

Работа над высказыванием И.С. Тургенева.
Как понимаете смысл высказывания?
Работа над предупреждением ошибок.
Безошибочное списывание
Выявление непонятных слов.
Работа со словарем Ожегова. Лексическое значение слов: ЭМОЦИИ и НЮАНСЫ.

Стадия вызова
На предыдущих уроках мы познакомились с тремя типами речи: повествованием, описанием, рассуждением.
Работа в группах.
«Согласны ли вы упражнение 74.»
1ая группа: доказать, что первый абзац- это описание.
2 ая группа: доказать, что второй абзац- это повествование.

Учащиеся по схеме дают определение повествования, описания, рассуждения.






Обучающиеся разбиваются на 2 группы. Каждая группа аргументирует свой ответ.

Мотивация
Вывод обучающихся о сочетании разных типов речи в тексте.
Индивидуальная работа: членам первой группы выполнить задание 3 к упр.74.
Членам второй группы выполнить задание 4 к упр. 74.

Взаимопроверка

Стадия осмысления
Какие языковые средства используются в данных фрагментах.
Орфографический практикум по упр.76.
Выписывают языковые средства, устно дают определение «сравнение», «эпитеты», «метафора», «олицетворение».
Объясняют лексическое значение слов; дают определение терминам.

Стадия рефлексии
Выводы и обобщения. Что узнали на данном уроке? Итак, какие типы речи вы знаете? Чем они различаются?
Работа в парах.


Заслушивание представителей групп. Оценивание с пояснением
1 пара: повествование.
2 пара: описание.
3 пара: рассуждение.
4 пара: сочетание разных типов речи.


Домашнее задание по выбору: написать изложение по тексту упр.74 или сочинение о каком-либо животном с сочетанием разных типов речи в тексте.



Заключение.

Разработанный конспект урока направлен на формирование межпредметных и личностных результатов. Проанализировав текст, обучающиеся самостоятельно сформулировали тему урока. Более половины времени урока дети работали самостоятельно в паре или в группе. Содержание урока способствует усвоению обучающимися определенной суммы знаний и развитию его познавательных способностей. Ученик - активный участник образовательного процесса. Тип урока дает возможность владению основами самоконтроля, самооценки. На уроках по новому стандарту обучающиеся формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение, умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке осознанно используют речевые средства в соответствии с темой.
15