«Групповые технологии.Роль и значение цвета и звука на занятиях по специальности «Маникюр»


Доклад
на районный семинар педагогов дополнительного образования
по теме «Групповые технологии.Роль и значение цвета и звука на занятиях по специальности «Маникюр»
педагог д.о. Брюшинина Татьяна Юрьевна
Основные принципы групповых технологий предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, само- и взаимокоррекцию.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике.
Можно выделить следующие уровни деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой (коллективная форма);
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации (по уровню способностей, по принципу симпатий-антипатии и по другим критериям – в зависимости от поставленных образовательных задач).
Обучение, воспитание и развитие осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах и микрогруппах сменного состава позволяет создать условия для развития у обучающихся самостоятельности и коммуникативности, способствует более успешному освоению учебного материала, а также способствует их успешному самораскрытию и творческой самореализации.
И в самом процессе организации этих самых образовательных условий всё – любая деталь, нюанс – всё имеет свой смысл, свои благоприятные или негативные последствия. Как в процессе выращивания рассады из семян имеет решающее значение и состав почвы, и температура и состав воды, и качество удобрений и освещения, также и а качество воспитания, обучения и развития серьёзное влияние оказывает звук, цвет, та среда и те образовательные средства, которые педагог использует в своей деятельности.
Это и звук речи педагога, и цветовая гамма учебного кабинета, и цветовая палитра во внешнем облике педагога. Но более подробно сегодня мне хотелось бы остановиться на такой теме, как роль и значение цвета и звука на занятиях по специальности «Маникюр». Как же влияет музыкальное сопровождение на качество и результативность практических занятий, а осознанный выбор цветовых гамм при выполнении маникюра помогает самовыражению, самораскрытию внутреннего мира человека, способствует утончению восприятия своего внутреннего мира и гармонизации контактов с миром внешним.
1.Слух и зрение, звук и свет... Прежде чем выполнять практическую работу с телом человека, прикасаться к его рукам, учащиеся получают информацию о том, что к самым чувствительным органам чувств относятся зрение и слух. При этом чувствительность зрения у здорового человека значительно выше.Люди с давних времен замечали их тесную связь.
Еще за 300 лет до нашей эры Аристотель говорил, что изменяющийся, движущийся цвет обладает не только самостоятельными возможностями для выражения чувств человека, но и может действовать одновременно. Заодно с музыкой. Аристотель отметил и то, что «музыка удивительно совмещается с цветом».
В ходе бесед с детьми привожу примеры того, какое необыкновенное впечатление на слушателей и зрителей оказывает сочетание различных форм цвета и звука. Издавна известна зависимость, существующая между отдельными впечатлениями человека. Различные возбуждения вызывают те или иные впечатления, а человек с помощью воображения их дополняет. Поэтому мы можем «чувствовать» аромат искусственных цветов, запах блюд, закрытых стеклом, тепло красного цвета или даже мелодии, и это благодаря впечатлениям от цветовых композиций разной яркости и цвета.
Что же побудило человека задуматься над воздействием света и звука на настроение и состояние каждого отдельно взятого субъекта? Может быть, явления природы, такие как молния и летящий за ней удар грома. Может быть, шуршание грибного дождя и нежные краски радуги, формирующие в душе восторг и необъятное чувство умиротворения.
Малиновый звон... В этом хорошо всем знакомом образном выражении воедино слились цвет и музыка. Нет, не удастся разъединить эти слова. Потеряешь всю красоту! А как много сказано поэтами и литературными критиками о музыке стихов.
Ясно одно: одновременное использование зрительных и слуховых ощущений приводит к определенному воздействию на психику и душевное состояниекаждого человека, и, следовательно, нашихучащихся. И мои дети знают, что существует даже наука о цветомузыке. В ходе занятий вместе с детьми «открываем» удивительную закономерность - о 7 нотах и 7 основных цветах спектра – радуги.
Вот мы и подошли к логическому моменту, где, казалось бы, можно было бы раскрыть конкретные определения сочетания цвета и звука. Например, нота «до» соответствует синему цвету. Но, это не так, точных и единых для всех сочетаний нет, потому как каждый человек – индивидуальность - ориентируется на собственное восприятие каждой ноты и цвета, звучания и соцветия. Существует в разных теориях и разная интерпретация значения цвета. На своих занятиях я стараюсь подбирать музыку, исходя из следующих определений цвета:
Красный цветолицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет всегда в движении, всегда источник энергии. 
Розовый цвет означает романтичность, доброту, надежду.
Оранжевый цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим.
Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания.
Зелёный - покой и неподвижность. В зеленом всегда заложена жизненная возможность, природосообразность.
Голубой – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, порой сложно сосредоточиться. Снижает напряжение, комфортен. 
Синий цвет - Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет.
Фиолетовый - Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Это цвет идеализма, способствует повышению самооценки. В мифах – в средневековье – цвет раскаяния.
Прежде чем приступать к выполнению рисунков, учащимся необходимо знать, что, по данным учёных, все тёмные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый.
2. На занятиях по моей специальности большую часть времени занимает практика. В полной тишине выполнять задания группе в 25 человек и продолжительностью занятий в 2,5 часасложно, дети начинают заполнять тишину посторонними разговорами, что частично отвлекает их, а иногда мешает выполнению поставленной цели в практической работе. Поэтому я уже давно практикую включатьспокойную музыку фоном, так, чтобы можно было что-то говорить детям, не перекрикивая музыку. Со временем заметила, что,при звуках энергичной музыки, дети оживляются, ведут себя намного эмоциональней и возбуждённей, чем обычно. Это не только не полезно, но и опаснона наших занятиях, поскольку нам нужно развивать усидчивость и умение сосредотачиваться на одном задании, ведь одно неосторожное движение щипцами во время обрезного маникюра и - порез гарантирован.
Однако именно такая эмоциональная реакция детей навела меня на мысль о том, что можно через музыку помочь детям глубже прочувствовать ещё и тему занятия.Занявшись исследованием этого вопроса, я узнала, что и сочетание музыки с цветом эффективно могут помочь в прочувствовании, а затем – и в осознании учебного материала, его связи с самой Жизнью.
3. Вот, например занятие, где мы осваивали приёмыСпа-маникюра. Спа–маникюр отличается от обычного тем, что помимо обработки ногтей важно создать расслабляющую атмосферу, психологический настрой клиента на получение удовольствия. Для этого мы делали не обрезной, и не аппаратный, а европейский маникюр, расслабляющий массаж рук, такую приятную процедуру как парафинотерапия. А так же зажгли свечи, арома-лампы зелёного цвета с эфирными маслами, на столах разложили множество стеклянных камней белого, розового, голубого цвета. И очень ответственной частью, конечно же, стал подбор музыки. Просто спокойной музыки мне показалось недостаточно, действительно эмоционально расслабиться нам помогла релаксирующая музыка природы- шум летнего дождика, пение птиц, шелест листвы, звуки леса – все это на подсознательном уровне переносило в лес, воображение рисовало каждому свою счастливую картину. Так же мы включали образные миниатюры Новосибирского авторского театра «Солнечный принц» под названием «Звездная капель», которые вызвали гамму чувств и помогли и на физическом и эмоциональном уровне расслабиться, дать отдых душе и телу, чтобы получить естественный, необходимый заряд бодрости и сил.
4. На других занятиях, по теме «Гжельская роспись в нейл-арте», технология цвето-звуко- сочетания даёт иные плоды. Сегодня есть возможность показать практические результаты такого занятия. Предваряетпрактикузнакомство с историей возникновения гжельской росписи,осмотр выставки предметов, разрисованных в данной технике, а затем мы перешли к изучению основныхэлементов гжельской росписи. Затем, включили музыку, спокойныерусскиенародные песни, напевы, а так же музыку с пением птиц, которая помогала бы детям в представлении образов, в воображении картины летней поляны, усыпанной теми цветами, которые предстояло сотворить с помощью инструментов и красок. Каждая ученица по-своему, но одинаково успешно, справилась с поставленной задачей, и, имея перед собой синюю и белую краску, создала вот такие дизайнерские работы на ногтях(показ).
Таким образом, в технологиях группового обучения на занятиях по специальности «Маникюр» большое значение в обеспечении качества и эффективности образовательного процесса имеют технологии гармоничного сочетания цвета и звука.
5. Благодарю за внимание!Использованная литература:
Цвет и музыка. Александр ЕфимьевНаука и жизнь №08/1961 26.02.2014
http://www.nehudlit.ru/articles/tsvet-i-muzyka.htmlПсихология цвета, значение цвета.
По материалам авторского курса лекций Нелюбова М.В.
http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm