Сообщение «Опыт работы по внедрению и использованию современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения на уроках географии в условиях специальной (коррекционной) школы».


Круглый стол совместно с учителями д/о на тему:
«Совершенствование методики учебно-коррекционной работы с учащимися на основе внедрения современных образовательных технологий».
Тема сообщения: «Опыт работы по внедрению и использованию современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения на уроках географии в условиях специальной (коррекционной) школы».
( сообщение Рябковой Т.В., учителя географии)
г. Н. Новгород
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Я придерживаюсь следующего определения понятия «технология»: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
В своей работе я использую следующие образовательные технологии:
Наименование образовательных технологий Цели использования образовательных технологий Компетенции, на формирование которых направлено использование образовательных технологий Результаты использования образовательных технологий
Информационно-коммуникационные
технологии Повышение информационной культуры обучающихся, воспитанников в условиях современного общества, мотивация учебно-воспитательного процесса Информационно-коммуникативные, социальные, учебно-познавательные Использую информационно-коммуникативные технологии для:
1)самообразования – интернет-ресурсы.
2) подготовки и проведения уроков и воспитательных мероприятий – вывод наглядных пособий на экран, использование готовых цифровых образовательных ресурсов, создание собственных презентаций, компьютерное тестирование;
3) Повышение мотивации учащихся, высокий уровень проведения уроков, увеличение объема выполняемой работы на уроке, быстрая и качественная проверка знаний.
Игровые технологии. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция. Коммуникативные, социально-личностные, ценностно-смысловые. Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения. Обучение каждого ребенка с учетом «зоны ближайшего развития», работа с опорой на возможно большее количество функциональных систем. Учебно-познавательные Развитие общеучебных умений и навыков.
Самоконтроль в процессе выполнения работы, способности оценивать ее качество и результат.
Личностно-ориентированное обучение. Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация ее природных потенциалов. Учебно-познавательные, личностного самосовершенствования.Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, воспитанников результативности обучения.
Здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Профилактика переутомлений и распространённых заболеваний (миопия, нарушение осанки и др.). Компетенции личностного самосовершенствования. Введение в практику -гимнастика для глаз на уроках, физкультминутка на уроках, динамические паузы. Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей. Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.
Личностно – ориентированные технологии я ставлю в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он  - цель образовательной системы.
Особенности личностно – ориентированного урока.
1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы.
3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4.Использование субъективного опыта  и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества»
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
Их возможно использовать при дистанционном обучении. Формы ИКТ - компьютерное тестирование, видеоуроки, готовые электронные тренажеры по предмету, мультимедийные презентации – широко применяются на уроках и классных часах.
Преимущества ИКТ
образный тип информации, понятный детям;
моделирование  жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
эффективность  усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает  педагога в состоянии творческого поиска.
Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка   достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.
Современные технологии способствуют повышению качества обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями в политике образования возникает потребность в изучении и применении современных образовательных технологий и методик.
 Игровые технологии.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
-его внеклассной работе.
        «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» А.С. Макаренко
         Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.
В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Я предпочитаю использовать следующие типы игр на уроке географии:
Бессюжетные игры или игры на основе алгоритма (кроссворды, викторины, ребусы).
Подвижные игры.
Предлагаю Вашему подвижную географическую игру.
Игра “Раз! Два! Три!”
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Перед традиционными формами и приемами обучения игровые технологии имеют ряд преимуществ:
Положительные стороны игровых технологий, используемых на уроках в условиях коррекционной школы:
Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными.
Развиваются коммуникативные способности.
Активизируется процесс обучения.
Развиваются творческие способности учащихся.
               Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.