Кинезиологические упражнения как средство активизации мыслительной деятельности у обучающихся.


Кинезиологические упражнения как средство активизации
мыслительной деятельности у обучающихся.
Статистика показывает: из 484 учащихся нашей школы – 82 ученика, дети с ОВЗ- (ЗПР). Это 17 % от общего количества учащихся. ( это официально подтвержденный факт. Но мы с вами знаем, что еще минимум 17-20% могут быть отнесены к той же категории).Включение в учебно-воспитательный процесс коррекционного образования напрямую затрагивает не только психолога, логопеда, но и учителя. Специфика работы учителя в условиях ФГОС предполагает оказание помощи разным категориям детей, в том числе и с ОВЗ. У большинства учащихся этой категории наблюдается незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов на фоне физической гиперактивности.
Активность ( психическая) является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности у детей будет способствовать более эффективному протеканию процесса обучения.
Разнообразные формы и методы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Различают внешнюю и внутреннюю активизацию.
Под внешней активизацией подразумевается стимуляция более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и другое) и поддерживание общей работоспособности ребенка. Приемами для этого служит:
обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов разной работы;
правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
физкультурные, музыкальные минуты отдыха на уроке;
поддерживание позитивных эмоций;
применение игры и соревнования как дидактического приема и др.
Внутренняя активизация – это прежде всего активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование их воображения и творчества.
Основными приемами, используемыми в целях внутренней активизации, являются:
самостоятельная работа учащихся;
элементы программированного обучения (в начальных классах – элементы самоконтроля);
проблемное обучение;
творческие задания.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон, а для активизации деятельности учащихся с ЗПР можно использовать активные методы и приёмы переключение с одного вида деятельности на другой:
Использование кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.  Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
1. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
Развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Ладушки на счет 1,2,3,4
Ладошка-кулачок-ребро
Соединение пальцев с большим поочередно
Заводим двигатель и поехали вперед-назад
Паучок ползет вверх- вниз.
2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим в работе учителя, особенно с детьми с ОВЗ. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:
Самомассаж ушных раковин .  Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
  Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
  Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
1.  Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
2.  При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок,вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
6. Стряхиваем руки, расслабляем.
Упражнения для глаз.
1. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3 — 5 секунд, затем открыть их. Повторить 6 — 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает глазное кровообращение.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 — 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговым движением пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает кровоснабжение глаз.
4. Пальминг. Закрыть оба глаза и прикрыть их ладонями. Дождаться появления «черного поля». Глаза держать расслабленными 1 — 2 минуты.
Использование офтальмотренажеров
Дыхательная гимнастика.
Упражнения выполняются стоя или сидя спина прямая.
Вдохнуть через нос -задержать дыхание под счет от 1 до 5. Выдох через рот.
Вдох через нос. Выдох через рот на счет 1-5.
Вдох через нос тремя порциями- выдох через рот .
Вдох через нос тремя порциями- выдох через рот тремя порциями..