Традиционный сюжет в литературе и музыке
Соломенникова Валентина Игоревна
53.03.03 «Вокальное искусство»
"ТРАДИЦИОННЫЙ СЮЖЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХАНСА-КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА И ФРАНЦА ШУБЕРТА)
В данной статье рассматривается традиционный сюжет в литературе и музыке на примере сказки Х.-К. Андерсена «Тень» и Lied Ф. Шуберта «Двойник». Проанализированы разные классификации сюжетов. Показано, что традиционный сюжет применяется в авторских произведениях по-разному. В одном случае это может быть вариация уже известного сюжета, а в другом - прямая обработка. А учет взаимодействия и внутренних трансформаций кумулятивной и циклической схем помогает выявить новые качества сюжета.
Ключевые слова: сюжет, романтизм, авторы-романтики, жанр, сюжетные схемы, кумулятивная схема, циклическая схема.
Эпоха романтизма (конец XVIII - середины XIX в.в.) в западноевропейской культуре принесла нам целое соцветие блестящих писателей, поэтов и, конечно же, композиторов. В их произведениях реальность граничит со сказкой, с потусторонним миром и оставляет свой след на внутреннем мире и жизни героя.
Для произведений романтизма характерно описание незаурядной личности в условиях борьбы добра и зла. Часто в произведениях западноевропейской культуры воспевается трагический романтик, который находится в состоянии конфликта не только с миром, людьми, но и с самим собой. Описание такого героя связано с психологизмом как художественным изображением процессов внутренней жизни духовного мира человека. Герой живет мечтой о недостижимом идеале: счастье в любви, жизни в добре и гармонии с окружающими. Но реальный мир, в котором много зла и несправедливости, горя и страданий, несет гибель такому герою. Он слишком хорош для мира, где доминирует зло.
С уходом во внутреннее «я» связано раздвоение личности героя, он чувствует нерасторжимость связи с этим вторым «я». Но не всегда это второе «я» несет светлые идеалы добра, иногда оно имеет демоническую, разрушительную природу.
Как Андерсен, так и Шуберт проявляли себя настоящими романтиками не только в своих произведений, но и в выборе собственной судьбы. Они также как и их герои вступают в конфликт с несправедливым устройством окружающего их мира. Они остро чувствуют несовершенство действительности, где все служит торжеству материальных ценностей над высоким миром духовности.
Трагическое ощущение морального одиночества рождает шедевры литературы и музыкального искусства, ставит перед читателями и слушателями вечные вопросы выхода из тупика бездуховности, надежды вопреки нелюбви и гармонии.
Авторы - романтики выходят из общего «потока» и пытаются управлять по-своему жизнью и современниками. Несмотря на свою неординарность, необычность и некую чудаковатость, романтики не отказываются от бытующих жанровых форм и жанровых систем, уже существующих. Их основная черта – взаимодействие с традицией. Но к традиции они относятся избирательно, ориентировано на современника. Романтики не теряют связь с жанровым опытом цивилизации, в которой существуют, они расширяют ее возможности – смешивают жанры, производят свой «продукт» в котором проявляется их авторское, стилевое «я».
Именно в эпоху романтизма люди начинают увлекаться народным искусством и собирать сказочный фольклор, по мотивам которого появляются авторские сказки. Это всем хорошо известные сказки Ханса - Кристиана Андерсена в Дании, в Германии гротескные сказки Гофмана и волшебные сказки братьев Гримм, незабываемые сказки Шарля Перро во Франции.
Создавая свои произведения, романтики использовали типовые сюжетные схемы и сетки персонажей. На первых порах это происходило неосознанно, но, как следствие, возникали авторские сюжетные схемы. В результате романтики создают для европейского человека то, что можно назвать параллельным миром - миром поэтической рефлексии, очень не похожим на тот мир, в котором они живут. Для романтиков традиция представляет призму, сквозь которую они понимают свою современность. И в этом понимании особое место уделяется сюжету.
Согласно словарю Ожегова, «сюжет - это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения [ 6]» .
Неоднократно в разные времена, в разных странах очень многие ученые деятели, писатели предпринимали попытки по - своему интерпретировать сюжет и классифицировать сюжеты известных литературных произведений. В частности, разделить их по различным признакам и выделить среди них наиболее типичные. Произведенные анализы и наблюдения, которые проводили эти ученые позволил выделить большую группу «бродячих сюжетов», то есть сюжетов, которые неоднократно встречаются в различных вариантах и вариациях у разных народов мира, в большинстве своем в фольклоре (сказках, мифах и легендах). Известный украинский ученый современности Анатолий Евгеньевич Нямцу пишет в своей работе, что «из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные [5]».
Профессор HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Мелетинский, Елеазар Моисеевич"Елеазар Мелетинский, известный советский и русский филолог, историк культуры, доктор и профессор филологических наук отмечает, утверждает что «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам [4]».
Известно, что многие авторы пытались составить свой небольшой набор сюжетных схем из всех «бродячих сюжетов». Хорхе Луис Борхес написал известную новеллу «Четыре цикла». В ней автор пишет, что все сюжеты существует лишь из четырех сюжетных вариантов, которые представлены ниже:
О штурме и обороне укреплённого города (ярким примером является оборона Трои)
О долгом возвращении (прототип Одиссей)
О поиске (прототип Ясон)
О самоубийстве бога (примером послужили мифы об Аттисе и об Одине) . [2]
А. В. Луначарский в своей статье «Тридцать шесть сюжетов», опубликованной в 1912 году в журнале «Театр и искусство» , основывался на книгу французского ученого Жоржа Польти «Тридцать шесть драматических ситуаций», изданную во Франции в 1895 году. Польти в своей книге обобщил опыт мировой литературы к 36 стандартным сюжетам. [3]
В связи с вышеизложенным, мы с уверенностью можем утверждать, что сюжет приходит к автору из традиции. А на этом основании следует что сюжет – это не личное творение автора, ведь он представляет собой некую вариацию или прямую обработку традиционного, ранее созданного сюжета. Использование традиционного сюжета, по мнению ученых – филологов, считается преимущественнее, чем написание нового сюжета. Но при этом мы не можем утверждать, что писатели пишут одно и то же.
При анализе взаимодействия кумулятивной и циклической схем наиболее полно можно проследить новые качества традиционного сюжета. Например, рассматривая аллегорический сюжет или сюжет, имеющий символическое значение, выделяется следующее качество – « иносказательность и связанный с нею принцип сюжетной неопределенности; движение от сюжета - мотива к сюжету - ситуации; появление «двойного» сюжета и, наконец, начало формирования наряду с кумулятивным и циклическим сюжета становления - третьего исторического типа сюжета [7]».
Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в нашу эпоху тесно связаны друг с другом и даже едины в создании определенного образа. Хотя в разных случаях акцентом выделена то одна, то другая схема. Циклический сюжет более упорядочен, по сравнению с кумулятивным, он выражает собой целостность и законосообразность. То есть сюжет имеет четкое начало, кульминацию и конец. А кумулятивный сюжет бесконечен; которые действия в таком сюжете повторяются снова и снова. Кумулятивный сюжет воспроизводит всю полиморфию, многоликость жизни в её спонтанности, инстинктивности и хаотичности.
Кумулятивному сюжету в музыке соответствуют конструкции, связанные с повторностью и рефренностью. На примере произведения в жанре Lied композитора эпохи Романтизма Франца Шуберта мы хотели бы рассмотреть взаимодействие поэзии и музыки в контексте сказочного сюжета по технологическому аспекту.
Франц Шуберт известнейший европейский композитор эпохи романтизма. Его имя без сомнений знакомо людям всего мира. Он признан величайшим западноевропейским композитором - романтиком. В своем творчестве Шуберт возвысил духовно жизнь простого человека (иногда и «маленького» человека), своего современника.
Шуберт - реформатор жанра Lied; он «ввел» в своем творчестве песню в мир высокой музыки. Эти песенные, фольклорные мотивы звучат в его произведениях не только вокальных, но и в инструментальных. Он очень чуток и избирателен в музыкальном материале. И что отличает его творчество от творчества других композиторов – это использование средств и перенесение качеств вокальной музыки на инструментальную. Всем известна мелодичность его произведений, даже инструментальные произведения наполнены широким дыханием вокальной мелодики.
Lied «Двойник» входит в сборник «Лебединая песня». Этот сборник является завершающим в творчестве композитора и, несомненно, ярчайшим и очень известным. Все песни из этого сборника отличает колоритность, самобытность и резкое отличие друг от друга. Каждая из них признанна ярко индивидуальным художественным произведением. «Двойник», одно из последних вокальных сочинений Шуберта, обобщает его искания в области новых вокальных жанров.
Двойником романтики называли второе «Я» человека, обладающего противоположными качествами характера. Сюжет произведения Шуберта на стихи Гейне таков: герой возвращается к дому, где жила его возлюбленная, через много лет. Узнав, что она умерла, он страдает. Но возле дома он видит своего двойника, который над ним издевается, изображая его страдания.
«Двойник» звучит как драматический монолог, в котором тоска одиночества, которая доводит героя до отчаяния, выражена с особым трагизмом. На первый взгляд, кажется, что произведение очень скупо на средства музыкальной выразительности, но именно этот минимализм находится как бы в обратно пропорциональном отношении к силе выражаемых ими чувств.
Шуберт полностью отказался в «Двойнике» от любимых и часто употребляемых изобразительных приемов в сопровождении. И особенно ярко здесь над лирической распевностью преобладают напряженные, декламационные интонации.
Сюжет «Двойника» циклический, он имеет начало, действие и конец. А разновидность вегетативная, так как в сюжете нет активных действий, потеря мыслится в психологическом плане.
Тема двойников волновала писателей и поэтов эпохи романтизма. У Х.-К. Андерсена роль злого двойника играла Тень (сказка «Тень»). Главным героем его произведения является молодой Ученый, не пользующийся популярностью у читателей. Он писал книги об Истине, Добре и Красоте. Каждое его произведение было проникнуто нравственно – духовными ценностями. Но окружающая действительность была совершенно иной и поэтому его книги не трогали бездуховное общество. Ученого преследуют бесконечные заботы, он начинает болеть и в конце концов становится слугой своего злого двойника - своей собственной тени. «Тень отлично умела держаться господином, а ученый по доброте сердца даже и не замечал этого [1]». Тень обращается к нему на «ты», с пренебрежением и чувством собственного превосходства. А, в конце концов, начинает выдавать себя за Ученого, а его называть собственной тенью. Когда тень присваивает его достижения и знания и сватается к прекрасной принцессе, Ученый намеревается открыть ей глаза на ее будущего супруга: «Я скажу ей все! Скажу, что я человек, а ты только тень! [1]». Но все попытки Ученого изобличить ложь ни к чему не приводят. От него избавляются, а Тень празднует свадьбу с глупышкой - принцессой. Ученый в произведении Х. - К. Андерсена олицетворяет честь и добро для которых нет места в мире бездуховных людей, где правят обман, хитрость и ложь.
Таким образом, авторов - романтиков волнуют проблемы добра и зла, которые борются в душе человека. Главной несправедливостью в этом мире они считают бездуховность, торжествующую над добром. Используя традиционные сюжеты, авторы дарят миру свои уникальные произведения, наполненные новым философским смыслом о непрекращающейся борьбе добра и зла. Авторы не идеализируют героя-борца с несправедливостью. традиционный сюжет применяется в авторских произведениях по-разному. В одном случае это может быть вариация уже известного сюжета, а в другом - прямая обработка. А «учет взаимодействия и внутренних трансформаций кумулятивной и циклической схем помогает выявить новые качества сюжета [7]» .
Список использованной литературы:
1) Андерсен Х.- К. Сказки. Москва «Детская литература», 1978 . С. 194-206.
2) Борхес Х. Л. Пер. В. Кулагина - Ярцева. Четыре цикла. Изд. дом «Северо-Запад», 1992.- С.3.
3)Луначарский А. В., Тридцать шесть сюжетов, журнал «Театр и искусство», 1912 г., N 34. URL: http://for-writers.ru/forum/5-1292-1
4) Мелетинский E. M. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 159—167.
5) Нямцу А.Е. Традиционные сюжеты и образы в литературе XX века : Учебное пособие [для специальности "Русский язык и литература"] /А. Е. Нямцу; Министерство высшего и средне - специального образования УССР, Черновицкий государственный университет, 1988, С. 20.
6)Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва, издательство «Русский язык», 1989 г., стр. 641.
7)Славутин Е.И., Пимонов В.И. К вопросу о структуре сюжета // Вестник Литературного института им. А. М. Горького, № 2, 2012, стр. 22-30 URL: http://litinstitut.ru/content/vestnik_2012_01